Что такое открытое проектирование.
· Специфическая творческая установка проектной работы, учитывающая диалог с реальностью.
· Не является каким либо новым видом проектирования. Это метод наскальных зарисовок древних зодчих
· Реакция на особенности существования дизайна в современном мире
· Его специфика в установлении на всех этапах непрерывной связи. Диалога дизайнера и проектируемого художественного контекста
17.В чем сущность органической архитектуры:
· Течение в архитектурно-дизайнерском творчестве рои котором создается произведение в ситуации повышенного внимания к духу места
· Это слияние с топографией продолжение природного аналога
· Имеет отношение к структуре материала из которого сделан объект
18.Что дизайнер подразумевает под словом «Перфоманс»
· Система действий исполнителя, рассчитанная на публичную демонстрацию.
· Это «театр визуальных искусств» появившийся в 1960 е годы
· Естественная сегодняшняя форма театрального действия
· Это современная деградация дизайна как вид формотворчества.
19. Постмодернизм –это состояние архитектурной мысли и практики ставшее очевидным в последние годы.
· ДА
· НЕТ
По вашему мнению постмодернизм живет во многих проявлениях,
Как они проявляются
· Это ориентация на двойное кодирование на профессионалов и широкую публику.
· Это проявление обнаружилось в объектах бытового назначения.
· Это переосмысление исторических форм в произведении образных характеристик
· Это просто новый символ
ГЛОССАРИЙ
СЕМИНАР №4
Дизайн архитектурной среды и ее морфология. Дизайн среды внутренних архитектурных пространств. Типология и композиционные особенности интерьерных пространств. Основные структурные элементы среды. Объект дизайна– целостное единство содержания и формы. Построение идеальной модели целостно-структурированного объекта (ЦСО).
БЛОК 5 ( С.54-70)
Лекция 6 .Дизайн фирменного стиля. Синтез искусств в дизайне среды
1 Дизайн фирменного стиля. Носители, средства и функции фирменного стиля. Концепция, программа и сценарий фирменного стиля.
2Типология и специфика синтеза дизайна, архитектуры и изобразительных искусств.
Дизайн фирменного стиля
Определения стиля и фирменного стиля. Прежде чем приступить к рассмотрению понятия фирменного стиля, следует остановиться па сущности и значении категории стиля вообще. Под стилем (в общем смысле) понимается исторически сложившаяся, социально-производственно и культурно-психологически обусловленная, относительно устойчивая закономерная знаковая система, язык содержательных форм. Стиль — одно из ведущих понятий искусствознания, социальной психологии, искусственного материально-предметного и идеально-духовного мира, необходимый критерий материально-художественного творчества. Трактовок понятия стиля, возникшего еще в эпоху античности, имеется, чрезвычайно много. Предложенное, выше определение—одно из возможных и принято нами как рабочее. Формирование понятия стиля явилось закономерным результатом человеческого познания и освоения окружающего мира путем сравнения и расчленения воспринимаемых объектов по определенным признакам на сходные и различные. В определенное единство включаются объекты, обладающие однотипными качествами. Их природа и значимость обусловливаются большим числом разнообразных факторов.
Со всей определенностью стиль должен быть отнесен к одному из обязательных условий системной организации объекта. «В стиле проявляется общественно-исторически обусловленная преемственность мировосприятия и мышления в его специфическом художественно-образном преломлении. Она наблюдается в постоянстве признаков, общих для художественных явлений, объединяемых стилевым единствам в относительно устойчивую систему. Элементами последней являются тесно взаимосвязанные между собой выразительные средства, выступающие в определенном контексте в качестве стилевых признаков.
В подобном толковании понятие стиля может быть отнесено, с одной стороны, к созидательной деятельности, творчеству, с другой — к результату творческого акта — произведению (в широком его понимании). Стилевое единство априорно присуще творчеству одного автора и сознательно закладывается, формируется и сохраняется в творчестве авторских единств — групп, течений, школ, направлений.
Общность стиля объективно характеризует продукты творчества, относящиеся к одному пространственно-временному континууму (причем такое единство возникает как бы «само собой», вне усилий и желаний людей-созидателей, хотя и, несомненно, при их участии). Стилевая однородность продукта материального и духовного производства — существенное и необходимое условие полноты и плодотворности освоения предметного мира, созданного по законам диалектического единства разума и красоты. Стилевое единство служит предпосылкой целостного восприятия как неотъемлемого фактора результативной деятельности людей. Это единство представляет собой специфическую типологическую категорию, позволяющую особым образом классифицировать предметы и явления. Будучи своеобразным индикатором меры согласованности разных сфер и аспектов жизни людей, всеобщей художественной категорией, стиль социально и культурно детерминирован, что обусловливает качественное различие его содержательных характеристик и функций при различном общественном строе. При этом налицо и относительная самостоятельность стилеобразования как всякой художественно-творческой деятельности вообще. Стиль — это «динамическая информационная структура, ценностно-ориентированная и ориентирующая, которая… становится социально-ценностным символом, выражающим меру практического освоения бытия в той или иной сфере человеческой деятельности, а следовательно, является необходимым средством ее самосознания, самоутверждения и оптимизации. Отсюда несомненна объективная, осознанная необходимость осуществлять целенаправленное стилеобразование предметного мира и происходящих в нем процессов. Существование всеобщей категории стиля не препятствует существованию «частных» стилей — различного уровня и масштаба. Общеизвестны глобальные художественные стили — античный, романский, готический, романтический, классицистический и др. Таков и специфический «фирменный стиль», характер и масштаб которого определяются самим понятием «фирма». Это условное наименование предприятия определенного типа (трест, промышленное объединение, торговое общество) и рода деятельности, а также само это предприятие как материальная система и связи в ней.
Фирменный стиль — это технико-эстетическое единство предметных систем, среды, функциональных связей и процессов одной фирмы (предприятия), которое и обеспечивает единство ее облика, характера, «почерка». Общеизвестный аналог — характерный, узнаваемый почерк творческого объединения — той или иной художественной мастерской либо киностудии.
Фирменный стиль как обеспечивающий визуальное единство предметных и знаковых элементов предприятия оказался одним из исторически первых объектов системного дизайна. Известный зарубежный образец фирменного стиля, ставшего классическим благодаря полноте, содержательности и качеству — стиль фирмы «Оливетти», производящей пишущие и счетные машины. ( С учетом того чо данный текст составлялся в 1980 х гг этот стиль считался эталоном. Прим. Автора солставителя Горбунова И.В.) Среди отечественных разработок наиболее известен разработанный ВНИИТЭ и его филиалами фирменный стиль Всесоюзного научно-производственного объединения «Союзэлектроприбор. Она охватывает всю систему элементов от концепции до рекламно-сопроводительной документации и упаковки продукции. Фирменный стиль является художественно-образной трактовкой «лица» фирмы, а через негожее сущности. Особенно важным фирменный стиль оказывается для продукции предприятия, ибо, в отличие от поверхностного стайлинга (тоже направленного па разработку «стиля»), он позволяет «закодировать» высококачественное содержание, внутреннюю систему ценностей производства.
Носители, средства и функции фирменного стиля. «Стиль как художественная закономерность находит выражение в различных элементах структуры художественного произведения. Выражая закономерности стиля, элементы структуры становятся его носителями. Что происходит с элементом художественной структуры, когда он становится носителем стиля? Он подчиняется художественной закономерности, свойственной данному стилю, и тем самым приобретает стилевую окраску, или, лучше, стилевую характерность.
Это определение носителя стиля художественного произведения вполне может быть применено к носителю стиля произведения системного дизайна. Анализ предметно-функциональной структуры фирмы (промышленного предприятия) позволяет отнести к носителям фирменного стиля все предметы и процессы, связанные с человеком, все то, через что он выражает себя в ходе производства. Ведь стиль — это человек, а стиль фирмы — это человек, представляющий фирму. Конечно, разница в таких человеческих «предъявлениях» через разные стиленосители существенна. Так, продукция и рекламно-сопроводительная документация, представляющие собой итог деятельности фирмы, наиболее весомы и динамичны, а потому и стилистически значимы. Стилевое единство элементов - носителей стиля (каждого в отдельности и всех в совокупности) достигается соответствующим применением системы известных композиционно-структурных и морфологических средств. К ним относятся: план, пространство, объем, (плоскость, линия, знак, цвет, свет, звук, движение). Каждый носитель организуется одним или несколькими композиционными средствами. Достигнутое с помощью стиленосителей и композиционных средств стилевое единство гарантирует органичность, информативность, узнаваемость, запоминаемость, качественный стереотип, репрезентативность, престижность, образность.
Концепция, программа и сценарий фирменного стиля. Опосредующими при выработке концепции (и определяемой ею программы) конкретного фирменного стиля являются географо-климатические, производственно-экономические, культурно-исторические факторы функционирования фирмы, а также содержание и цель ее деятельности. Содержанием деятельности (в общем виде) является производство промышленной продукции определенного ассортимента, а целью — удовлетворение растущих потребностей людей в конкретных изделиях и — шире—в повышении их благосостояния.
Концепция является смысловым ядром дизайн-программы — основного средства осуществления деятельности по формированию фирменного стиля. Собственно содержание программы воплощается в се концептуальном, культурно-эстетическом аспекте, раскрывающем смысл выдвинутой задачи — создание фирменного стиля.
Форма программы проявляется в ее организационно-целевом, обусловливающем способы достижения поставленной цели. Для этого отбираются соответствующие средства, устанавливаются необходимые принципы и определяются задачи управления работой по созданию фирменного стиля. В этой методической дизайн-программе предусматривается подготовка и объектных дизайн-программ, обусловливающих различные стороны деятельности фирмы (производственную, бытовую, культурную, спортивную и пр.).
На основании методической программы составляется методический сценарий процесса формирования фирменного стиля. В нем намечаются порядок, способы, средства, характер приложения стилеобразующих средств к элементам-стиленосителям и метод включения последних в основные функциональные зоны производственного объединения. В сценариях объектного типа на основе объектных программ производственного и бытового процессов, культурных и воспитательных мероприятий, спортивных праздников и т. п. предлагаются порядок и процедуры их конкретного осуществления.
Дизайн-разработка фирменного стиля производственного объединения. Конкретная работа по реализации программы создания фирменного стиля осуществляется несколькими этапами. Первый этап — изучение существующего опыта стилеобразования, которое, как правило, сводилось к достижению единого эстетического характера и композиционной трактовки шрифта, логотипа, знака фирмы, а также характерного цвета оформляемой продукции, ее упаковки и рекламно-сопроводительной документации. Иногда стилевое цветографическое решение может распространяться и на оформление транспорта, одежды сотрудников данной фирмы и т. д. Однако для высококачественной организации фирменного стиля необходимы не только цветографика, но все художественно-композиционные средства, так как только в них системе может сформироваться полноценный, выразительный, запоминающийся стиль предприятия.
Родственность природы композиционных средств нозволяет объединить их в основные группы:
-пространственно-временной (плоскость, объем, план, пространство, движение);
-цветографический (плоскость, линия, знак, цвет);
-светозвуковой (цвет, свет, движение).
Таким образом, традиционно используемый в стиле-образовании цветографическая группа дополняется еще двумя, что в совокупности обеспечивает воздействие на все структурные элементы — стиленосители фирмы.
Второй этап дизайн-разработки фирменного стиля заключается в приложении композиционно-структурных и морфологических средств к носителям фирменного стиля. При этом возможно многообразное применение всех средств в каждом стиленосителе.
На третьем, завершающем, этапе в результате наложения средств на стиленосители выявляется характерный модуль стиля — стилепредъявитель. Им являются просматривающиеся во всех элементах-носителях присущие данному стилю определенные черты: пластика, фактура, рисунок, колорит, светотень, мелодия, ритмика и т. п. Стилепредъявитель позволяет закодировать все структурные элементы фирмы в соответствии с концепцией стилеобразования. Итогом трех этапов разработки дизайн-программы фирменного стиляявится художественно-культурный образ фирмы. Этот образ — общая картина высокой культуры, эффективного производства, высококачественной продукции как результата работы сотрудника социалистического предприятия — конкретизируется в зависимости от отрасли производства и профиля фирмы. Таким образом, фирменный стиль как одно из проявлений стиля в целом формируется и функционирует в системе культуры и становится одной из форм ее изменения. «Приобщая членов социума к ценностному смыслу их жизни, активизируя процесс освоения ими ценностей общества в целом или определенной его части, стиль не только оказывает влияние на формирование художественных вкусов, но и влияет на социальное поведение личности, выполняя тем самым коммуникативную и социализирующую функции в культуре. Поскольку же стилевые формы обращены к непосредственному чувственному восприятию и раскрывают ему свой ценностный смысл, они возбуждают активное эмоциональное отношение... тем самым стилевая упорядоченность приобретает эстетический характер. Более того, в процессе художественного восприятия стиль демонстрирует двойной ценностный смысл, выступая и как один из параметров культуры, и как носитель собственной художественной ценности искусства. Разработка (обязательно основанная на дизайн-концепции) такого объекта дизайна, как предметная система, предполагает наличие методической программы проектирования. Методическая и объектная программы конкретизируются в соответствующих дизайн-сценариях. Методический и объектный сценарии служат основой разработки специфического комплексного предметно-процессуального объекта дизайна — аудио-визуальной коммуникации. И, наконец, такой объект, как фирменными стиль, фактически охватывает все объекты системного дазайна — от предметной системы до аудиовизуальной коммуникации. Дизайн аудиовизуальных коммуникации и фирменного стиля направлен па организацию преимущественно информационного аспекта среды. Для получения целостно-структурированной среды в целом необходим специфический метод синтеза изобразительных искусств, архитектуры и дизайна.
Вопросы
1. С чем связано, что стиль — одно из ведущих понятий искусствознания, социальной психологии, искусственного материально-предметного и идеально-духовного мира.
2. Почему существование всеобщей категории стиля не препятствует существованию «частных» стилей — различного уровня и масштаба.
3.Фирменный стиль — это технико-эстетическое единство предметных систем, среды и функциональных связей. Или можно применить другие трактовки.
4. Почему особенно важным фирменный стиль оказывается для продукции предприятия,
5. Что является носителем, средствами и функцией фирменного стиля.
6.Что происходит с элементом художественной структуры, когда он становится носителем стиля.
7.Концепция, программа и сценарий фирменного стиля. Как на него влияют географо-климатические, производственно-экономические, культурно-исторические факторы.
8. На основании методической программы составляется методический сценарий процесса формирования фирменного стиля.
9.Первый этап — изучение существующего опыта стилеобразования сводилось к достижению единого эстетического характера и композиционной трактовки шрифта, логотипа, знака фирмы. С чем это связано.
10. В чем заключается второй этап дизайн- разработки фирменного стиля.
11. Как на третьем, завершающем, этапе выявляется характерный модуль стиля — стилепредъявитель.
12. Итогом трех этапов разработки дизайн-программы фирменного стиля явится художественно-культурный образ фирмы. Охарактеризуйте этот образ.
13. Методическая и объектная программы конкретизируются в соответствующих дизайн-сценариях. Чем отличается дизайн-сценарий от киносценария или что у них общего.