Типичная структура программ базового психологического образования
Основные дисциплины | Дополнительные дисциплины | Общеобразовательные дисциплины |
Обязательные | Обязательные | Обязательные |
Элективные | Элективные | Элективные |
Примечание. Соотношение отдельных составных компонентов может быть разным в разных образовательных программах, университетах и странах.
Доля психологических дисциплин как основных в структуре образовательных программ базового психологического образования в разных странах различается. В большинстве европейских стран психологические дисциплины составляют подавляющее большинство учебных предметов, изучаемых студентами-психологами. В качестве дополнительных дисциплин для изучения могут предлагаться предметы биологического или социального профиля. В США для студентов, выбравших
50 Глава 3. Современное психологическое образование
психологию как major (мэджор), психологические дисциплины составляют обычно 1/3 от общего числа изучаемых предметов. Еще 1/3 составляют учебные предметы общеобразовательного профиля. Из оставшейся У., дисциплин половину может составить minor (майнор), т. е. дисциплины дополнительной специализации, а другая половина может состоять из любых курсов, преподаваемых в университете (по выбору студента), или это может быть второй майнор. Майнора может и вообще не быть, тогда вся оставшаяся 1/3 дисциплин может составлять курсы по свободному выбору студента. Таким образом, возможны различные структуры учебных планов, которые могут выбирать студенты. В России структура образовательных программ базового психологического образования имеет сходство с американскими программами: и в том и в другом случае значительный вес имеют общеобразовательные дисциплины (1/3 изучаемых курсов). Однако в российских программах профессиональные психологические дисциплины составляют 2/3 от общего числа изучаемых предметов, а в США — 1/3. Связано это, по-видимому, с тем, что российское базовое психологическое образование (в отличие от американского) предполагает не только получение высшего образования, но и профессиональную подготовку.
В США студенты колледжей имеют право на выбор дисциплин и своего учебного плана в соответствии с будущей Специализацией. Однако действует система «предварительных условий», которая вносит определенный порядок в учебную программу студента. Условий может быть довольно много. Одно из них — заранее регламентированная последовательность предлагаемых и выбираемых курсов.
В учебные программы подготовки бакалавров входят три группы дисциплин:
♦ общеобразовательные дисциплины;
♦ специальные дисциплины (основные — major и второстепенные — minor);
♦ дисциплины по выбору студента (electives).
Общеобразовательная подготовка — существенная часть учебной программы психологов-бакалавров. Она различается в разных колледжах и университетах и может включать, например, такие дисциплины, как «Философия», «Этика», «Логика», «Литература», «Математика», физические и биологические науки, религиозные дисциплины, социальные дисциплины, «Научное исследование», курсы по письменной речи, методы количественного анализа, иностранный язык, теория и история искусств, изучение современного мира и его прошлого. Следует учесть, что это только предметные области, из числа которых студент выбирает курсы для изучения (Володарская, Лизунова, 1990, с. 60-61).
Специальное обучение в высших учебных заведениях США основывается прежде всего на профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной на подготовку к научной деятельности или же к практической психологической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответствующие общему (General Track) или специальному (Career Track) направлениям подготовки. Студентам предлагается три типа курсов по психологии:
♦ обязательные;
♦ специальные курсы по интересам;
♦ продвинутые интегративные курсы (Володарская, Лизунова, 1990, с. 62).
3.2. Базовое психологическое образование 51
Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность.
Кроме того, российское высшее психологическое образование, как и американское, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.
Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.
Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. Поэтому они изучают такие предметы, как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.
О содержании психологических дисциплин, изучаемых студентами-психологами, речь пойдет в следующих главах.
Полный курс базового высшего психологического образования дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать самостоятельную психологическую деятельность. Министерство высшего образования и психологические организации разрабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования и профессиональной подготовки психологов. Базовое психологическое образование в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на данную образовательную деятельность. Лицензия выдается Министерством высшего образования и дает учебному заведению право вести образовательную деятельность по программам подготовки психологов. При выдаче лицензии министерство учитывает качество разработанной программы обучения, имеющиеся преподавательские кадры, которые будут осуществлять обучение, наличие обучающих ресурсов в виде учебной литературы и других учебных материалов. Однако лицензия сама по себе еще не дает учебному заведению права выдавать диплом государственного образца. Лицензия только разрешает вести образовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом. Государственная аккредитация означает право высшего учебного заведения выдавать диплом государственного образца.
В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:
1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей.
52 Глава 3. Современное психологическое образование
3. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей. Перечень направлений подготовки и специальностей, 2000:
1. Обучение по специальности «020400 — Психология»предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях.
Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
♦ диагностическую и коррекционную;
♦ экспертную и консультативную;
♦ учебно-воспитательную;
♦ научно-исследовательскую;
♦ культурно-просветительную.
На старших курсах студенты могут получить дополнительную специализированную подготовку в той области, которая их интересует. Специализация является частью специальности, в рамках которой она создается, и предполагает получение более глубоких профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю специальности. Наименование специализации развивает наименование основной специальности. Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следующих сфер:
1. Общая психология.
2. Психология личности.
3. Социальная психология.
4. Политическая психология.
5. Психология менеджмента.
6. Юридическая психология.
7. Психология труда и организационная психология.
8. Клиническая психология (с 1998 г. стала отдельной специальностью).
9. Психофизиология.
10. Специальная психология.
11. Психология развития и акмеология.
12. Педагогическая психология.
13. Психологическое консультирование.
14. Психология социальной работы.
15. Спортивная психология.
Предметная профессиональная подготовка по дисциплинам специализации организуется в объеме от 500 до 2000 часов. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается.
3.2. Базовое психологическое образование 53
2. Обучение по специальности -«031000 — Педагогика и психология"предпола
гает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяю
щие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое
обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие уча
щихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях раз
личного типа.
Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
♦ коррекционно-развивающую;
♦ преподавательскую;
♦ научно-методическую;
♦ социально-педагогическую;
♦ воспитательную;
♦ культурно-просветительную;
♦ управленческую.
3. Обучение по специальности «022700— Клиническая психология»предпола
гает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого
профиля, Позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-ис
следовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресур
сов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического раз
вития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую
реабилитацию. Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности
адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и ду
ховным состоянием.
Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:
♦ диагностическую;
♦ экспертную;
♦ коррекционную;
♦ профилактическую;
♦ реабилитационную;
♦ консультативную;
♦ научно-исследовательскую;
♦ культурно-просветительную;
♦ учебно-воспитательную.
В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологическойспециальности, например:
030900 — Дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»);
031900 — Специальная психология (с присвоением квалификации «Учитель-психолог»);
032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»).
54 Глава 3. Современное психологическое образование
В случаях, когда психология является дополнительной специальностью в учебной программе, объем учебного времени и количество изучаемых студентами дисциплин значительно меньше. В этом случае выпускники лучше подготовлены к работе по основной специальности, чем по дополнительной.
Психология существует в российском высшем образовании также в качестве направления подготовки бакалавров и магистров.
521000 — бакалавр психологии (2-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО);
521000 — магистр психологии (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО).
Большой опыт организации таких образовательных программ накоплен в Российском государственном педагогическом университете, Санкт-Петербургском университете (Калягина, 1998).
В России существуют также высшие учебные заведения, предлагающие различные формы заочного, вечернего или очно-заочного психологического образования. Однако таких учебных заведений немного.