Роль врача. проводящего беседу

Самое главное для интервьюирующего лица—внимательно слушать и понимать больного, что в дальнейшем используется для установления взаимопонимания и выбора схемы лечения, направленной одновременно на купирование симптомов болезни и на разрешение личных проблем больного. Лица, проводящие беседу, используют свои собственные эмпатические реакции для того, чтобы облегчить процесс установления взаимопонимания. В целом лица, проводящие беседу, не должны осуждать больного, им следует проявлять заинтересованность, сопереживание и доброту. Во время беседы они часто задают вопросы, чтобы получить необходимую информацию или же уточнить, правильно ли они поняли больного, или правильно ли больной понимает то, о чем идет речь. В вопросе может быть искусно замаскирован совет или же интонация, которой задается вопрос, может показать, что больному разрешается сделать то, о чем он говорит. Например, интервьюирующее лицо может спросить: «Говорили ли вы когда-нибудь своему мужу о том, что вы чувствуете по этому поводу?»

Проводящие беседу могут прямо или косвенно давать своим больным советы. Они могут, например, посоветовать больному обсудить с кем-нибудь целесообразность своего действия, которое он намерен осуществить, или же, что было бы желательно или, наоборот, нежелательно, рассказать о своих чувствах лицам, играющим важную роль в его или ее жизни. Иногда проводящие беседу врачи могут давать своим больным советы или практические рекомендации, касающиеся их жизни.

Часто деятельность интервьюирующих служит удовлетворению эмоциональной потребности больного чувствовать себя защищенным или любимым. Однако случается, что их деятельность бывает тщетной—она не может удовлетворить эмоциональных потребностей больных, так как они не могут по волшебству разрешить реальные проблемы больных или найти им лучшую работу или лучшего супруга.

Проводящий беседу может внушить больному, чтобы он не боялся, а также подбодрить его, например, такими словами: «Пожалуйста, продолжайте, у вас хорошо получается».

Лица, проводящие беседу, должны при определенных обстоятельствах пресекать поступки своих больных, если те не могут себя контролировать или если они пытаются напасть на других больных, находящихся в подавленном состоянии.

Интервьюирующие лица помогают также создать у больного адекватную самооценку, если они концентрируют внимание на его успехах и талантах: это может ослабить имеющееся у больного чувство виновности и смягчить жестокое «супер-Эго».

Проводящие беседу выдвигают свое объяснение наблюдающимся у больного явлениям, которые вызывают у него тяжелые переживания, с целью разрушить болезненный процесс. Это способствует также тому, что больной начинает осознавать свои бессознательные мысли и чувства и в результате этого справляется с собственными конфликтами без возникновения новых болезненных симптомов.

Двумя основными подготовительными стадиями формирования врачом своего объяснения симптомов больного являются конфронтация (или фиксация, что больной чего-то избегает) и кларификация (или выделение области, в рамках которой врачу следует сконцентрировать свои вопросы).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Фактор времени

Беседы в психиатрической клинике имеют различную продолжительность. Консультация, необходимая для назначения лечения, продолжается в среднем от 30 до 50 мин. Беседа с больным, находящимся в психотическом состоянии или в состоянии интоксикации, часто бывает непродолжительной, так как иногда у них уже через 20 мин начинаются проявления стресса. Однако в помещении, в котором оказывается неотложная помощь, может потребоваться более длительная беседа. В большинстве случаев больной должен знать заранее, сколько приблизительно времени будет продолжаться беседа.

То, как больные распоряжаются своим временем, также приоткрывает определенные грани их характера. В большинстве случаев больные приходят на беседу за несколько минут до ее начала. Тревожный больной может явиться и на полчаса раньше. В том случае, если больной пришел слишком рано и у него нет симптомов тревожности, возможно, следует выяснить причину этого. Если больной опаздывает, что затрудняет работу с ним, необходимо сначала выслушать его объяснение и при этом даже посочувствовать, если опоздание вызвано не зависящими от больного обстоятельствами. Однако надо избегать таких комментарий как: «Не беспокойтесь, все в порядке». Если больной явно лжет, пытаясь скрыть нежелание беседовать с врачом, например: «Я совсем забыл об этой встрече», можно спросить его: «Вы не хотели приходить?». Если больной честно ответит «да», психиатр может продолжать обследование. Но если последует ответ «нет», лучше беседу перенести на будущее. В случае опоздания иногда перед беседой можно сказать: «Ну ладно, мы постараемся сделать как можно больше за то время, что у нас осталось».

Очень важно как сам психиатр использует время в процессе беседы. Нерациональное использование времени указывает на равнодушие врача к интересам больного. Если врачу приходится прервать беседу из-за своих неотложных дел, необходимо извиниться за то, что больному пришлось ждать.

Фактор помещения

В большинстве случаев больные не могут говорить откровенно до тех пор, пока не убедятся, что находятся в уединении и никто не подслушивает их беседу. В спокойной обстановке обе стороны меньше отвлекаются, чем в шумной; желательно, чтобы беседа не прерывалась, как исключение можно допустить лишь короткий телефонный звонок, не больше чем один за всю беседу.

Обеспечение удобных мест, на которых во время беседы располагаются ее участники, также способствует ее успеху. Оба стула должны быть приблизительно одинаковой высоты, чтобы ни один из собеседников не смотрел на другого сверху, кроме того, желательно их расставить таким образом, чтобы между врачом и больным не было никакой мебели. Если в комнате несколько стульев, врач показывает, куда сядет он (она), а затем предлагает пациенту самому выбрать себе стул, который ему (ей) кажется наиболее удобным. Больные, склонные к подчинению, обычно предпочитают стул, который стоит ближе к двери, больные, настроенные враждебно, или склонные к переносу, выбирают стул, стоящий очень далеко, причем часто садятся прямо напротив врача.

Наши рекомендации