Я-концепция личности, ее практический смысл
Самоопределениекаждого человека, или Я-концепция (Я-образ),вырабатывается в процессе взаимодействия с окружающими людьми. «Я» работает как схема (Я-схема), определяющая, как мы обрабатываем информацию об окружающем мире и о себе. Воспринимаемый мир группируется вокруг восприятия себя. Эффект соотнесения с самим собойпредполагает, что мы обрабатываем информацию о себе лучше, чем любой другой вид информации. Сосредоточенность на себеозначает направление собственного внимания на себя в противопоставление внешнему миру. Сосредоточенность на себе (на положительных и отрицательных воспоминаниях), настроение, внешние события, ожидания будущих успехов и неудач являются взаимосвязанными. Я-концепция не фиксирована. Мы знаем о других возможных «Я», которыми мы могли быть или, например, боимся стать. Я-концепция изменяется с возрастом и под влиянием ситуативных факторов.
«Я» имеет важный практический смысл - оно помогает организовать наше социальное мышление и дает энергию нашему социальному поведению. Чувство «Я» конкретно влияет на:
• личный опыт.Самоэффективность возникает из опыта мастерства. Успешное решение задачи, требующей больших усилий, порождает чувство собственной компетентности;
• суждения других людей.Мы оцениваем себя, отчасти принимая во внимание то, что о нас думают другие. Дети, о которых отзываются как о талантливых, работоспособных или готовых помочь, стремятся воплотить такие идеи в свои Я-концепции и поведение;
• роли, которые мы играем.Когда мы только начинаем играть новую роль (студента университета, родителя, продавца и т.д.), мы можем испытать чувство неловкости. Постепенно наше «Я» впитывает то, что ранее воспринималось просто как исполнение роли в театре жизни. Игра становится реальностью;
• самооправдание и самовосприятие.Мы иногда испытываем дискомфорт, если говорим или действуем неискренне либо выступаем в поддержку того, о чем в действительности почти не задумывались. В таких случаях мы оправдываем свои действия, идентифицируя себя с ними. Более того, наблюдая за самим собой, воспринимаем себя как человека, придерживающегося взглядов, которые мы выражаем;
• социальное сравнение.Мы всегда стремимся осознать, чем мы отличаемся от окружающих нас людей. Сравнение с другими формирует нашу самоидентификацию как остроумных или туповатых, благородных или подленьких, богатых или бедных.
Психологические защитные механизмы личности
Психологические защитные механизмы - это любые реальные или воображаемые действия психологической защиты личности (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивное мнение личности о самой себе.
Защитное поведение позволяет личности защититься от тех проблем, которые пока она не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий, уйти от угрожающей реальности, иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку личность в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а личность проблему не решает, то этот защитный механизм может явиться препятствием личностного роста. Поведение личности становится малопредсказуемым, она может вредить сама себе, она уходит от реальности и от тех проблем, которые ей надо решать.
Таким образом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему личность прячет, подменяя ее новыми псевдопроблемами.
Содержание социализации личности и ее этапы
Социализация - процесс включения человека в организационное окружение, вхождения в социальную среду.
Социализация личности - процесс усвоения и активного восприятия человеком общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки и привычки, т.е. усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Основные сферы социализации личности: деятельность, общение и самосознание (рис. 8.2).
Деятельность - это динамическая система взаимодействия человека с миром. В процессе деятельности человек раскрывает свои психологические свойства и выступает по отношению к вещам и предметам как субъект, а по отношению к людям - как личность.
Рис. 8.2. Сферы социализации
Самосознание - это относительно устойчивая осознанная система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми, т.е. процесс становления человека.
Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Оно возникает в процессе совместной деятельности и включает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (рис. 8.3).
Рис. 8.3. Структура общения
Коммуникация - это обмен информацией между общающимися людьми.
Интеракция - это взаимодействие и воздействие людей друг на друга в процессе межличностных отношений, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных обществ).
Для успешного вхождения в организацию каждому новому работнику необходимо изучить системы ценностей, правил, норм и поведенческие стереотипы, характерные для данной организации. При этом важно знать те из них, без знания которых первоначально при взаимодействии человека с окружением могут возникнуть неразрешимые конфликты.