Типичные привычки моего мужа
Еда в точно установленное время. Когда я познакомилась с будущим мужем восемь лет назад, я сразу обратила внимание на его привычки в отношении еды. Около 12 ч дня он, например, не говорил: «Я что-то проголодался, съесть бы чего-нибудь», а спрашивал: «Который час? Как, уже 12?! Тогда я голоден, надо сейчас же чего-нибудь съесть!» От этой привычки мой муж почти избавился. Иногда мы вспоминаем об этом и смеемся. Другие привычки остались.
Мытье. За все годы нашей совместной жизни я помню только один или два случая, когда мой муж принимал ванну не в субботу, а в другой день. Это не значит, что он откладывает на конец недели уход за своим телом, он моется и принимает душ каждый день. Это не значит также, что удовольствие от ванны в субботу больше, чем в другие дни, когда мало времени, нет: ванну принимают только по субботам! И не то, что в 17 или 18ч или от 20 до 21 ч, если время есть только в эти часы, нет, купание должно быть только в 19 ч! Только после этого можно считать, что наступил конец недели и отдых. Я принимаю ванну тогда, когда мне хочется, будь то понедельник, вторник или воскресенье. Эта привычка моего мужа меня не раздражает, просто я нахожу ее немного нелепой.
Туалет. Мой муж утром, встав с постели (как, должно быть, и каждый человек), идет в туалет. Но он, в противоположность мне, остается там до тех пор, пока не опорожнит кишечник. Для него это совершенно обязательно. Должно быть, его организм постепенно так натренировался, что все происходит как надо. Если же результата нет, то он уже в плохом настроении, и день для него плохо начинается. Я иду в туалет только, когда мне хочется, и у меня нет с этим никаких проблем.
Все должно быть на своем месте. Есть вещи, у которых должно быть свое место. Например, кровать должна быть в спальне, а не на кухне. Но у моего мужа это правило распространяется также на любую мелочь в квартире. Например, на нашем столике около дивана стоит, как правило, стеклянная ваза со сладостями и подставка для блюдечек. Когда я пользуюсь этими предметами, то потом ставлю их приблизительно посередине стола. Когда у мужа оказывается время сделать то же самое или когда, проходя мимо, он видит, как я поставила предметы, он все ставит точно на середину стола; кроме того, должно соблюдаться точное расстояние между предметами.
Другие примеры. Закончив разговор по телефону, я кладу трубку на рычаг. Мой муж, проходя мимо телефона, кладет шнур «прямо».
На нашей кушетке лежат три маленькие подушки. Я кладу их без всякой системы, иногда две в углу, иногда все рядом, иногда у спинки кушетки, иногда на сиденье. Мой муж каждый раз перекладывает подушки так, как они, по его мнению, должны лежать: по одной подушке в правом и левом углу, а третья - посередине.
Контроль за собственными действиями и действиями других. Есть такие действия, в которых мой муж никогда не бывает уверен, сделал он их или нет. Он должен несколько раз проверить и убедиться в действии и его результате. Например, он закрывает на ключ входную дверь перед тем, как ложиться спать. Если он еще не вошел в спальню и не лег в кровать, то проверяет еще раз, закрыта ли дверь. Вот еще некоторые подобные примеры: выключить отопление, запереть дверь автомобиля, выключить газ, закрыть кран стиральной машины и др. Когда я делаю подобные действия, он всегда контролирует, спрашивая. «Закрыла ли ты дверцу машины?» - «Да». - «Действительно?» - «Да, Господи!» - «И заднюю тоже?»
После пяти терапевтических сеансов пациент сообщает: «Я стал более непосредственным и могу на короткое время отступить от своей программы. Недавно мы вдруг сразу решили поехать в субботу за город, вместо намеченной заранее уборки квартиры. Мы провели чудесный день, погода была прекрасная, а вечером в хорошем настроении мы вместе убрали квартиру. В воскресенье шел дождь... На той неделе я мечтал спокойно провести вечер после напряженного трудового дня. Вдруг звонок, открываю дверь - а там гость, которого я не ждал. Раньше я бы досадовал, а теперь попробовал извлечь только хорошее из ситуации и потом вспоминал, что это был хороший вечер.
Что касается порядка и чрезмерного стремления делать все как можно лучше, то моя профессия требует именно этих качеств. Дома я пытаюсь быть менее педантичным, однако не хотел бы отвыкать от моей приверженности к порядку, потому что среди хаоса я себя плохо чувствую.
Самое заметное изменение, которое произошло во мне, это мужество, желание жить и уверенность в своих силах, которые я приобрел за такое короткое время благодаря лечению. У меня появилась надежда, и я отваживаюсь приниматься за такие дела, которых раньше избегал. Правда, я еще испытываю в подобных ситуациях некоторую неуверенность, мне бывает не по себе, но за такое короткое время трудно ожидать избавления ото всех недугов, когда в прошлом было так много негативного. Я стал себя чувствовать гораздо лучше, значительно уменьшились внутренняя тревога, приступы потливости и головокружение.
Толкование
Прилежание и достижение/успех - это необходимые условия нашего хорошего самочувствия. Как вообще можно говорить о том, что человек прилежен! Не так важно, что слишком много прилежания, а гораздо важнее то, что слишком мало других актуальных способностей.
Жена какого-нибудь очень ревностно относящегося к своей работе супруга страдает не столько от усердия своего мужа, сколько от недостатка времени, терпения и контактности по отношению к ней.
Обе записи дают нам представление не только о карикатурном примере одностороннего воспитания. Мы узнаем из них гораздо больше. Ориентация на преуспевание/достижение человека современного общества считается той меркой, которой должен подчиняться каждый индивидуум. Перенос норм преуспевания/достижения в сферу личной жизни происходит во многих семьях, затрагивая и другие вторичные способности, как, например, порядок, чистоплотность, точность, вежливость. Все эти вторичные способности усваивались с детства. Вторичные способности необходимы в условиях социального существования человека, но здесь, как и вообще в жизни, очень важно соблюдать чувство меры.
Правильное соотношение любви к самому себе и к партнеру не всегда должным образом прививается воспитанием. Оно формируется с раннего детства и в процессе общения с близкими людьми. Если приобретение знаний и усвоение социальных норм - результат образования, то развитие эмоциональной сферы человека - это результат воспитания и формирования характера. Несмотря на то что вопросы о целях воспитания могут быть сознательно сформулированы, в большинстве случаев решение их происходит бессознательно. Детей воспитывают так, как подсказывает собственный жизненный опыт, не отдавая себе отчета в том, насколько это воспитание соответствует способностям ребенка, его возрастным особенностям и духу времени.
Другие культуры
Во многих восточных культурах сексуальная любовь не приобретает свойств спортивных достижений. Никому не приходит в голову измерять чувство своего достоинства и самоценности достигнутым количеством оргазмов. Напротив того, в тантризме и таоизме, например, считается признаком счастливой сексуальности быть в интимных отношениях с партнером как можно дольше, интенсивнее и чаще, не стремясь достигнуть оргазма: наслаждение как раз в том, чтобы растянуть наступление оргазма. Иногда, конечно, это даже превращается в «спортивное достижение».
На Западе мы наблюдаем тенденцию к усилению значения вторичных способностей, что часто сопряжено с подавлением первичных способностей, таких, как, например, общение. На Востоке, наоборот, заметна склонность придавать большее значение первичным способностям, чем вторичным, которыми даже откровенно пренебрегают.
Примером транскультурных различий может быть отношение к таким актуальным способностям, как время, точность, терпение, которые опять же оказывают свое воздействие на партнерство. Каждый человек наделен способностью распределять свое время. Оценка же этого распределения времени другими зависит от данного культурного окружения.
Современное индустриальное общество с высоко развитой техникой в значительной степени зависит от точности и пунктуальности его членов. В сельскохозяйственных местностях, где люди ориентируются в распределении своего времени по ритмам природы, терпение ценят больше, чем точность.
Нельзя с полной уверенностью сказать, что одно отношение к распределению времени лучше, а другое хуже. Каждое из них может порождать свои конфликты: чрезмерная пунктуальность может вызвать в условиях индустриального общества стрессовые состояния, а свободное распределение времени связано с фатализмом в различных слоях населения Востока.
Напряженная обстановка возникает тогда, когда различные системы отношений - не только в транскультурных партнерствах, но и в других сферах жизни - сталкиваются между собой. Помощь развивающимся странам, индустриализация третьего мира и в это же самое время - бегство из городов, фольклор, альтернативные общественные достижения - это примеры конфронтации столь различных образов жизни.
Практические выводы
Изложенные выше жизненные установки воздействуют не только на сферу трудовой деятельности человека, но и на его личную жизнь. Обе сферы взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Если возникают проблемы в партнерстве, следует ответить себе на два вопроса.
1. Являются ли партнерство или временные обстоятельства партнерства причиной трудностей (перегрузка, недогрузка, недовольство партнером)?
2. Или налицо нарушение внутреннего равновесия в результате невротического сужения представления о ценностях? В этом случае причины следует искать не в партнерстве.
Мои наблюдения убедили меня в том, что все люди независимо от их социальной и культурной принадлежности прибегают к четырем формам переработки конфликтов. Эта «квадрига» похожа на весы, на чашах которых должно быть по 25 % каждой из четырех форм, чтобы гарантировать душевное равновесие. Каждый человек в конечном счете стремится к счастью и самореализации, но средства к достижению этих целей часто выбираются односторонне. Для достижения душевного равновесия необходимо обладать способностью мыслить позитивно и творчески. Это свойство европейский человек почти утратил, однако, без сомнения, его можно вновь обрести.
Если чаши этих «весов» не уравновешиваются вследствие «бегства» в болезнь (тело), «бегства» в работу (преуспевание), «бегства» в общительность или в одиночество (контакт), «бегства» в мечты (фантазия), то человек реагирует соматическими или психическими заболеваниями. Поэтому мы задаем вопрос об отношении человека к следующим четырем категориям.
Как Вы относитесь к самому себе? Находите ли Вы достаточно времени для таких телесных потребностей, как сон, питание, эстетика, движение и спорт, сексуальность, телесный контакт, ласки, нежность, здоровье?
Как Вы относитесь к своей профессии? Был ли выбор профессии добровольным или вынужденным? Не было ли другой возможности выбора профессии? Интересуют ли Вас поставленные перед Вами задачи? Работаете ли Вы только ради того, чтобы зарабатывать деньги и приобрести себе что-нибудь, или Ваша профессия стала смыслом Вашей жизни и внутренней потребностью? Бывают ли у Вас конфликты на работе? Перегружены ли Вы работой или недогружены? Ладите ли Вы с коллегами, притом, что Вам нравится Ваша работа? В какой мере Ваша работа общественно полезна? Соблюдаете ли этические и моральные нормы в Вашей работе?
Какие отношения у Вас с партнером и окружающими? Находите ли Вы время для общения с женой/мужем, с детьми, со всей семьей? Доверяете ли Вы им? Внимательны ли Вы к членам своей семьи? Требуете ли Вы только послушания и вежливости или цените больше откровенный обмен мнениями?
Как Вы относитесь к родственникам, друзьям, коллегам? К своим соотечественникам, к другим людям вообще?
Общительны ли Вы? Есть ли у Вас предрассудки, страхи или агрессии по отношению к отдельным людям или группам?
Как Вы относитесь к будущему? Довольны ли Вы или недовольны настоящим? Видите ли Вы возможности развития или только застой? Какие у Вас цели и в чем суть Вашей системы ориентации? В чем Вы видите смысл жизни? Как Вы справляетесь с трудностями, которые возникают в других сферах жизни? Готовы ли Вы открыто высказывать свое мнение даже с риском потерять хорошее отношение других? Как Вы относитесь к искусству: музыке, живописи, литературе? Как Вы представляете себе жизнь после смерти?