Д е л о в ы е и г р ы
Деловая игра
"Вертушка"("Кто мы?")
Цель игры: с различных сторон рассмотреть заданную ситуацию, сформировать мнение по вопросу.
Для проведения игры необходимо выбрать летописца, который будет фиксировать на бумаге все ответы, разделить всех участников на 4 группы и распределить между ними роли:
1 группа – Администрация образовательного учреждения,
2 группа – Родители, общественность,
3 группа – Волонтеры, занимающиеся профилактикой асоциального
поведения,
4 группа – ребята, друзья из группы риска.
Ведущий задает вопроси каждая группа, после 5 минут обсуждения, формулирует мнение по нему, представив себя в заданной роли. Летописец фиксирует. Остальные группы могут задавать вопросы. Задача выступающих обосновать свое выступление и не отойти от своей роли.
После того как выслушаны и зафиксированы все ответы, группы по часовой стрелке меняются ролями и при ответе на следующий вопрос представляют себя другой социальной группой. И так до конца игры. В итоге. Все группы побывают во всех ролях.
Вопросы ведущего для обсуждения в группах:
1. Кто такие волонтеры?
2. Какими личностными качествами должен обладать волонтер?
3. Чем должны заниматься волонтеры, какие выполнять функции?
4. Нужно ли волонтерское движение за здоровый образ жизни? И для чего?
Задача ведущего строго следить за сменой ролей между группами и помогать участникам игры не выходить из новой роли.
Итогом игры становится сформированное разностороннее мнение о специфике и назначении волонтерского движения.
Организационно – деятельностная
деловая игра для старшеклассников
"Что я зная о …"
(ЗППП – заболевания, передающиеся половым путем)
Оборудование: - 20 фотографий (плакатов)
- листы с описанием организаций и учреждений (по количеству команд)
- картон
- бумага
- карточки – визитки
- маркеры, фломастеры
- часы
- таблицы с экономическими данными
- микрофон
- магнитофон, аудиокассеты
- столы, стулья
Участники: - группы старшеклассников по 10-15 чел. (до 10 групп)
- ведущий
- помощник ведущего (ответственный за оборудование)
- звукорежиссер
- главный экономист (выделяет денежные знаки)
- хранитель времени (следит за временем)
Задачи игры: - подготовка волонтеров-учащихся,
- создание ситуаций выбора, их прецедентное обсуждение подростками,
- расширение поля знаний, умений и навыков подростков по формированию здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения.
Ход игры:
I этап – ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ (5 минут)
Можно использовать игровые элементы из программы "Лидер". Группы рассаживаются вокруг столов.
II этап – "МЫ ВЫБИРАЕМ – НАС ВЫБИРАЮТ"
Ведущий показывает на 20 ярких, красивых портретных фотоснимка. Из этих 20 людей 6 – заражены заболеваниями, передающимися половым путем. Ситуация жизненная – каждый день мы что-то выбираем, в т.ч. и половых партнеров. Задумываемся ли мы над тем, что можем заразиться ЗППП.
Ведущий предлагает каждому участнику выбрать 3 снимка, как 3-х желательных половых партнеров и написать номера фотопортретов на карточке. Карточки собирает помощник. Пока он подсчитывает сколько в аудитории потенциально "зараженных" ЗППП, проходит следующий этап.
III этап – ЗНАКОМСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В КОМАНДАХ
Ведущий предлагает на визитке написать свое имя или псевдоним, как бы хотелось чтобы вас сегодня называли.
Далее в группах выбираются:
- руководитель (директор), лидер группы (руководит работой группы),
- секретарь – референт (собирает информацию и озвучивает ее),
- экономист (ведет учет денежных средств, заработанных командой),
- супервайзер – контролер (следит, как правила игры выполняются участниками).
Помощник ведущего раздает экономистам табеля учета денежных средств, куда записывается приход и расход.
ГРУППА ________________
ЭКОНОМИСТ ________________________
___________________
(подпись)
№ | тур | приход | расход | итог |
Денежные средства начисляются за:
- инициативу,
- творчество,
- верность и точность высказываний,
- организованность,
- вопросы,
- ответы.
Денежные средства снимаются за:
- неверные ответы и отсутствие ответа,
- неорганизованность, шум, гам,
- некорректное поведение.
За это время помощник подводит итог, сколько же человек выбрали себе партнеров, зараженных ЗППП. Как правило – это 50 – 70 % аудитории. Ведущий делает вывод: необходимо вместе работать по профилактике.
IV этап – ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ (для команд)
ЗАДАНИЕ 1.
Каждая команда - учреждение, занимающееся теми или иными формами профилактической или оздоровительной работы. Лидеры выбирают 1 из карточек, которые предлагает помощник ведущего, где описаны эти учреждения. Задание – подготовить вывеску и презентацию данного учреждения. Команды выступают по очереди. Им можно задавать вопросы. Главный экономист распределяет денежные средства. Экономисты заносят их в свои ведомости.
ЗАДАНИЕ 2.
Доступно рассказать о ЗППП (На карточках рассказы раздаются по командам.)
ЗАДАНИЕ 3.
Доступно рассказать о тех или иных средствах профилактики или лечения ЗППП.
ЗАДАНИЕ 4.
Сделать рекламный ролик "я – за!" или "Я – против!"
V этап – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
- Экономисты озвучивают сколько денежных единиц заработали команды.
- Дается слово представителю от каждой команды о впечатлениях, положительных и отрицательных моментах, что нового узнали в ходе игры.
- Победители награждаются.
Деловая игра
«ИДЕЯ.RU»
Задачи:
1.
2. Самоопределение подростков в предлагаемой деятельности.
3. Планирование совместной деятельности на год.
4. Формирование «органов самоуправления».
Ход игры:
Первый этап.
Участникам сообщается, что у них есть возможность подключиться к всемирной сети Интернет и стать ее пользователями.
Каждый участник получает сайт-страничку, которую заполняет самостоятельно (время работы – 15-20 минут):
«Адрес» - фамилия, имя (класс).
«Я ищу» - цель на год.
«Каталог» - ребенок выбирает одно из направлений деятельности, работая в котором сможет достичь желаемого результата.
«Информация» - участник указывает необходимые сведения о себе (те, которые важны для автора сайта).
Таким образом, участник «подключается к сети Интернет, создает свой сайт и помещает его в один из каталогов: культура, природа, общество, спорт, техника (большие конверты). Каждый участник имеет возможность посетить любой сайт и познакомиться с информацией, помещенной на нем.
Второй этап – работа в каталогах по разработке содержательных идей.
Информация со всех сайтов систематизируется в каталогах по пяти направлениям. С этого момента авторы сайтов, выбравшие одно направление, собираются вместе, знакомятся, обмениваются информацией и вырабатывают идеи совместных дел, проведение которых поможет в реализации намеченных планов на год. Результатом этого этапа игры должны стать совместные сайт-странички, в которых будет помещена реклама будущих дел и координаты разработчиков.
Третий этап – голосование.
Все участники имеют право посетить любую из созданных страничек и проголосовать за идею, помещенную на ней (голосование осуществляется путем приклеивания жетонов в специальном «окне», каждый участник имеет право проголосовать за три идеи). В третий этап выходят те идеи, которые получат не менее 10 голосов.
Четвертый этап – создание фирм.
Инициативная группа по реализации идей (или любой, кто заинтересуется), набравшая не менее 10 голосов, имеет возможность создать свою фирму. Она набирает себе единомышленников (в случае необходимости) и регистрирует фирму. Для регистрации необходимо предоставить план деятельности фирмы, ее название и фамилию директора. На общем сборе объявляются те фирмы, которые прошли регистрацию, и с этого момента они начинают свою работу по воплощению идеи, выработанной в ходе игры. По окончании работы (после проведения дела или нескольких дел) фирма получает сертификат.
Аналитическая работа.
На сайт-страничке в разделе «Поиск фиксируется весь путь автора сайта по достижению поставленной цели. Запись производится директором фирмы. Здесь же отражается работа в команде (поручения, работа в творческих группах). В окошке с помощью специальных знаков автор странички отражает полученный результат. По окончании игры (в конце года) с помощью этих страничек можно будет определить самых активных участников.
Адрес: | ||||
Я ищу: | ||||
Каталог | ||||
спорт | техника | общество | природа | культура |
Информация о пользователе | ||||
Умею: | ||||
Могу научить: | ||||
Есть идея: | ||||
Поиск | ||||
– вернуться назад
– есть первые успехи
– иду вперед в этом же направлении
– стою на месте
– не могу определиться
– есть результат
Деловая игра
«Необычное в обычном»
Цели и задачи:
Ø стимулировать творческую активность и продуктивность ребят, исходящую из предложений, новаторских идей;
Ø способствовать критическому исследованию своего собственного опыта;
Ø овладевать навыками работы в малых группах.
Место проведения: зал, классная комната
Оборудование: доска, бумага, ручки.
Группа разбивается на микрогруппы по 5 – 6 человек в каждой.
Порядок проведения игры:
Шаг 1 Индивидуальное задание: написать на листе бумаги в столбик 3 слова, обозначающие:
Ø предмет – 1-е слово
Ø событие – 2-е слово
Ø учреждение – 3-е слово
Например: - пирог
-праздник
- школа
(1 мин.)
Шаг 2 С каждым словом нужно придумать по три ассоциации и записать напротив данных (можно только существительные и прилагательные)
Например: - пирог – вкусный, мука, варенье
- праздник – шары, музыка, веселье
- школа – урока, книга, скучный
(3 мин.)
Шаг 3 Составить фразу или предложение, соединив по одному слову из каждой позиции (см. шаг 1). Слова желательно не менять. Могут получиться достаточно забавные и бессмысленные высказывания и фразы (5-7 мин.)
Например: «Урок о вкусном веселье»
«Скучный шар в муке»
«Книга о музыке варенья»
Далее идет обмен полученными фразами и предложениями.
Шаг 4 Проверка. Из трех фраз нужно выбрать самую необычную на взгляд каждого и подчеркнуть. Затем по одном участники зачитывают самую удачную на их взгляд фразу всей группе.
Шаг 5 Ведущий говорит, что подчеркнутая фраза и есть название вашего творческого дела. Нужно подумать и ответить на следующие вопросы:
1. Что это за дело?
2. Для кого это дело?
3. Где это будет проходить?
4. Когда это будет проходить?
5. Как это будет проходить?
6. Зачем?
Шаг 6 Озвучка. Нужно прослушать как можно больше вариантов. (3 мин.)
Шаг 7 Работа в малых группах. Обсуждение идей или соединение воедино своих идей в какое – либо дело (7 мин. на обсуждение)
Шаг 8 «Вымазать все в коричневом». В каждой рабочей группе выбирается «посланник», который пойдет в другие малые группы с рассказом о своем деле. Группа должна встретить «посланника» по-доброму и в течении 3 мин. команда молча (без вопросов!) выслушивает «посланца». Затем каждый по - очереди задает вопросы «посланнику», начиная каждый фразой: «Ваше дело не годится, потому что…».
«Посланники» записывают замечания. Они должны обойти все малые группы.
Шаг 9 «Посланцы» возвращаются в свои группы для доработки проекта. «Меняем что-то конструктивно и по существу!» - вот девиз данного этапа работы.
Шаг 10 «Поглаживание». Повторное «хождение посланцев», представление своей идеи, но с учетом критики, которая прозвучала в шаге № 8. Группа в течение 2 мин. выслушивает версии, затем делают замечания выступающему, начиная их с фразы: «Если вы так хорошо поработали, то будет лучше, если…». «Посланник» вновь записывает себе полученные замечания и, обойдя все группы, возвращается в свою.
Шаг 11 «Посланник» возвращается в свою группу, в которой в течение 3- 5 мин. идет доработка дела до усовершенствования с учетом полученных замечаний.
Шаг 12 Презентация дела для всей аудитории. Представитель от группы знакомит коротко с разработками в микрогруппе творческим делом.
Шаг 13 Голосование. По результатам голосования выбираются творческие дела, набравшие наибольшее количество голосов. Результаты голосования нужно занести в таблицу на доске:
№ | Название дела | Участник | Организатор |
Записываются названия для каждой группы | Заносится количество голосов тех ребят, кто хотел бы стать участником данного дела | Заносится количество голосов ребят, кто хотел бы стать организатором данного дела. |
Ведущий говорит: «Кто хотел бы стать организатором, а кто участником данного дела, поднимите руки».
Далее:
Ø определяется рейтинг важности
Ø голосование
Ø выбор наиболее популярных мероприятий
Ø определение времени, даты и организаторов мероприятия
Ø присоединение участников к группе организаторов (идет разбивка с учетом данных полученных в таблице).
Шаг 14 Рефлексия и анализ внутри группы. Обсуждение рабочих моментов и ощущений участника группы, играющего роль «посланника».
Приложение