Пример социоматрицы для группы численностью n-членов

Кто выбирает: фамилия испытуемого j-члены j-члены: кого выбирают Сделанные выборы Всего
                     
А-ов   + + ... ... ...
В-ов +   + ... ... ...
Г-ов +++ +       ... ... ...
П-ов ...     ... ... ...
С-ов + +   ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
Полученные Σ (+) выборы Σ (–) 4 0 2 1 2 1 1 2 0 3 ... ... ... ... ... ...  
Всего                    

Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор

Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru

Социограмма

Социограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позво­ляет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на не­которой плоскости (щите) с помощью специальных знаков.

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru

— объект связей в группе (i-член)

— субъект связей в группе (j-член)

— совмещение объекта

и субъекта в поведении одной личности (ij-член)

— положительный выбор, совершенный А-членом

— отрицательный выбор, совершенный В-членом

— взаимная положительная связь А- и В-членов

— взаимная отрицательная связь А- и В-членов

— уровень связи (член А выбран в первую очередь, член С — во вторую)

Социограммная техника является существен­ным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает воз­можность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки состав­ляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выби­рать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группи­ровки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые харак­теризуют индивидуальные социально-психологи­ческие свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в груп­пе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются:

— — —

индекс социометрического статуса i-члена;

индекс эмоциональной экспансивности j-члена;

индекс объема, интенсивности и концентрации

взаимодействия ij члена.

Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях:

i — выбираемый;

j — он же выбирающий;

ij — совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена груп­пы определяется по формуле:

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru

где Сi — социометрический статус i-члена, Ri — по­лученные i-членом выборы, E — знак алгебраиче-



Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений


Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

ского суммирования числа полученных выборов i-члена, N — число членов группы.

Социометрический статус

Социометрический статус — это свойство лич­ности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную пози­цию (локус) в ней, т. е. определенным образом со­относиться с другими элементами. Такое свой­ство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометри­ческого статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каж­дый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменива­ется информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства це­лого. Реализация этого воздействия протекает че­рез различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического стату­са. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицатель­ном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчи­тать социометрический статус, необходимо вос­пользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi — положительного и Ci — отрицательного статуса в группах малой численно­сти (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru

где Еj — эмоциональная экспансивность j-члена, R — сделанные j-членом выборы (+, –).

С психологической точки зрения показатель экс­пансивности характеризует потребность личности в общении.

Из ГСИ наиболее важными являются:

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы.

Индекс показывает среднюю активность груп­пы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплочен­ности группы») в группе высчитывается по фор­муле:

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru

где G — взаимность в группе по результатам по­ложительных выборов, A+ij — число положитель­ных взаимных связей в группе, N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев со­циометрии, что диктуется программой исследова­ния и предварительным знакомством со специфи­кой группы.

Использование социометрического теста позво­ляет проводить измерение авторитета формально­го и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряжен­ность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится груп­повым методом, ее проведение не требует боль­ших временных затрат (до 15 минут). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в кол­лективе. Но она не является радикальным спосо­бом разрешения внутригрупповых проблем, при­чины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

ВНЕШНЕГРУППОВАЯ РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ

В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референт­ной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она (и в прямом контакте, и мысленно) соотносит свои оценки, действия и поступки. Есте­ственно, что определение референтного круга яв­ляется весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.

В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов, находящихся за предела­ми наиболее привычной и для учеников, и для учи­телей группы — школьного класса. Для этого уча­щимся предлагаются 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).

Инструкция: нужно выбрать по каждому во­просу-ситуации не менее 2 человек; при этом вто­рое лицо должно быть из тех, которые значимы меньшей степени, чем первое лицо.

Тест

А

1. С кем вы отправитесь в поездку (деловую ко­мандировку) в другой город?

2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете?

3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?

4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?

6. Вы встретили человека, который вам понра­вился. Кто может помочь правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы по­советуетесь об этом?

8. Кто может быть для вас примером в жизни?

9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем вы больше всего откровенны?

Б

1. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга).

8. Компания, приятели.

9. Знакомая девушка, знакомый юноша.

10. Товарищи по учебе, работе.

11. Товарищи по клубу, секции, студии и т. п.

12. Историческая личность.

13. Известный всем человек.

14. Человек, о котором ты знаешь от других.

15. Литературный персонаж.

Порядок обработки

После осуществленного выбора следует попро­сить отложить список 1-Б и по 5-балльной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Об­работка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записыва­ются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2—3 лица, имею­щие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количе­ства баллов. Эти люди и составляют референтную группу.

ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ

Помимо референтности, существует еще 1 пара­метр, описывающий отношения человека с другими людьми, — так называемая психологическая бли­зость. Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и именно ее-то мы предлагаем определить с помощью немного модифицированной шкалы симпатической дистан­ции Д. Фелдса.

Предложите юношам и девушкам выписать в столбик людей, с которыми они привычно и не­преложно общаются в течение последних несколь­ких месяцев. После того как эта работа будет за­кончена предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми



Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений

по шкале, которую для удобства лучше выписать на доске. Шкала эта содержит 11 степеней, выражаю­щих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения.

Тест

1. Он мог бы быть моим лучшим другом.

2. Я не провожу различий между ним и близки­ми мне людьми.

3. Я мог бы открыть ему свою душу.

4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.

5. Я мог бы провести с ним отпуск.

6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.

7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.

8. Я не доверил бы ему выполнение ответствен­ных заданий.

9. Я уволился бы, если бы мне пришлось рабо­тать с ним.

10. Я не выпускал бы его в общество.

11. Я запретил бы ему иметь детей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

Групповая сплоченность — чрезвычайно важ­ный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствую­щих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опро­са баллы указывать не нужно.

Тест

I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не уча­ствую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы
вам представилась такая возможность (без изме­
нения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами
вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве кол­лективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руковод­
ством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве кол­лективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в ва­
шем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве кол­лективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю (1).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимо­отношения, характер делового сотрудничества, от-



Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru

Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

Таблица 60

Положительные особенности +3 +2 +1 –1 –2 –3 Отрицательные особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               Преобладают подавленное настроение, пессимистиче­ский тон
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии               Преобладают конфликтность в отношениях, агрессив­ность, антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание               Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совмест­ных делах, вместе проводить свободное время               Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива               Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказы­ваются с добрыми намерениями               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
Члены коллектива с уважением относятся к мнению других               В коллективе каждый счи­тает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудные для коллек­тива минуты проис­ходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного»               В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные               Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru

Продолжение таблицы 60
Положительные особенности +3 +2 +1 –1 –2 –3 Отрицательные особенности
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив активен, полон энергии               Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах
В коллективе существу­ет справедливое отно­шение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту               Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

ношение к значимым явлениям жизни. Складывает­ся психологический климат за счет психологической атмосферы — группового эмоционального состоя­ния — которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою оче­редь, создается ситуативными эмоциональными со­стояниями коллектива.

Для общей оценки некоторых основных проявле­ний психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества кол­лектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно опре­делить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Надо иметь в виду, что оценки означают:

+3 — свойство, указанное слева, проявляется в кол­лективе всегда; +2 — свойство проявляется в большинстве случа­ев; +1 — свойство проявляется достаточно часто; 0 — ни это, ни противоположное (указанное спра­ва) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой сте­пени; –1 — достаточно часто проявляется противопо­ложное свойство (указанное справа); –2 — свойство проявляется в большинстве случаев; –3 — свойство проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину психологи­ческого климата коллектива, надо сложить все по­ложительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристи­кой психологического климата большей или мень­шей степени благоприятности.

Однако возможна и более простая оценка — че­рез периодический замер эмоциональных состоя­ний с помощью созданной тем же А. Я. Лутошки-



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

ным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассо­циируется пребывание в данном коллективе, ситу­ативное настроение и т. п. (И тому подобное — по­тому, что возможности так называемых цветовых тестов очень велики, но их здесь невозможно рас­крыть.) При этом используются следующие цвета: красный — восторженное настроение; оранже­вый — радостное; желтый — светлое, приятное; зе­леный — спокойное, уравновешенное; фиолето­вый — тревожное, напряженное; черный — уныние, полное разочарование, упадок сил.

АТМОСФЕРА В ГРУППЕ

Замерять психологическую атмосферу в группе, т. е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся 10 противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточ­ки, задающие дистанцию между парами, кодируют­ся по 9-балльной шкале слева направо по схеме:

987654321

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

Дружелюбие _____________ Враждебность

Согласие Несогласие

Удовлетворенность Неудовлетворенность

Увлеченность Равнодушие

Продуктивность Непродуктивность

Теплота Холодность

Сотрудничество Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка Недоброжелательность

Занимательность Скука

Успешность Неуспешность
и т. д.

ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ПО ИЗУЧЕНИЮ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Авторами методики являются О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре

социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.

Опыт показывает, что проводимые исследова­ния психологического климата, как правило, пре­следуют 2 цели:

1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи меж­ду особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т. е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-раз­ному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

2) выработку конкретных рекомендаций по опти­мизации психологического климата в коллек­тиве.

Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специаль­ной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать перио­дические срезы с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, просле­живать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отно­шения к труду, динамики текучести кадров, эф­фективности руководства, продуктивности дея­тельности.

Психологический климат первичного трудово­го коллектива понимается авторами как социаль­но обусловленная, относительно устойчивая си­стема отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоцио­нальный, поведенческий и когнитивный компо­ненты отношений в коллективе. В качестве суще­ственного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». При конструирова­нии вопросов, направленных на измерение пове­денческого компонента, выдерживался критерий «желание — нежелание работать в данном коллек­тиве», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнического компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов коллек­тива».

Глава 1. Методики изучения внутригрупповых отношений

Тестовый материал

Инструкция:Просим вас принять участие в ис­следовании, целью которого является совершен­ствование психологического климата в вашем кол­лективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необхо­димо:

1) внимательно прочитать варианты ответа;

2) выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению;

3) поставить знак «+» в пустой клетке против вы­бранного вами ответа.

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведен­ных ниже утверждений вы больше всего соглас­ны?

Большинство членов нашего кол­лектива — хорошие, симпатич­ные люди  
В нашем коллективе есть всякие люди  
Большинство членов нашего кол­лектива — люди малоприятные  

  Да Пожалуй, да Не знаю, не заду­мывался над этим Пожалуй, нет Нет
Деловых качеств большин­ства членов коллек­тива          
Личных качеств большин­ства членов коллек­тива          

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, кото­рый вам очень не нравится. В какую клетку вы по­местите ваш коллектив?

                 


2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?



Нет, конечно  
Скорее нет, чем да  
Не знаю, не задумывался об этом  
Да, конечно  

Это меня вполне бы устроило  
Не знаю, не задумывался над этим  
Это меня совершенно не устроило бы  


3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

6. Могли бы вы с достаточной уверенностью ска­зать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:



Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения

Пример социоматрицы для группы численностью n-членов - student2.ru


Нет, не мог бы  
Не могу сказать, не задумывался над этим  
Да, мог бы  

7. Какая атмосфера обычно преобладает в ва­шем коллективе?

На приведенной ниже шкале цифра 1 соответст­вует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток вы поместили бы свой коллектив?

                 

тов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим об­разом:

— положительная оценка (к этой категории отно­сятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все 3 вопроса, относящихся к данному компоненту, или 2 ответа — положи­тельные, а третий имеет любой другой знак);

— отрицательная оценка (сюда относятся сочета­ния, содержащие 3 отрицательных ответа или

2 ответа — отрицательные, а третий может вы­
ступать с любым другим знаком);

— неопределенная, противоречивая оценка (эта
категория включает следующие случаи: на все

3 вопроса дан неопределенный ответ; ответы на
2 вопроса не определены, а третий ответ имеет
любой другой знак; 1 ответ неопределенный,
а 2 других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно

свести в таблицу следующего вида.



8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

Да, конечно  
Скорее да, чем нет  
Затрудняюсь ответить  
Скорее нет, чем да  
Нет, конечно  

Обработка результатов

Обработка результатов, полученных при ис­пользовании методики, стандартизирована и име­ет следующий алгоритм. Анализируются различ­ные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тести­руется 3 вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из 3 возможных форм: +1; –1; 0. Следовательно, для целостной характе­ристики компонента полученные сочетания отве-

Таблица 61

Наши рекомендации