Функции и задачи прикладной социальной психологии
Прикладная социальная психология выполняет разнообразные функции. Классификацию этих функций можно построить с учетом сферы приложения прикладной социальной психологии, а именно:
- в рамках социальной практики;
- в сфере образования, просвещения;
- в области теории.
Функции прикладной социальной психологии в сфере социальной практики сводятся к решению конкретных проблем. Они всегда конкретизированы, персонифицированы и регламентируются нормативными актами, главным образом положением о психологической службе, центре, лаборатории, функциональными обязанностями практических психологов. Данные документы, как правило, носят ведомственный характер. Они действуют в пределах того или иного министерства. Подобные положения разработаны в рамках Министерств здравоохранения, социальной защиты, образования, внутренних дел, обороны и т. п. В некоторых случаях разрабатываются документы более общего характера - профессиональные кодексы.
При этом следует различать функции: а) службы; б) ее структурного элемента (лаборатории); в) конкретного психолога.
Разумеется, только часть этих функций относится к компетенции практических социальных психологов. Практический социальный психолог в «чистом виде» встречается редко. Поэтому описать в полном объеме его функциональный статус достаточно сложно. Можно лишь говорить о каких-либо типичных моментах функциональных обязанностей любого психолога-практика, относящихся к компетенции социальной психологии.
Практический психолог вне зависимости от специализации проводит психодиагностику, консультацию и оказывает психологическую помощь.
Данные функции образуют то, что называется социально-психологическим сопровождением.
Социально-психологический уровень профессиональной деятельности практических социальных психологов основывается на вычленении круга явлений, которые относятся к компетенции социальной психологии. Практический психолог должен учитывать социально-психологические характеристики личности, социальных отношений, общения, малых групп, семьи, социальных организаций, больших социальных групп, конфликтов и т.п. [7]. Все это отражается в его функциональных обязанностях.
Практические социальные психологи работают во многих отраслях: политике, образовании, здравоохранении, МВД, коммерческих, финансовых структурах и т. д.
Как правило, они трудятся в центрах по изучению общественного мнения, прикладной конфликтологии, службах семьи, центрах занятости населения, учебных заведениях, органах здравоохранения, являются участниками организационного консультирования, выступают в роли имиджмейкеров, ведущих тренингов делового общения (психологов-тренеров) и немедицинской групповой психотерапии.
Деятельность практических социальных психологов весьма своеобразна, крайне ответственна и рискованна. Особый спрос, как показывает практика, на практических социальных психологов возникает в период проведения предвыборных компаний. Нередко их включают в штабы по обеспечению выборов партий или лидера.
К сожалению, далеко не все практические социальные психологи в это время показывают себя с достойной стороны. Многие из них демонстрируют свою ангажированность, занимаясь социально-психологической пропагандой, передавая через средства массовой информации «выгодные» для кандидата данные. Тем самым они формируют соответствующую установку избирателей. Конечно, такое поведение не согласуется с этическим кодексом психолога.
Функциональные обязанности практических социальных психологов наиболее близки функциям социальных работников. Вообще, трудно в данном случае провести четкую грань между их обязанностями, хотя специфика в деятельности каждого имеется. Поэтому наиболее плодотворно они могут работать только совместно, дополняя друг друга. Для этого они должны обладать рядом специфических свойств, и прежде всего социально-психологическими характеристиками, в частности эмпатией и т.п. Связано это с тем, что профессиональная деятельность практических психологов нередко приводит к «синдрому сгорания». Его признаки: 1) эмоциональное истощение; 2) наличие психосоматических заболеваний; 3) негативное отношение к клиентам и специальности; 4) увлечение использованием алкоголя, табака, кофе; 5) нарушение аппетита; 6) негативное самоотношение; 7) увеличение уровня агрессии, появление чувства вины. Синдром чаще возникает у практических психологов и социальных работников с низким уровнем эмпатии, низким социальным интеллектом, авторитаризмом и ригидностью.
Следует констатировать, что в России чрезвычайно слабо развита экспертная функция прикладной социальной психологии, или, иначе говоря, социально-психологическая экспертиза. Между тем поле деятельности для экспертов из числа практических социальных психологов неограниченно. В частности, социально-психологической экспертизе подлежат принимаемые политические решения в целях прогноза их последствий, разрабатываемые законы и т. д.
В конечном счете социально-психологические эксперты в роли консультантов должны участвовать в разработке научных основ социальной политики.
Социально-психологическая экспертиза нормативных актов, социальных программ, проектов должна обеспечивать социальную психогигиену, т.е. обосновывать социальную базу психического здоровья населения как главной составляющей национальной безопасности.
С позиции социальной психогигиены главным назначением социальной политики является не просто улучшение качества жизни определенных слоев населения, но в первую очередь создание оптимальных условий для воспроизводства здоровых членов общества. Этот тезис - критерий оценки социальной политики. Им и обязан руководствоваться практический социальный психолог при осуществлении своих функциональных обязанностей, особенно если привлекается в качестве эксперта социально-политических проблем, развития социальных организаций.
Велика цена некомпетентности практических социальных психологов. Поэтому их деятельность должна жестко лицензироваться.
Одним из главных условий профессионального выполнения функциональных обязанностей практическими социальными психологами является соблюдение этического кодекса, сущность которого сводится к: 1) защите интересов клиента; 2) уважению конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами; 3) готовности отделить личные чувства от профессиональных отношений; 4) стремлению к социальным изменениям; 5) готовности к передаче знаний и умений другим; 6) уважению к индивидуальным и групповым различиям; 7) готовности действовать от имени клиента, несмотря на препятствия. Эти требования заставляют практических психологов и социальных работников быть благопристойными, компетентными, служение и чистоту ставить превыше всего.
Функции прикладной социальной психологии в области образования также достаточно широки. Они сводятся к профессиональной подготовке практических социальных психологов. Сегодня почти на всех психологических факультетах предусмотрена соответствующая специализация.
Практические социальные психологи занимаются просвещением. Чтение лекций, выступление на семинарах - типичные способы распространения социально-психологических знаний.
Вообще говоря, формирование социально-психологической компетентности представителей власти, управленцев всех рангов и всего населения России в целом - актуальнейшая задача прикладной социальной психологии на сегодняшний и завтрашний день.
А. И. Кравченко справедливо отмечает: «Американское общество намного более "социологизированно", чем отечественное. Давние традиции глубокого академического анализа социальных проблем, заложенные в XIX в., никогда не прерывались. Каждое новое поколение что-то прибавляло к сокровищнице знаний, проверяя и перепроверяя добытые сведения, создавая надежную эмпирическую базу. Более 200 колледжей и университетов составляют мощный институт подготовки профессиональных кадров, пользующихся высоким престижем и уважением» [2].
Нельзя не согласиться и с утверждением автора о том, что в нашей стране ничего подобного нет. Действительно, социально-психологические традиции пока не сложились.
Вместе с тем нельзя не сказать и о такой функции, как популяризация прикладной социальной психологии. Правда, здесь больше повезло социологии, чем социальной психологии. (Речь идет о «Социологии для всех», подготовленной в 1970 г. В. Шляпентохом и затем в 90-е годы А. И. Кравченко.) Конечно, эта работа в какой-то мере компенсирует дефицит популярной социально-психологической литературы, но не заменяет ее. Без всякого сомнения, доступная для всех социально-психологическая литература появится в недалеком будущем. Потребность в ней существует.
Популярную литературу о практической социальной психологии нельзя путать с так называемой «поп-прикладной социальной психологией».
Последнюю составляют:
- социально-психологическая публицистика;
- социально-психологическая критика;
- псевдонаучная социально-психологическая литература.
Социально-психологическая публицистика и критика оправданны. Работать в этом жанре тяжело, ибо зачастую точки зрения социально-психологических критиков и публицистов не совпадают с оценками событий власть имущих. В тоталитарном государстве социально-психологическая публицистика и критика немыслимы. Но и в демократическом обществе социально-психологическим публицистам и критикам довольно часто дают понять, что их публикации неуместны. Это четко проявляется, когда речь идет об анализе института власти.
Ничего общего с прикладной социальной психологией не имеет псевдонаучная литература. Работы подобного типа настолько примитивны, что в корне дискредитируют прикладную социальную психологию. Однако им нельзя отказать в популярности среди широкой публики.
Основной функцией социально-психологической теории является сервисное научное обслуживание прикладной социальной психологии, деятельности практиков.
Социально-психологическая теория должна вооружить практических социальных психологов:
- четким алгоритмом действий;
- диагностическими и другими стандартизированными унифицированными методиками, в том числе экспресс-методикой.
Между тем должна быть решена проблема не кустарного, а серийно производственного выпуска аппаратурной методики для диагностики социально-психологических характеристик личности, групп и массовых явлений.
Следует отметить, что нельзя путать функции частной и общей социально-психологической теории. На основе эмпирических данных общая социально-психологическая теория занимается осмыслением (установлением закономерностей) и прогнозированием развития личности, групп, общностей, социальных институтов. В то же время между ними существует взаимосвязь общей и частной теорией.
С учетом современного понимания парадигмы социальной психологии, основанного на философском реализме, историзме, конструкционизме, одной из главных функций частной социально-психологической теории являются разработка и внедрение нетрадиционных методик:
- по визуальной психодиагностике на основе симптоматики, признаков социально-психологических явлений;
- социального психоанализу;
- психосемантике;
- экологической психологии;
- изучению ментальных характеристик, в том числе жизненного пути личности;
- использованию опыта восточной психологии;
- созданию высокой эффективности экспресс-методики;
- проведению групповой психотерапии, тренингов и т.д.
В настоящее время широкое распространение получила компьютерная психодиагностика. Принципиально не возражая против ее широкого применения, тем не менее следует четко отдавать отчет в ее возможностях, т. е. знать ограничения, границы применения в области прикладной социальной психологии.
Функции определяют задачи прикладной социальной психологии.
Так, задачи практического социального психолога прямо вытекают из его функциональных обязанностей. Частично «прикладник» вынужден заниматься составлением собственных методик или адаптацией имеющихся.
Задачи прикладной социальной психологии как учебной дисциплины состоят в обучении и просвещении.
Задачей прикладной социальной психологии как теории является сервисное научное обслуживание социальной практики, методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога-практика. Главное в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить «прикладника» готовыми к применению стандартизированными социально-психологическими методиками, о чем пока приходится только мечтать.
Недопустимо, чтобы «прикладник» разрабатывал методику, определял алгоритм действий, хотя полностью от этой задачи освободить его нельзя. Этап «кустарного» развития прикладной социальной психологии и деятельности «прикладников» должен быть преодолен на основе разработки теории и серийного выпуска стандартизированных методик.
На пути дискредитации прикладной социальной психологии должен быть поставлен заслон. Этому процессу должна оказать содействие контрольная функция экспертных советов Российского психологического общества и его региональных отделений.
Контрольная функция экспертных советов сводится к лицензированию деятельности «прикладников». Положение об экспертных советах разработано, но слабо еще внедряется на практике. Между тем на Западе лицензированию деятельности психологов-практиков уделяется самое серьезное внимание. Без соответствующего разрешения «прикладник» не имеет права заниматься практикой.
Литература
1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1994.
2. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. - М., 1995.
3. Мак-Гайер У. Дж. Ин и янь прогресса в социальной психологии: Семь принципов // Современная зарубежная социальная психология. - М., 1984.
4. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М., 1995.
5. Основы социального психоанализа/ Под ред. В.Д. Попова. - М., 1996.
6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.
7. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Деркача. - М., 1996.
8. Сравнительная социология / Науч. ред. И.Б. Орлова. - М., 1995.
9. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. - Киев, 1994.
10. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - СПб., 1992.
11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987.