Кроме того, в разных странах существуют свои особенности этикета деловых обедов
Япония. В Японии деловой обед часто сопровождается вручением небольшого подарка. Подарок должен быть в упаковке, лучше из бумаги пастельных оттенков и без лент и бантов. Вручать его нужно, держа в обеих руках. Дарить четыре и девять предметов (неважно чего) – к несчастью.
Индия. Отвечать прямым отказом на приглашение считается здесь очень невежливым и даже оскорбительным. Лучше дать «туманный», ни к чему не обязывающий ответ, например, «Я постараюсь, если дела меня не задержат».
Арабские страны. Если вы приглашены на обед или прием, лучше прийти позже указанного в приглашении времени на 15-20 минут. Считается, что любой уважающий себя человек должен заставлять себя ждать. Если же вы придете вовремя, то хозяин обеда может решить, что вы слишком заинтересованы в данных деловых отношениях, и тогда во время сделок все преимущества будут на его стороне. И никогда ничего не ешьте и не передавайте левой рукой!
Китай. Гостеприимство и любезность – обязательная черта китайцев. И если деловой обед и радушие хозяина обеда превосходят все ваши ожидания, это еще не значит, что сделка у вас в кармане. Скорее наоборот! Часто это метод смягчения отказа.
Деловой обед — мероприятие очень важное и ответственное. Ведь довольно сложно одновременно есть, говорить и внимательно слушать. Чтобы упростить процедуру проведения делового обед, нужно тщательно соблюдать правила этикета за столом.
Деловой обедможет повлиять на многое в развитии вашей карьеры, поэтому к нему нужно тщательно подготовиться.
В первую очередь, поблагодарите человека, пригласившего вас. Если приглашение пришло к вам в письменном виде, то и отвечайте на него также. Выражайте благодарность, даже если идти на него вы не собираетесь.
Большое значение имеет тема беседы. Не затрагивайте медицинские, религиозные и политические темы. Обсуждайте детей, историю, погоду и достопримечательности. К решению деловых вопросов переходят после подачи основного блюда. К раскладыванию бумаг переходите тогда, когда весь стол уже освобожден от еды.
10 вещей, которые нужно знать прежде, чем сесть за стол
1. Салфетка должна лежать у вас на коленях, ни в коем случае не закладывайте ее себе за воротник, даже если очень сильно хотите защитить свой галстук от Ermenegildo Zegna.
2. Сидите прямо и следите за тем, чтобы ваши локти не попадали в личное пространство вашего соседа. Во время еды не кладите локти на стол и не облокачивайтесь на них.
3. Если вам подают блюда на отдельных тарелках, подождите, пока обслужат всех, прежде чем приниматься за еду. Если вы берете себе что-то из общих блюд, передайте тарелки по кругу и придерживайте их для своего соседа.
4. Приборы в паузах между едой должны лежать на тарелке. Никогда не жестикулируйте приборами и не скребите ими по посуде. Дурным тоном также является стучать приборами о зубы.
5. В зависимости от степени формальности мероприятия, количество приборов на столе может варьироваться. Общая схема, однако, всегда одинаковая — слева вилки и ножи, справа ложки. Приборы следует брать, начиная с крайнего, по мере смены блюд.
6. Поддерживайте спокойный темп во время еды и старайтесь следовать за своими визави. Держите рот закрытым и производите минимум шума. Не чавкайте. Ни при каких обстоятельствах не говорите с полным ртом, даже если вас посетила гениальнейшая идея.
7. Не налегайте на вино и не просите «обновить», если только вы не обедаете в очень близком кругу. Не теряйте контроля — нет ничего хуже пьяного за столом, особенно во время делового обеда.
8. Тарелку с супом наклоняйте от себя, ешьте суп боковой стороны ложки, не пытайтесь повернуть ее к себе под углом 90 градусов. Закончив, оставьте ложку в суповой тарелке, а не на блюдце рядом.
9. Спагетти, по правилам, едят одной вилкой. Намотайте небольшую дозу спагетти, вращая вилку по часовой стрелке в тарелке. Не втягивайте их в себя с шумом, но не слишком переживайте, если некоторая часть спагетти будет свисать у вас изо рта — это нормально.
10. Разломите хлеб на маленькие кусочки на один укус и намазывайте маслом каждый кусочек отдельно, перед тем как отправить его в рот. Сыр на общей тарелке режется специальным сырным ножом. С круглым сыром следует поступать так же, как с тортом: разрезать его на треугольные порции. Никогда не отрезайте «носик» у треугольного куска, режьте только вдоль.
11. Закончив, положите вилку и нож рядом зубцами вверх в середину тарелки. Уходя, положите салфетку, не сворачивая ее, рядом с тарелкой.
12. И самое главное, если блюда вам понравились — не стесняйтесь пригласить повара в зал и поблагодарить за еду. На самом деле, это позволит вам сделать тонкий психологический ход, показав таким образом партнеру, что вы умеете не только быть вежливым, но и выказывать свою благодарность за действительно хорошо сделанное дело.
ФУРШЕТ
Фуршет (в офисе, на работе, т.е. деловой, но не свадебный – о таком фуршете поговорим отдельно) — это отнюдь не увеселительное мероприятие, какой может являться, например, корпоративная вечеринка. Как правило, фуршет — это неформальный легкий деловой ужин, который подразумевает скорее общение, нежели прием пищи. Легкий фуршет — прекрасное место для завязывания знакомств с представителями и руководителями других компаний, коллегами из других отделений и филиалов.
Согласно этикету фуршета, подчиненные приходят первыми, а руководители могут чуть припоздниться. Первыми покидают фуршет, наоборот, сначала руководители, подчиненные же могут еще оставаться. Правилами этикета не запрещается приходить на легкий фуршет на работе или в офисе немного позже, но появляться лишь в самом конце – моветон.
Меню фуршета составляют по большей части разнообразные закуски, которые удобно и просто класть на тарелку. Само название — «фуршет», означающее в переводе с французского «вилку», подсказывает нам и основной столовый прибор, который подразумевают правила фуршета.
Явившись на легкий фуршет, отыщите для начала его организатора и поприветствуйте. Если гости уже накладывают себе еду, Вы можете к ним присоединиться.
Закусочную тарелку берут из стопки (посуда обычно стоит рядом со столами с едой), держат ее в левой руке, на тарелку кладут вилку. Фуршет подразумевает некую свободу действий: вы можете подходить к столу и набирать столько еды, сколько вам захочется. Поэтому не стоит накладывать на тарелку слишком много еды: ее будет неудобно держать, поэтому и смотреться это будет нелепо. Лучше подходите за едой несколько раз и кладите понемногу. Кроме того, по правилам фуршета не стоит долго задерживаться возле стола с закусками, позвольте другим приглашенным тоже подойти.
Знакомиться и общаться с гостями можно прямо с тарелкой и бокалом. Чтобы освободить правую руку и поздороваться, допустимо поставить бокал на тарелку.
Часто легкий фуршет устраивается не в офисе, а на открытом воздухе. Несмотря на это, не стоит курить вблизи стола. Следует отойти в сторону и закурить там. Если мероприятие проходит в закрытом помещении, уточните у организаторов о возможности закурить. Все чаще курение на фуршетах принимают за моветон. Возможный выход — электронная сигарета, которая в отличие от обычных сигарет не будет раздражать окружающих неприятным запахом.
Меню фуршета может быть очень разнообразным, а сервировка предполагает наличие на общем блюде прибора, которым перекладывают еду себе в тарелку. Не стоит пользоваться для этих целей своей вилкой – таково правило этикета. Кроме того, не забывайте возвращать общий прибор на свое место.
Трапеза на легком фуршете, как правило, начинается с овощных и холодных рыбных закусок. Примерно через полчаса официанты подают горячие закуски. Для накалывания еды и удобного ее употребления в пищу используются специальные шпажки.
Тарелку для горячих закусок следует взять чистую, поставив ту, которую Вы использовали для холодных, на отдельный стол для грязной посуды.
Если меню фуршета предполагает десерт, то его подают примерно через 20 минут после горячего, а следом идет очередь шампанского. На этом трапеза может не окончиться: гостям часто предлагают кофе и коньяк. Если Вы не отказываетесь от них, то по правилам этикета на фуршете нужно взять чашку кофе в левую руку, а коньяк – в правую. Пить следует, поочередно отхлебывая из одной и другой емкости.
Легкий фуршет обычно длится не больше пары часов. Этого вполне хватает, чтобы приятно и плодотворно пообщаться и неплотно поесть.
И в заключение об одежде. Правила и требования фуршета здесь довольно незатейливы: дамам следует надеть платье для коктейлей, а мужчинам – костюм в свободно-деловом стиле.
Фуршет – устраивается при большом количестве гостей, которых к тому же нужно принять за ограниченное количество времени. Фуршет организуется также в тех случаях, когда главной целью мероприятия является общение, завязывание контактов с максимально возможным количеством людей.Это оптимальный формат для организации приема в помещениях компании, у себя в офисе. Фуршет обычно организуется между 17:00 и 20:00.
Здесь гости сами выбирают блюда и напитки, расставленные на столах. Накрываются длинные, предпочтительно узкие, столы, которые располагаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению гостей. Обычно меню фуршета состоит из большого количества закусок, но может включать горячие блюда, устанавливаемые на специальных подогревательных приборах. Закуски и горячее должны быть представлено в таком виде (порезанном или порционном), чтобы было удобно есть стоя при помощи одной вилки. Из напитков: пунши, виски, шампанское, вина, соки, вода. Иногда подается десерт, чай, кофе, но не обязательно. В нескольких местах на столе стопками раскладываются тарелки, вилки, ножи, рядом бумажные салфетки.
Напитки либо разливаются официантами, стоящими за отдельными столиками, либо самими гостями. Часто официанты дополнительно разносят блюда и напитки по залу. Время ухода с фуршета не фиксировано. Можно прийти и уйти в любое время в пределах, указанного в приглашении.
Коктейль – аналогичен фуршету по подаваемым блюдам. Время коктейля обычно ограничено двумя-тремя часами и указано на приглашении. Прийти и уйти с коктейля можно в любое время, в пределах указанного. Если коктейль устраивается в перерыве конференции или совещания, то спиртные напитки могут не подаваться. Коктейли и фуршеты проводятся стоя. Форма одежды, как правило, - деловой костюм, но, если это указывается в приглашении, возможен и смокинг.
Вечерний прием типа «фуршет» устраивается в торжественных случаях и начинается в восемь вечера или позднее. Меню схоже со стандартным меню фуршета, только обильнее. А вот форма одежды более нарядная: черный (темный) костюм, смокинг или фрак для мужчин и вечернее платье для женщин, обычно оговаривается в приглашении. Все приемы с рассадкой, у нас их иногда называют банкет с рассадкой, устраиваются для такого количества гостей, которое может вместить имеющееся или арендованное помещение. Самое простое, конечно, организовать подобное мероприятие в ресторане. Хотя, в этом случае необходимо предварительно выяснить насколько компетентен и любезен обслуживающий персонал заведения, иначе вечер может быть безнадежно испорчен и для вас, и для ваших приглашенных.
Ф.Ф. Молочков. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. Москва Международные отношения Отношения, 1979
Fabrice Jobard, Paule Pascaruello, Guide des usages, du protocole et des relations publiques Territorial Edition, Novembre 2006
Деловая этика: учебное пособие. Подопригора, М.Г. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.
Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: 1996.
Вихлянский С.С., Наумов А.И. Менеджмент. - Высшая школа. - М.: 1999.
Волгин Б. Деловые совещания. - М.: 2003.
Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания.- М.: 2000.
Данкел Жаклин Деловой этикет. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Дебольский М. Психология делового общения. - М.: 2002.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.: Пер. с англ.- К.: 2001.
Конева Е.В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.
Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: 1997.
Панфилов А.К. Деловой стиль в общении. – М.: 2002.
Першин Г.В., Альбов А.С., Левтов В.Е. Справочное пособие для успешного делового общения. – Спб.: 2002.
Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели // Под ред. Л.Д.Николаева. – М.: 2003.
Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь: 2002.
Харченко Н.П. Русский деловой стиль (Деловая речь и официально-деловой стиль современного русского литературного языка). – Владивосток: 2003.
Честара Дж. Деловой этикет. - М.:1997.