Тема 15. Патопсихологические нарушения мышления

Общая характеристика и виды патопсихологических нарушений мышления. Нарушения операциональной стороны мышления. Нарушения динамической стороны мышления. Нарушения личностной стороны мышления. Нарушения умственной работоспособности. Психологические особенности мыслительной деятельности в условиях умственной отсталости. Отграничение умственной отсталости, от сходных с ней состояний, характеризующихся интеллектуальной недостаточностью.

Тема 16. Психология интеллекта

Понятие об интеллекте в психологии. Соотношение мышления и интеллекта. Виды интеллекта. История развития представлений об интеллекте в психологической науке. Тестологический подход к интеллекту, его достижения, ограничения и противоречия. Современная критика тестологического подхода. Феноменологический подход в психологии интеллекта. Гештальт-психологическая теория интеллекта. Современные исследования в русле феноменологического подхода к интеллекта. Генетический подход в психологии интеллекта. Этологическая теория интеллекта. Операциональная теория интеллекта. Социокультурный подход в психологии интеллекта. Межкультурные исследования познавательных процессов. Культурно-историческая теория высших психических функций. Процессуально-деятельностный подход в психологии интеллекта. Исследование интеллекта в контексте процессуальной теории мышления (школа С. Л. Рубинштейна). Исследование интеллекта в рамках деятельностной теории мышления. Образовательный подход в психологии интеллекта. Теории когнитивного научения. Исследование интеллекта в контексте проблемы обучаемости. Информационный подход в психологии интеллекта. Функционально-уровневый подход в психологии интеллекта. Структурно-уровневая теория интеллекта (школа Б. Г. Ананьева). Теория функциональной организации познавательных процессов (Б. М. Величковский). Регуляционный подход в психологии интеллекта. Интеллект как условие контроля мотивации. Теория интеллекта как ментального самоуправления. Интеллектуальные способности личности. Модели В. Н. Дружинина и М. А. Холодной. Социальный интеллект, его роль в социальном познании, общении и социальном поведении личности. Взаимосвязь социального интеллекта, социального познания и социальной компетентности. Методы психологического исследования социального интеллекта. Социальное мышление личности, его особенности и место в структуре социального интеллекта. Социально-психологический тренинг как средство развития социального интеллекта и социального мышления личности.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ

ТЕМА 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

В современной науке мышление является объектом междисциплинарного познания, что обусловлено его сложностью, многоаспектностью, всепроникающим характером. В комплексной разработке проблемы мышления интегрируются философские, естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Сходясь в объекте, они специализируются по своему предмету – конкретной стороне, функции, свойству, группе свойств или функций мышления.

Исторически первые попытки научного осмысления данной проблемы были предприняты в философии, где в настоящее время мышление определяется как процесс отражения объективной реальности, который составляет высшую ступень человеческого познания, опосредованного социальным опытом. Для философии мышление выступает прежде всего как исторический процесс развития познавательных сил человека, неразрывно связанный с накоплением, обогащением и передачей из поколения в поколение общечеловеческого надбиологического опыта. Философы признают, что на становление мыслительной способности людей влияет не столько биологическая эволюция, сколько развитие общества и культуры. «Способность мыслить, –пишет философ Э. В. Ильенков, – возникает лишь вместе с приобщением к общечеловеческой культуре, к знаниям. Ум – это дар общества человеку. Он формируется и совершенствуется в ходе индивидуального освоения духовной культуры эпохи». В этой связи термин «мышление» иногда употребляется философами в предельно широком значении как синоним понятия «сознание». Тем самым подчеркивается чрезвычайно высокая степень интеллектуализации человеческой психики, поведения и деятельности. Именно благодаря высокоразвитому мышлению человек гибко приспосабливается к окружающей среде, видоизменяя и преобразуя эту среду под свои потребности. Преобразующий способ адаптации, основанный на широких возможностях мышления, позволил человеку стать доминирующим биологическим видом. В еще большей степени историческое развитие мышления поспособствовало возвышению человека в качестве социального индивида и личности.

Таким образом, с предельно общих философских позиций мышление – это высшая познавательная способность, которая возникает в процессе общественного развития, базируется на культурном опыте и служит для утверждения человека в качестве биологического индивида, социального индивида и личности.

Более детализированному анализу проблема мышления подвергается в рамках основных разделов философского знания – онтологии, гносеологии, аксиологии и философской антропологии. В онтологии – философском учении о бытии – проблема мышления конкретизируется в связи с вопросом о соотношении материи и сознания. Применительно к мышлению данный вопрос формулируется следующим образом: «Что первично – мышление или бытие человека?». С точки зрения идеализма первичным является мышление, которое создает субъективный образ мира, подменяющий объективную реальность. С точки зрения материализма первичным является бытие человека, в процессе которого мышление и формируется, и проявляется; оно же служит критерием истинности мышления и построенной с его участием субъективной картины мира. В гносеологии–философской теории познания – мышление рассматривается как познавательный инструмент для эффективной ориентации и адаптации индивида в мире; определяется место и роль мышления в многоуровневой структуре познания; обосновывается принципиальное отличие мышления от непосредственного чувственного познания. Особое внимание уделяется возможностям мышления в научном познании действительности, выделяются особенности научного знания, производные от свойств человеческого мышления. Здесь, кроме того, устанавливается историческая преемственность форм познавательного отношения человека к миру; реконструируются процессы получения, приращения, накопления и трансляции научных знаний; прослеживаются изменения в научной картине мира в связи с общественно-историческим развитием мышления. В аксиологии – философской теории ценностей – мышление анализируется с точки зрения его полезности, ценности, важности для отдельного человека и общества в целом. В философской антропологии – философском учении о человеке – мышление трактуется как одна из важнейших предпосылок для специфически человеческого способа существования. Утверждается, что разум – это один из тех атрибутов, которые делают человека человеком и отличают от всех остальных живых существ. Не зря человек как биологический вид обозначается словосочетанием «homo sapiens» – человек разумный.

Из всего цикла философских дисциплин мышление представляет наибольший интерес для логики. Логика (в переводе с греческого – «наука о мышлении») – это философская наука, раскрывающая законы, формы и приемы познания человеком мира на ступени абстрактного (формального) мышления, а также о языке как средстве такого познания. Логика является наукой о законах правильного мышления и о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению. Основная цель логики – выяснение условий истинности, выработка эффективных методов и приемов мышления, описание и формализация его логических правил, систематизация операций мышления. Особую задачу для логики составляет определение критериев истинности мышления. В настоящее время выкристаллизовались два таких критерия:

q практический критерий, в соответствии с которым отражение объективной действительности в процессе мышления является истинным, если оно адекватно ориентируют практическую деятельность субъекта в мире, помогая эффективно достигать необходимого результата;

q логический критерий, в соответствии с которым мышление рассматривается как истинное при условии, что его продукт в форме суждения или умозаключения не противоречит своим логическим предпосылкам, другим уже оправданным с точки зрения практики суждениям и умозаключениям.

В рамках логики мышление разбирается в двух основных аспектах:

q в содержательном аспекте: как процесс содержательного развития знаний, формирования понятий и теорий. Правильным по содержанию является мышление, отражающее окружающую реальность в процессе ее развития и способное обнаружить в этом развитии всеобщие законы диалектики. Как известно, диалектика является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Она формулирует всеобщие законы развития: отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей. Если мышление способно проанализировать действительность в развитии и в каждом акте развития усмотреть эти законы, то оно признается содержательно правильным. Закономерности и специфику содержательно правильного мышления исследует диалектическая логика.

q в формальном аспекте: как процесс оперирования сложившимися понятиями и суждениями для определения, обобщения, преобразования, обоснования и опровержения знаний, выведения новых знаний из ранее полученных. Совокупность логических операций образует формально-логический аппарат мышления. Подобные формы и операции мышления и лежащие в их основе формальные законы связи между понятиями и суждениями составляют предмет формальной логики.

Таким образом,формальная логика изучает законы, формы и операции правильного мышления, а диалектическая логика сосредотачивается на содержании правильного мышления. «Диалектическая и формальная логика исследуют разные аспекты мышления. Последняя при изучении мышления отвлекается от движения и развития наших идей в процессе познания, ограничиваясь формулировкой законов, по которым одни готовые мысли логически следуют из других. Диалектика рассматривает становление и развитие наших понятий и представлений, исследует их отношения, переходы, противоречия, отображающие отношения, взаимопереходы и противоречия самого объективного мира»[1].

В социологических науках мышление исследуется в контексте жизнедеятельности общества и отдельных социальных сообществ. Главная проблема социологического анализа – это зависимость мышления от социальной структуры общества на определенном этапе истории, от макросоциального образа жизни, политического строя, экономического развития, идеологических факторов, культурной среды, когортной (поколенной) принадлежности индивида.

Среди естественных наук мышлением вплотную занимается физиология высшей нервной деятельности. Здесь освещаются нейрофизиологические механизмы, являющиеся материальным субстратом мышления и реализующие его на уровне мозговых процессов возбуждения и торможения. Интенсивно складывается физиология мышления – подотрасль общей физиологии, нацеленная на изучение

Из технических наук мышление составляет проблему для кибернетики и теории искусственного интеллекта. Кибернетика изучает мышление как системно организованный информационный процесс, предназначенный для управления поведением живой или неживой системы – организма или технического устройства. К ней примыкает теория искусственного интеллекта, в контексте которой выявляются сходства и отличительные особенности человеческого мышления как психического акта и информационных процессов, реализуемых электронно-вычислительными машинами, прочими техническими устройствами. Этими дисциплинами мышление изучается в связи с необходимостью технического моделирования основных мыслительных операций в искусственном интеллекте.

Литература для самостоятельного изучения

1. Ломов Б. Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология: материалы советско-финского симпозиума

2. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. – М.: Мысль, 1970. – 192 с.

3. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: АН СССР, 1958. – 148 с.

4. Интеллект человека и программы ЭВМ / Под ред. О.К. Тихомирова. – М.: Наука, 1979. – 230 с.

5. Тихомиров О. К., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 204 с.

6. Человек и ЭВМ / Под ред. О.К. Тихомирова. – М.: Экономика, 1973. – 184 с.

Наши рекомендации