Осознание невидимого (ценностей, убеждений, идентичности)

Для тренера и всех, кто стремится к успеху, крайне важно осознавать ценности, убеждения и идентичность.

Модель логических уровней использовали многие в НЛП, в частности Роберт Дилтс. Это подходящий инструмент и для определения ценностей, убеждений и идентичности.

При использовании модели уровни окружения и поведения и некоторые способности становятся видимыми, но три верхних уровня — по-прежнему нет.

Если вы открыты, конструктивны, целеустремлены, то видимые уровни очевидны, основаны на фактах и отличаются слабой эмоциональностью. Вторжение в высшие, или невидимые, уровни человека почти всегда осложняет ситуацию, поскольку расценивается как нападение.

У обучающихся отмечаются различные проблемы со способностями, например нарушения тонкой моторики рук, слабые арифметические способности. Некоторые, наоборот, могут быть в чем-то способнее остальных, но при этом не в состоянии продемонстрировать свои возможности на занятиях.

На более высоком уровне обучающиеся часто не осознают свои ценности и убеждения. Обычно обучающиеся очень неопределенно, абстрактно и субъективно рассуждают о проблемах, связанных с ценностями, убеждениями и идентичностью. Иногда это сбивает с толку неопытного тренера, который не может установить истину, почувствовав, что скрывается за поверхностными высказываниями.

Известно много методов выявления ценностей, помогающих (если это возможно) обучающимся обнаружить их и использовать в своих целях. Тем, кто уже обучался НЛП, знакомы техники и упражнения, нацеленные на выявление более высоких логических уровней. На обычных занятиях тренер должен осознавать эти уровни по ходу дела.

Упражнение «Иерархия ценностей» очень полезно для всех видов тренинга. Обучающиеся работают парами (А-Б). Б интересуется, что для А наиболее важно в выбранной сфере жизни, например в работе, в определенной деятельности или в семье, увлечениях и т. п.

Б максимально подробно расспрашивает А и записывает его объяснения, не оценивая и не анализируя их. Затем Б просит А ранжировать ответы по значимости, а если это оказывается слишком сложно, подходит с другой стороны — допытывается, что наименее важно или от чего можно отказаться в первую очередь.

УПРАЖНЕНИЯ
1. Используйте упражнение «Иерархия ценностей», описанное в этом разделе.
2. Отмечайте особенности языка, используемого обучающимися при рассуждении о ценностях и убеждениях.
3. Используйте технику достижения результата, чтобы помочь обучающимся сосредоточиться на их убеждениях и избежать конструкций «не могу» и «не хочу».
4. Используйте мысленное повторение, визуализацию, подтверждающие техники и заставьте это делать обучающихся.
5. Используйте системный подход к убеждениям в НЛП.
6. Используйте субмодальности, чтобы установить структуру ценностей и убеждений (см. раздел 4.24 «Использование субмодальностей»). Обратите внимание на процесс возникновения желаний.
7. Используйте линию времени, чтобы определить временные рамки любого решения, и/или поместить новое убеждение на свою линию времени (см. раздел 4.19 «Использование линий времени»).
8. Используйте метапрограммы, чтобы установить, к чему вы стремитесь и т. д. (см. раздел 4.21 «Использование метапрограмм»)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· Помните о модели логических уровней и связанных с ней вопросах.
· Признайте, что окружение, поведение и некоторые способности видимы.
· Признайте, что некоторые способности, ценности, убеждения и идентичность невидимы.
· Учтите, что ваши действия воспринимают как нападение на невидимое.
· Помните, что обучающиеся часто неопределенно высказываются о невидимом.
· Применяйте техники НЛП, чтобы выявить логические уровни.
· Используйте упражнение «Иерархия ценностей», чтобы выявить убеждения и т. д., связанные с тренингом, обучением и т. п.
· Применяйте системный подход к убеждениям, чтобы изменить их.

Иногда люди пытаются объединять различные ценности, но если Б будет действовать умело, А быстро справится с заданием и составит список своих ценностей в заданном аспекте. За несколько минут невозможно выявить все ценности человека: иерархия установленных ценностей определяется для конкретной области, например работы, семьи, хобби.

Однако, подобрав специальные вопросы (например «Что важно для тренинга, саморазвития, обучения?»), можно многое открыть обучающемуся и оказать положительное влияние на ход занятий.

Другое известное упражнение — системный подход к убеждениям в НЛП:
· Определите желаемый результат.
· Рассмотрите следующие утверждения, оценив (1 — самая низкая оценка, 10 — самая высокая) степень своего согласия с каждым из них:
– моя цель стоящая и желанная;
– ее можно достичь;
– усилия, предпринимаемые для достижения цели, выверены и экологичны;
– у меня есть все необходимое для достижения цели;
– я заслуживаю успеха.
· Проанализируйте свои оценки и ответьте на следующие вопросы:
– Над чем я должен работать?
– Что я могу сделать для этого?
– Хочу ли я изменить какое-либо убеждение?

Наши рекомендации