Типичные привычки моего мужа

Еда в точно установленное время. Когда я познакомилась с буду­щим мужем восемь лет назад, я сразу обратила внимание на его при­вычки в отношении еды. Около 12 ч дня он, например, не говорил: «Я что-то проголодался, съесть бы чего-нибудь», а спрашивал: «Ко­торый час? Как, уже 12?! Тогда я голоден, надо сейчас же чего-ни­будь съесть!» От этой привычки мой муж почти избавился. Иногда мы вспоминаем об этом и смеемся. Другие привычки остались.

Мытье. За все годы нашей совместной жизни я помню только один или два случая, когда мой муж принимал ванну не в субботу, а в дру­гой день. Это не значит, что он откладывает на конец недели уход за своим телом, он моется и принимает душ каждый день. Это не значит также, что удовольствие от ванны в субботу больше, чем в другие дни, когда мало времени, нет: ванну принимают только по субботам! И не то, что в 17 или 18ч или от 20 до 21 ч, если время есть только в эти часы, нет, купание должно быть только в 19 ч! Только после этого можно считать, что наступил конец недели и отдых. Я прини­маю ванну тогда, когда мне хочется, будь то понедельник, вторник или воскресенье. Эта привычка моего мужа меня не раздражает, про­сто я нахожу ее немного нелепой.

Туалет. Мой муж утром, встав с постели (как, должно быть, и каж­дый человек), идет в туалет. Но он, в противоположность мне, оста­ется там до тех пор, пока не опорожнит кишечник. Для него это со­вершенно обязательно. Должно быть, его организм постепенно так натренировался, что все происходит как надо. Если же результата нет, то он уже в плохом настроении, и день для него плохо начинает­ся. Я иду в туалет только, когда мне хочется, и у меня нет с этим ни­каких проблем.

Все должно быть на своем месте. Есть вещи, у которых должно быть свое место. Например, кровать должна быть в спальне, а не на кухне. Но у моего мужа это правило распространяется также на любую мелочь в квартире. Например, на нашем столике около дива­на стоит, как правило, стеклянная ваза со сладостями и подставка для блюдечек. Когда я пользуюсь этими предметами, то потом став­лю их приблизительно посередине стола. Когда у мужа оказывается время сделать то же самое или когда, проходя мимо, он видит, как я поставила предметы, он все ставит точно на середину стола; кроме того, должно соблюдаться точное расстояние между предметами.

Другие примеры. Закончив разговор по телефону, я кладу трубку на рычаг. Мой муж, проходя мимо телефона, кладет шнур «прямо».

На нашей кушетке лежат три маленькие подушки. Я кладу их без всякой системы, иногда две в углу, иногда все рядом, иногда у спин­ки кушетки, иногда на сиденье. Мой муж каждый раз перекладывает подушки так, как они, по его мнению, должны лежать: по одной по­душке в правом и левом углу, а третья - посередине.

Контроль за собственными действиями и действиями других. Есть такие действия, в которых мой муж никогда не бывает уверен, сделал он их или нет. Он должен несколько раз проверить и убедиться в действии и его результате. Например, он закрывает на ключ входную дверь перед тем, как ложиться спать. Если он еще не вошел в спальню и не лег в кровать, то проверяет еще раз, закрыта ли дверь. Вот еще некоторые подобные примеры: выключить отопление, запереть дверь автомобиля, выключить газ, закрыть кран стиральной машины и др. Когда я делаю подобные действия, он всегда контроли­рует, спрашивая. «Закрыла ли ты дверцу машины?» - «Да». - «Действительно?» - «Да, Господи!» - «И заднюю тоже?»

После пяти терапевтических сеансов пациент сообщает: «Я стал более непосредственным и могу на короткое время отступить от своей программы. Недавно мы вдруг сразу решили поехать в субботу за город, вместо намеченной заранее уборки квартиры. Мы провели чу­десный день, погода была прекрасная, а вечером в хорошем настро­ении мы вместе убрали квартиру. В воскресенье шел дождь... На той неделе я мечтал спокойно провести вечер после напряженного трудо­вого дня. Вдруг звонок, открываю дверь - а там гость, которого я не ждал. Раньше я бы досадовал, а теперь попробовал извлечь только хорошее из ситуации и потом вспоминал, что это был хороший вечер.

Что касается порядка и чрезмерного стремления делать все как можно лучше, то моя профессия требует именно этих качеств. Дома я пытаюсь быть менее педантичным, однако не хотел бы отвыкать от моей приверженности к порядку, потому что среди хаоса я себя плохо чувствую.

Самое заметное изменение, которое произошло во мне, это муже­ство, желание жить и уверенность в своих силах, которые я приобрел за такое короткое время благодаря лечению. У меня появилась на­дежда, и я отваживаюсь приниматься за такие дела, которых раньше избегал. Правда, я еще испытываю в подобных ситуациях некоторую неуверенность, мне бывает не по себе, но за такое короткое время трудно ожидать избавления ото всех недугов, когда в прошлом было так много негативного. Я стал себя чувствовать гораздо лучше, зна­чительно уменьшились внутренняя тревога, приступы потливости и головокружение.

Толкование

Прилежание и достижение/успех - это необходимые условия нашего хорошего самочувствия. Как вообще можно говорить о том, что человек прилежен! Не так важно, что слишком много прилежания, а гораздо важ­нее то, что слишком мало других актуальных способнос­тей.

Жена какого-нибудь очень ревностно относящегося к своей работе супруга страдает не столько от усердия своего мужа, сколько от недостатка времени, терпения и контактности по отношению к ней.

Обе записи дают нам представление не только о кари­катурном примере одностороннего воспитания. Мы узна­ем из них гораздо больше. Ориентация на преуспева­ние/достижение человека современного общества считается той меркой, которой должен подчиняться каждый индивидуум. Перенос норм преуспевания/достижения в сферу личной жизни происходит во многих семьях, за­трагивая и другие вторичные способности, как, напри­мер, порядок, чистоплотность, точность, вежливость. Все эти вторичные способности усваивались с детства. Вторичные способности необходимы в условиях соци­ального существования человека, но здесь, как и вообще в жизни, очень важно соблюдать чувство меры.

Правильное соотношение любви к самому себе и к партнеру не всегда должным образом прививается воспи­танием. Оно формируется с раннего детства и в процессе общения с близкими людьми. Если приобретение знаний и усвоение социальных норм - результат образования, то развитие эмоциональной сферы человека - это ре­зультат воспитания и формирования характера. Несмот­ря на то что вопросы о целях воспитания могут быть со­знательно сформулированы, в большинстве случаев ре­шение их происходит бессознательно. Детей воспитыва­ют так, как подсказывает собственный жизненный опыт, не отдавая себе отчета в том, насколько это воспитание соответствует способностям ребенка, его возрастным осо­бенностям и духу времени.

Другие культуры

Во многих восточных культурах сексуальная любовь не приобретает свойств спортивных достижений. Никому не приходит в голову измерять чувство своего достоинства и самоценности достигнутым количеством оргазмов. На­против того, в тантризме и таоизме, например, считается признаком счастливой сексуальности быть в интимных отношениях с партнером как можно дольше, интенсивнее и чаще, не стремясь достигнуть оргазма: наслаждение как раз в том, чтобы растянуть наступление оргазма. Иногда, конечно, это даже превращается в «спортивное достижение».

На Западе мы наблюдаем тенденцию к усилению зна­чения вторичных способностей, что часто сопряжено с подавлением первичных способностей, таких, как, на­пример, общение. На Востоке, наоборот, заметна склон­ность придавать большее значение первичным способ­ностям, чем вторичным, которыми даже откровенно пре­небрегают.

Примером транскультурных различий может быть от­ношение к таким актуальным способностям, как время, точность, терпение, которые опять же оказывают свое воздействие на партнерство. Каждый человек наделен способностью распределять свое время. Оценка же этого распределения времени другими зависит от данного культурного окружения.

Современное индустриальное общество с высоко раз­витой техникой в значительной степени зависит от точ­ности и пунктуальности его членов. В сельскохозяйст­венных местностях, где люди ориентируются в распреде­лении своего времени по ритмам природы, терпение ценят больше, чем точность.

Нельзя с полной уверенностью сказать, что одно от­ношение к распределению времени лучше, а другое хуже. Каждое из них может порождать свои конфликты: чрезмерная пунктуальность может вызвать в условиях индустриального общества стрессовые состояния, а сво­бодное распределение времени связано с фатализмом в различных слоях населения Востока.

Напряженная обстановка возникает тогда, когда раз­личные системы отношений - не только в транскультур­ных партнерствах, но и в других сферах жизни - стал­киваются между собой. Помощь развивающимся стра­нам, индустриализация третьего мира и в это же самое время - бегство из городов, фольклор, альтернативные общественные достижения - это примеры конфронта­ции столь различных образов жизни.

Практические выводы

Изложенные выше жизненные установки воздействуют не только на сферу трудовой деятельности человека, но и на его личную жизнь. Обе сферы взаимосвязаны и на­ходятся во взаимодействии. Если возникают проблемы в партнерстве, следует ответить себе на два вопроса.

1. Являются ли партнерство или временные обстоя­тельства партнерства причиной трудностей (перегруз­ка, недогрузка, недовольство партнером)?

2. Или налицо нарушение внутреннего равновесия в результате невротического сужения представления о ценностях? В этом случае причины следует искать не в партнерстве.

Мои наблюдения убедили меня в том, что все люди независимо от их социальной и культурной принад­лежности прибегают к четырем формам переработки конфликтов. Эта «квадрига» похожа на весы, на чашах которых должно быть по 25 % каждой из четы­рех форм, чтобы гарантировать душевное равновесие. Каждый человек в конечном счете стремится к счас­тью и самореализации, но средства к достижению этих целей часто выбираются односторонне. Для достиже­ния душевного равновесия необходимо обладать спо­собностью мыслить позитивно и творчески. Это свой­ство европейский человек почти утратил, однако, без сомнения, его можно вновь обрести.

Если чаши этих «весов» не уравновешиваются вследствие «бегства» в болезнь (тело), «бегства» в работу (преуспевание), «бегства» в общительность или в одиночество (контакт), «бегства» в мечты (фантазия), то человек реагирует соматическими или психически­ми заболеваниями. Поэтому мы задаем вопрос об от­ношении человека к следующим четырем категориям.

Как Вы относитесь к самому себе? Находите ли Вы достаточно времени для таких телесных потребностей, как сон, питание, эстетика, движение и спорт, сексуаль­ность, телесный контакт, ласки, нежность, здоровье?

Как Вы относитесь к своей профессии? Был ли выбор профессии добровольным или вынужденным? Не было ли другой возможности выбора профессии? Интересуют ли Вас поставленные перед Вами задачи? Работаете ли Вы только ради того, чтобы зарабаты­вать деньги и приобрести себе что-нибудь, или Ваша профессия стала смыслом Вашей жизни и внутренней потребностью? Бывают ли у Вас конфликты на работе? Перегружены ли Вы работой или недогружены? Ладите ли Вы с коллегами, притом, что Вам нравится Ваша работа? В какой мере Ваша работа общественно полезна? Соблюдаете ли этические и моральные нор­мы в Вашей работе?

Какие отношения у Вас с партнером и окружающи­ми? Находите ли Вы время для общения с женой/мужем, с детьми, со всей семьей? Доверяете ли Вы им? Внимательны ли Вы к членам своей семьи? Требуете ли Вы только послушания и вежливости или цените больше откровенный обмен мнениями?

Как Вы относитесь к родственникам, друзьям, кол­легам? К своим соотечественникам, к другим людям вообще?

Общительны ли Вы? Есть ли у Вас предрассудки, страхи или агрессии по отношению к отдельным людям или группам?

Как Вы относитесь к будущему? Довольны ли Вы или недовольны настоящим? Видите ли Вы возможности развития или только застой? Какие у Вас цели и в чем суть Вашей системы ориентации? В чем Вы ви­дите смысл жизни? Как Вы справляетесь с трудностя­ми, которые возникают в других сферах жизни? Гото­вы ли Вы открыто высказывать свое мнение даже с риском потерять хорошее отношение других? Как Вы относитесь к искусству: музыке, живописи, литерату­ре? Как Вы представляете себе жизнь после смерти?

Наши рекомендации