История шаманизма
Некоторые ученые (в первую очередь, Доддс) объясняют распространение шаманской практики и мифологии контактами греческих колоний вГеллеспонте и на Черном море с иранскими племенами (скифами). Карл Мойли первым описал шаманскую природу ряда скифских обычаев и указал на их отражение в греческой традиции, а также обнаружил шаманские элементы в греческой эпической поэзии. Археологи же пришли к выводу, что шаманские ритуалы практиковались в Сибири ещё в эпоху неолита и в бронзовом веке. В отличие от большинства религиозных учений, созданных тем или иным основателем, шаманизм сложился естественным, историческим путем. На определенном этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли лишь особо одаренные личности. Появилась потребность в посреднике между обществом и мифическим миром.
При попытке систематизировать и накапливать шаманский опыт примитивные религии развивались в более сложные, примером такого всеобъемлющего мировоззрения, трактующего общение с духами и накапливающего практические знания о природе и душе, являетсядаосизм.
В последнее время шаманские практики стали активно применяться в школах и религиях Нью-эйдж, и в различных системах психотерапии.
Бурханизм — новая религия откровения, зародившаяся и распространившаяся на Алтае в начале XX века. Бурханизм (от слова Бурхан, обозначающего бога или Будду в языках региона) алтайцы называют «белой» или «молочной» верой, в противопоставление шаманизму — «черной вере» и направлениям тибетского буддизма, именуемым в регионе по цвету одежд «жёлтой» (гэлугпа) и «красной» (предшествующие школы тибетского буддизма) верой.
Проповедники Ак-Дьанг — ярлыкчи отвергали черных духов и контакты с обитателями подземного мира, поклонялись только «белым» покровителям и почитали верховное божество Юч-Курбустан. В основе бурханизма лежали элементы исторических мифов, вера в мессию. Официальным становлением бурханизма явились алтайские моления в долине Теренг в Усть-Канском аймаке в 1904 году (ныне Усть-Канский район Республики Алтай).
Тибе́тский буддизм — (ранее также некорректно ламаизм) — направление в буддизме, характерное для Тибета и прилегающих областей Гималаев.
Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник, включающий традиции Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны.
Уникальным для тибетского буддизма является начавшаяся в XIII веке традиция передачи как учения, так и духовной и светской власти в рамках линий перерождений видных деятелей буддизма. Это резко отличает тибетскую цивилизацию от преобладающих в других цивилизациях способов избрания главы: наследственного и выборного. В своём развитии эта идея привела к объединению духовной и светской власти в линии Далай-Лам.