ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. Задания направлены на понимание ребенком обращен­ной к нему речи.

ЛЕТ

СЕРИЯ 1

Задания направлены на понимание ребенком обращен­ной к нему речи.

ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображен­ных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку (шапка, варежки, очки, иголка с нит­кой, зонт, ножницы).

Наглядный материал: набор № 3, рис. 128—133.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предлагают выбрать среди них одну, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого: «Покажи, что надевают на голову, когда идут на улицу. Что люди надевают на руки зимой? Чем пришивают пуговицу? нужно людям, чтобы лучше видеть? Чем режут бу­магу? Что нужно взять на улицу, если идет дождь?»

фиксируются: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией; возможность называть предметы, изо­браженные на картинке.

СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

Проверяется понимание и упо­требление простых предлогов (на, под, за, в, около).

Оборудование: игрушки — зайка, машинка, коробка, домик.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить действие по словесной инструкции: «Спрячь машин­ку в коробку». Затем его спрашивают: «Куда спрятал ма­шинку?» В дальнейшем ребенка просят выполнить другие действия и рассказать о них: «Посади зайку за домик. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку на ко­робку. Поставь коробку около домика».

Фиксируются: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией; возможность употреблять предло­ги в активной речи.

ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Выясняется понимание ребен­ком единственного и множественного числа имени суще­ствительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 134—139.

Методика обследования: перед ребенком попарно рас­кладывают картинки и просят: «Покажи, где шар и ша­ры. Покажи, где грибы и гриб. Покажи, где кукла и кук­лы. Покажи, где яблоки и яблоко. Покажи, где стул и стулья».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку сформированности фо­нематического слуха.

ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Выясняется умение ребенка диф­ференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 143—148.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки и просят: «Покажи, где коса, а где ко­за (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.

Проверяется умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда.

Оборудование: экран.

Методика обследования: ребенку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук а (у, и). Логопед за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и, а, у, о, ы, у и т. д.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с ин­струкцией.

3. ИГРА «ЭХО».

Проверяется слуховое внимание, вос­приятие и умение воспроизвести слоговые ряды в задан­ной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды и просит ребенка их повторить: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па, та-та-да.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с ин­струкцией.

СЕРИЯ 3

Задания направлены на выявление уровня развития словарного запаса.

НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.

Проверяется предметный и глагольный словарь.

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфета, груша, кастрю­ля, лошадь, корабль, огурец, шарф, лиса, помидор, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, тюльпан.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 177—200.

Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, читает, катается, кормит.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 201—204.

Методика обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов и действий и назвать их. В случае затруднений взрослый просит показать определенную кар­тинку, а затем ее назвать.

Фиксируются: узнавание предметов и действий, изоб­раженных на картинках; называние их самостоятельно или после показа.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ.

Проверяется умение обобщать одним словом предметы и изображения на картин­ках, сгруппированные по функциональному признаку.

Оборудование: игрушки — машинка, зайка, мишка, пи­рамидка, матрешка; картинки с изображением несколь­ких предметов: овощи, одежда, посуда, мебель.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 205—208.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки с изображением одежды, овощей, игрушек и назвать их одним словом.

Фиксируется: умение ребенка обобщить одним словом группу предметов.

СКАЖИ НАОБОРОТ.

Выявляется умение употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая — боль­ная, чистые — грязные, белый — черный, толстый — тонкий, высокий — низкий, большая — маленькая, быс­тро — медленно, близко — далеко.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 209—216.

Методика обследования: ребенку предлагают в игро­вой форме подобрать слова-признаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого какие?»

и. т. д.

Фиксируется: умение ребенка подбирать слова, обозна­чающие противоположные признаки предметов.

НАЗОВИ ЛАСКОВО.

Проверяется сформированность умения образовывать имена существительные с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов: цветок — цветочек, шапка — ша­почка, кольцо — колечко, скамейка — скамеечка.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 217—220.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть и назвать картинки с изображением большого и ма­ленького предметов.

Фиксируется: умение ребенка образовывать существи­тельные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

СЕРИЯ 4

Задания направлены на проверку уровня развития сло­говой структуры речи.

ПОВТОРИ.

Проверяется умение ребенка повторить слова, сохраняя правильность слоговой структуры.

Методика обследования: взрослый последовательно на­зывает ряд слов и просит ребенка отраженно их произне­сти: машина, полотенце, бабочка, матрешка, пуговица, лягушка, мыльница.

Фиксируется: умение ребенка отраженно воспроизвес­ти слова сложной слоговой структуры.

НАЗОВИ.

Проверяется умение ребенка самостоятель­но называть слова со сложной слоговой структурой.

Оборудование: картинки с изображением предметов (ка­стрюля, черепаха, корабль, тюльпан, аквариум).

Наглядный материал: набор № 3, рис. 186, 188, 198 199, 200.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки и назвать их.

Фиксируется: умение ребенка самостоятельно воспро­извести слова сложной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания этой серии направлены на обследование уров­ня развития активной речи.

1. БЕСЕДА.

Методика обследования: ребенку задают вопросы: «Сколько тебе лет? Какие игрушки ты любишь? Каких животных ты знаешь? Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? Как его зовут?» И т. д.

Фиксируются: контактность; уровень понимания речи, ориентировки в окружающем; уровень развития активной речи.

РАССКАЖИ.

Проверяется уровень развития связной речи.

Оборудование: сюжетная картинка «Дождик».

Наглядный материал: набор № 3, рис. 221.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинку и составить по ней рассказ. Если он за­трудняется, то его спрашивают: «Кого ты видишь на кар­тинке? Что делает девочка? Что делают мальчики? С кем играла (играл) девочка (мальчик)? Куда бегут дети? Поче­му побежали дети?»

Фиксируются: понимание сюжета, изображенного на картинке; умение самостоятельно составить связный рас­сказ; возможность отвечать на вопросы.

РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.

Проверяется уровень развития связной речи.

Методика обследования: ребенка просят рассказать сти­хи (А. Барто. «Мячик», «Бычок»), если он молчит, то взрослый начинает рассказывать первым, затем продол­жает ребенок.

Фиксируется: активная речь ребенка.

СЕРИЯ 6

Задания направлены на проверку состояния сформиро­ванности грамматического строя речи.

СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

Обследуется понимание и активное использование простых и сложных предлогов (в, на,за, под,из, с, со, из-под).

Оборудование: игрушки — зайка, машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку в машинку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку под коробку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зай­ку?» И т. д.

Фиксируется: понимание ребенком предлогов и воз­можность их употребления в активной речи.

НАЗОВИ МНОГО.

Проверяется умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов: белка — белки, вишня — вишни, машина — машины, письмо — письма, охотник — охот­ники, гнездо — гнезда, петух — петухи, колесо — ко­леса.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 222—229.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть и назвать картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

Фиксируется: умение ребенка образовывать существи­тельные во множественном числе.

УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

Проверяется умение ребенка упо­треблять имена существительные во множественном числе в родительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением домов, цып­лят, книг, пуговиц.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 230—233.

Методика обследования: ребенку показывают картин­ки, предлагая рассмотреть и запомнить их, затем просят его закрыть глаза. Одну картинку взрослый убирает и предлагает ребенку угадать спрятанную: «Чего не стало?»

Фиксируется: умение ребенка употреблять имена су­ществительные в правильной грамматической форме.

ПОДБЕРИ СЛОВО.

Проверяется умение ребенка пра­вильно согласовывать существительные с прилагательны­ми, учитывая род.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку правильно подобрать слова-признаки к заданным словам. Например: кошка пушистая и котенок у нее (какой?) ...; лиса рыжая и лисенок у нее (какой?) ...; зайчиха серая и зайчонок у нее (какой?) ...; собака черная и щенок у нее (какой?) ... .Фиксируется: умение ребенка употреблять имена при­лагательные в правильной грамматической форме.

СЕРИЯ 7

Задания этой серии направлены на обследование артикуляционного аппарата и звукопроизношения (см. се­рию 6 в разделе «Обследование речевого развития детей 3—4 лет»).

При обследовании отмечают уровень выполнения зада­ния: по словесной инструкции или по показу. Отмечают­ся явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных дви­жений, саливация.

При обследовании артикуляционного аппарата обраща­ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс­ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются следующие звуки:

гласные: а, и, у, о, ы;

йотированные: я, ю, е, ё;

согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х, с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь.

Фиксируется: умение ребенка произносить звуки.

Наши рекомендации