Карьерное консультирование подростков
Для удовлетворения потребностей подростков, связанных с решением карьерных -вопросов, Американская ассоциация школьных консультантов разработала должностные инструкции, в которых изложены задачи и обязанности школьных консультантов, занятых карьерно-ориентационной деятельностью (ASCA, 1985; Campbell & Dahir, 1997). В инструкции подчеркивается, что школьные консультанты должны привлекать других людей, как внутри, так и вне школы, к образованию школьников в вопросах карьеры.
Коул (Cole, 1982) подчеркивает, что в средней школе мероприятия по профессиональной ориентации должны включать исследование возможностей работы и оценку учениками своих собственных сильных и слабых сторон в отношении вероятных будущих профессий. Достоинства, о которых ученики должны узнать и научиться их оценивать, включают способности и навыки, общий уровень интеллекта, уровень мотивации, а также друзей, семью, жизненный опыт, внешний вид и здоровье (Campbell, 1974). «Учебные программы по прикладным видам искусства типа дизайна в промышленности (прикладной технологии), искусству ведения домашнего хозяйства (домоводству) и занятия по повышению компьютерной грамотности... представляют идеальные возможности для интегрированного образования в области карьеры. Библиотеки и/или профессионально-ориентационные центры могут оснащаться специальными компьютеризированными информационно-поисковыми системами среднего уровня (CIDS), предназначенными для использования их учениками» (NOICC, 1994, р. 9). Почти все CIDS содержат четыре компонента: «оценку, поиск профессии, информацию по профессиям и информацию об обучении» (Gysbers et al., 1998, p. 135).
В старших классах средней школы профессионально-ориентационные мероприятия и консультирование связаны с достижением зрелости. На этом уровне к программам развития карьеры предъявляются самые высокие требования, особенно в части усвоения основных умений (Bynner, 1997). Вообще на уровне средних школ имеется три критических направления консультирования по вопросам карьеры: стимулирование карьерного развития, обеспечение поддержки и помощь в самоопределении после выпуска. Более конкретно, консультанты помогают ученикам обрести уверенность в своих силах, прояснить собственные установки, обеспечивают их информацией, эмоциональной поддержкой, знанием действительности, стратегиями планирования и трудовым опытом, в зависимости от потребностей учеников и уровня их развития (Негг & Cramer, 1996).
Существуют методы, эффективность которых для помощи подросткам, пытающимся четче сформулировать свои представления относительно будущей карьеры, доказана. Некоторые из них включают предоставление фундаментальной информации о профессиональном обучении и развитии. В других используется воображение, например предлагается представить свой типичный день в будущем, церемонию награждения, изменения в карьере в среднем возрасте или уход на пенсию (Morgan & Skovholt, 1977). Более конкретные упражнения могут включать в себя составление дерева профессий семьи (рис. 14.4), для того чтобы выяснить, как существующие интересы соотносятся с профессиями членов семьи (Dickson & Parmerlee, 1980).
Мой предположительный профессиональный выбор ____________________________
Предпочтительный профессиональный выбор моей семьи
Рис. 14.4. Дерево семейных профессий
Источник. The Occupational Family Tree: A Career Counseling Technique", by G. L. Dickson and J. R. Parmerlee, 1980, School Counselor, 28, p. 101.
Еще одним направлением работы в средних школах, связанным с профессией, является ученичество молодежи – популярный подход, который обеспечивает обучение подростков трудовым навыкам. Ученичество помогает школьникам, не поступающим в колледж, осуществить плавный переход от средней школы к первичной рабочей среде. Хотя ученичество оправдывает многие ожидания, оно ставит целый ряд задач перед консультантами по вопросам карьеры (Hoyt, 1994). Вот эти задачи:
а) помочь клиентам обучиться адаптационным навыкам, которые позволят им приспосабливаться к изменению внешних условий;
б) помочь клиентам найти способы освоения разных профессий, представленных в официальных перечнях;
в) помочь клиентам сформировать свой личный значимый набор трудовых ценностей, которые позволят им гуманизировать для себя рабочее место и, таким образом, получать удовлетворение, которое приходит от правильно выбранной работы (р. 222).
Кроме оказания помощи молодежи в школе, карьерные консультанты обязаны прилагать определенные усилия, чтобы помочь тем ученикам (их доля составляет приблизительно 15-29% от всех учеников средней школы), которые оставляют школу до ее окончания (Rumberger, 1987). Этим молодым людям в течение в их жизни будет угрожать безработица или неполная занятость. Образовательн программы, такие как разработанная Манном программа «четырех С» (Ма 1986) (cash – деньги, саге – забота, computers – компьютеры и coalitions – коалиции), могут помочь ученикам группы риска включиться в изучение и развит карьеры. Согласно Блоху (Bloch, 1988,1989), успешные образовательные программы консультирования для учеников группы риска должны основываться на шести принципах.
1. Эти программы осуществляют связь между настоящим и будущим статус ученика (это и есть те «деньги», которые ученики получают за посещений
2. Они основаны на индивидуальном подходе и понимании.
3. Они формируют успешные коалиции с общественными учреждениями и деловыми кругами.
4. Они интегрированы с последующими мероприятиями по развитию карьеры.
5. Они предлагают мероприятия по развитию карьеры, которые соответствуют возрасту и стадии развития ученика.
6. В них используются разнообразные информационные средства и ресурсы развития карьеры, включая компьютеры.