Профилактика преступлений, связанных с наркотизмом
Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков позволит снизить не только уровень их проявлений, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает усилия как на предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств, наказании лиц, виновных в «наркотических» и связанных с ними преступлениях, так и на лечении наркоманов, проведении с ними реабилитационных мероприятий.
Предупредительная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков включает две составные части:
1. общее предупреждение, основным содержанием которого являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
2. индивидуальное предупреждение в отношении конкретных лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и склонных к совершению на этой почве преступлений.
Общее предупреждение заключается в выявлении специфических криминогенных обстоятельств, способствующих вовлечению населения в немедицинский прием наркотических средств, и проведению мероприятий по прекращению или уменьшению влияний этих детерминант.
Задачами такой деятельности является формирование у населения устойчивого общественного мнения о неприятии наркотических средств; убеждение тех граждан, которые приобщились к потреблению наркотиков, отказаться от них[3].
Обще предупредительные мероприятия включают выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с наркотиками и злоупотребления ими; формирование негативного по отношению к употреблению наркотиков общественного мнения населения; осуществление контроля над процессами законного оборота (от производства до реализации и использования наркотиков) с тем, чтобы исключить их использование в немедицинских целях.
Выявление причин и условий, способствующих развитию спроса на наркотики и совершению связанных с их приемом преступлений, достигается специальным изучением, кропотливой аналитической работой, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты. Такая деятельность правоохранительных и иных государственных органов и негосударственных структур обеспечивает информационную базу для последующих общепрофилактических мероприятий экономического, социального, воспитательного, правового, психолого-педагогического и собственно предупредительного характера.
Формирование у населения антинаркотической позиции предполагает широкую разъяснительную работу об опасности для жизни и здоровья злоупотребления наркотиками и последствиях такого поведения; о правовых последствиях нарушения законодательных норм, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками; о возможных путях излечения от наркотической зависимости; о профилактической работе с населением для исключения условий, способствующих приобщению граждан к потреблению наркотиков.
Важное значение в предупреждении незаконного оборота наркотиков имеет и осуществление контроля за движением наркотиков в фармацевтических и медицинских учреждениях. Работники этих учреждений иногда вступают в преступные сделки с наркоманами, похищают ампулы морфина и промедола, порошок омнопона. В некоторых регионах почти третья часть выявленных наркоманов доставали наркотики и их составные компоненты в больницах и аптеках.
В настоящее время проводится разъяснительная работа с населением, пропагандирующая здоровый образ жизни и отказ от принятия наркотических средств. Способы такой работы различны, например:
· специализированные теле- и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств;
· регулярные встречи и беседы с различными группами населения специалистов, осуществляющих противодействие распространению наркотиков, борьбу с этим социальным злом, обеспечивающих лечение наркоманов;
· распространение разнообразных предметов агитационного характера (рекламок, буклетов, листовок и т.п.);
· обеспечение согласованных усилий субъектов, на которые возложена обязанность противодействовать незаконному обороту наркотиков и бороться с преступностью данного вида;
· проведение направленной предупредительной работы с отдельными категориями граждан, находящихся в «зоне риска» (несовершеннолетними и молодежью, маргиналами и др.);
· устранение источников и сырьевых возможностей для незаконного изготовления и распространения наркотических средств и их прекурсоров.
Индивидуальное предупреждение злоупотреблений наркотическими средствами и преступлений на этой почве осуществляется в следующих направлениях:
· устранение причин и условий индивидуального антиобщественного или противоправного поведения;
· выявление лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных к совершению на этой почве преступлений;
· осуществление наблюдения и обеспечение иного социального контроля за поведением и образом жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных на этой основе к правонарушающему поведению;
· устранение конкретных обстоятельств, приводящих к употреблению ими наркотиков;
· осуществление в отношении указанных выше лиц мер воспитательного, медицинского, правового и иного характера с целью недопущения правонарушающего поведения с их стороны.
Важное значение в предупреждении незаконного оборота наркотиков имеет противодействие совершению наркоманами отдельных видов преступлений, предметно и мотивационно связанных со злоупотреблением наркотическими средствами.
Наркомания тесно связана с преступностью и является, образно говоря, питательной почвой для совершения различных преступных деяний, прежде всего корыстных и корыстно-насильственных. Нелегальное приобретение наркотиков требует значительных материальных затрат. Стоимость наркотических средств на «черном рынке» превышает аптечные цены на наиболее распространенные виды наркотиков в десятки и сотни раз.
Наркомания тесно связана с насильственной преступностью. Употребление наркотиков порождает немотивированную злобность, чувство тревоги, безотчетный страх, довольно часто вызывающие агрессию. Находясь в состоянии наркотического опьянения, наркоманы нередко совершают преступления против личности: убийства, телесные повреждения, изнасилования, хулиганские действия и т.п. Одним из мотивов совершения этих преступлений все чаще становится стремление завладеть наркотиками или средствами для их приобретения. Учащаются и «заказные» убийства в связи с конкуренцией на «черном рынке» наркодельцов. Эффективная профилактика насильственных преступлений обусловливает снижение уровня преступлений, связанных с наркотиками.
Значительную опасность представляет нелегальное распространение наркотиков в местах лишения свободы. Как правило, наркотики доставляются туда родственниками осужденных или иными лицами, имеющими выход за территорию зоны. Многие наркоманы (до 15%) приобщились к этому пороку именно в местах лишения свободы.
Особого внимания заслуживает и проблема предупреждения организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, наркобизнесом. Речь идет о контрабанде и подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных лабораториях и иных формах организованной преступной деятельности в рассматриваемой сфере.
Чем широкомасштабнее ведется наступление здоровых сил общества на наркобизнес, чем успешнее действует система профилактики наркомании и наркопреступности – тем изощреннее, как показывают мировой и российский опыт, оказывается сопротивление со стороны наркобизнеса.
Тем не менее, последовательная реализация новой антинаркотической политики в Российской Федерации, консолидация усилий всех правоохранительных органов позволили нанести существенный удар по наркопреступности. Достаточно сказать, что в 2005 году впервые за длительный период удалось добиться увеличения числа выявленных и, что очень важно, раскрытых наркопреступлений. Всего преступлений этой категории зарегистрировано в прошлом году свыше 175 тысяч, из незаконного оборота изъято более 138 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Изменение государственной антинаркотической политики, составными частями которой стали создание ФСКН России – специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по борьбе с незаконным распространением наркотиков и по контролю за их легальным оборотом, по координации антинаркотической деятельности других органов исполнительной власти, а также сущностные изменения в законодательстве, обеспечившее дифференцированный подход к жертвам наркоагрессии – потребителям и к преступникам – поставщикам и сбытчикам наркотиков, существенно повлияло на изменение в положительную сторону наркоситуации и итогов правоохранительной деятельности в России.
Удалось добиться не только увеличения числа выявляемых наркопреступлений, главное – изменился их качественный состав.
Так, если в 2002 году, до создания ФСКН России и реформирования антинаркотического законодательства, из выявленных наркопреступлений только 46% относились к категории тяжких и особо тяжких, то в 2005 году доля таких преступлений уже превысила 77%. Если в 2002 году лишь 36% выявленных наркопреступлений были связаны со сбытом наркотиков, то в 2005 году эти преступления составили 63%. Только ФСКН России ликвидировано 2778 наркопритонов, тогда как ранее всеми правоохранительными органами пресекалась в среднем в год деятельность около 400 наркопритонов.
Сохранились указанные позитивные тенденции и в 2006 году.
За первый квартал этого года выявлено на 28% больше наркопреступлений чем за АППГ, изъято значительно больше наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ из незаконного оборота. Только ФСКН России ликвидировано свыше 1100 наркопритонов.
В результате удалось существенно ограничить доступность наркотиков для потребителей, в первую очередь – подростков и молодежи. В большинстве регионов России отмечается рост цен практически на все виды наркотиков, в частности, на героин и марихуану в 1,5-2,5 раза.
Системное проведение мероприятий по борьбе с наркопреступностью сопровождается совершенствованием методов лечения наркотической зависимости, организацией действительно эффективной реабилитационной работы и формированием системы профилактики наркомании с активным участием общественных структур, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», координатором которой является ФСКН России.
Программа направлена на моральное и физическое оздоровление общества, в том числе ориентирована на проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; снижение доступности наркотиков для незаконного потребления; концентрацию усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков; осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации.
Главная цель – сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16 – 20 процентов по сравнению с 2004 годом и на этой основе уменьшение антиобщественных последствий от негативных явлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией.
Происходит консолидация антинаркотических усилий и на региональном уровне. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и активно работают координационные советы по профилактике наркомании, разработаны и реализуются региональные антинаркотические программы.
В стране созданы и действуют тысячи различных фондов, общественных организаций, работа которых связана с профилактикой наркомании, социальной и медицинской реабилитацией наркозависимых граждан, антинаркотической пропагандой.
Подготовленные и проведенные в 2005 году правоохранительными и иными органами государственной власти, общественными организациями форумы, конференции, семинары, олимпиады, информационно-профилактические акции способствовали совершенствованию государственной антинаркотической политики, формированию негативного отношения к проблеме немедицинского потребления наркотиков, в первую очередь среди подростков и молодежи. Они продемонстрировали, что при системном подходе и вовлечении различных специалистов в профилактические мероприятия, при поддержке государственных и негосударственных организаций, можно эффективно влиять на формирование антинаркотического мировоззрения и способствовать разрушению наркотической субкультуры.
Особое внимание уделяется совершенствованию антинаркотического законодательства[4].
Заключение
Специалисты утверждают, что реальное положение дел в сфере незаконного оборота наркотиков находится в более угрожающем состоянии, чем оно отражается в официальной статистике. Сама «природа» подобных преступлений, предполагающая наличие целой цепочки действий и участников (производитель – оптовый покупатель – сбытчик – потребитель), обусловливает появление и функционирование организованных преступных сообществ.
Немалое влияние на состояние преступности оказывает и «природа» наркомании. 52% опрошенных наркоманов считает, что потребитель наркотиков должен изыскать любые пути приобретения наркотиков. Специальный подсчет показывает, что как минимум 36% наркоманов по своему материальному положению вынуждены искать криминальный источник дохода. По данным специалистов, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков как минимум еще 4-х человек, а на каждого выявленного наркомана приходится в среднем 10-12 невыявленных.
Взаимосвязь наркомании с преступностью наиболее отчетливо проявляется при анализе структурного состава контингента лиц, совершивших преступление в состоянии наркотиического опьянения. Официальные показатели преступности, связанной с наркотиками, являются заниженными. Данные уголовной статистики отражают реальное их состояние лишь в тех пределах, в которых проявляется активность в борьбе с ними правоохранительных органов.
Стремительное распространение наркотиков в современном мире – это глобальное общечеловеческое бедствие. По данным ООН сегодня уже более 200 миллионов человек имеют опыт потребления наркотических средств, из них в России – почти 6 млн., что составляет более 4% населения.
Уже нет ни одной страны, которую в той или иной мере не затронули бы проблемы, связанные с незаконным распространением наркотиков. В России – нет ни одного субъекта федерации, который бы обошли стороной процессы наркотизации населения. В этих условиях борьба с организованной наркопреступностью, подрыв экономических основ наркобизнеса, противодействие злоупотреблению наркотиками, создание условий для лечения и реабилитации наркозависимых, профилактика наркомании и распространения наркотиков становятся одними из самых важных, приоритетных направлений государственной политики.
Список используемой литературы
1. Андреева Ю. Наркоконтроль // Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М., 2005.
2. Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. М., 2003.
3. Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций. М., 2002.
4. Калачев Б. Ф. Незаконный оборот наркотиков как социально-психологическая угроза национальной безопасности Российской Федерации. М., 2001.
5. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005.
6. Майоров А. А., Малинин В. Б. Наркотики: преступность и преступления. М., 2002.
7. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков // Невское время, 1998, № 146.
8. Преступность и правонарушения: Статистический сборник. М., 1998.
9. Прохорова М. Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. М., 2002.
10. Фёдоров А. В. Выступления в СМИ // Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М., 2006.
[1] Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005.
[2] Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций. М., 2002.
[3] Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005.
[4] Фёдоров А. В. Выступления в СМИ // Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М., 2006.