Административная (классическая) школа управления
Файоль Анри (1841-1925) – французский инженер, создатель стройной организации управления производством («административная доктрина»), сформулировал 14 принципов управления. Основные произведения: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении».
Урвик Линдал – основатель консультационной фирмы в Англии (1934), руководил международным институтом по управлению в Женеве. Автор сорока книг, брошюр и статей по вопросам менеджмента. В 1943 г. Предложил единую систему принципов управления.
Муни Джеймс Д. – американский экономист, обосновал универсальность принципов организации (1931).
Райли А.К. – теоретик менеджмента, обосновал принцип делегирования ответственности.
В отличие от создателей школы научного управления, главной заботой представителей административной теории организации было управление в более широком смысле — применительно к работе всей организации. Если Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление организациями «снизу», то Файоль — «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное. Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Основной вклад представителей административной теории организации состоит в том, что они рассматривали управление организацией как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности, рисунок 4.
Рисунок 9 – Схема процесса управления организацией
А. Файоль предложил четырнадцать принципов организации, хотя и утверждал, что их может быть намного больше. Структурные принципы обеспечивают основные направления для создания системы взаимосвязанных организаторских функций, права и ответственности. Принципы процесса сосредоточены на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда руководители общаются с подчиненными. Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации.
Принципы управления Анри Файоля.
1. Разделение труда.Специализация является естественным порядком вещем. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников,из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться однойиз главных задач руководителей индустрии.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников. Они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация.Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий.
9. Иерархия. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Справедливость—это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучестькадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение егоуспешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала
Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего административными кадрами. Работу предприятия, которой должен управлять руководящий персонал, Файоль сводил к следующим видам деятельности:
- техническая (технологический процесс);
- коммерческая (закупка, продажа и обмен);
- финансовая (поиски денежных средств и эффективное их использование);
- защитная (защита собственности и личности);
- бухгалтерская (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);
- административная (воздействие на работников).
Содержание теории организации и управления вообще и административного управления в частности сводится к двум проблемам деятельности администрации:
1. Что делать (функции управления) — все функции управления рассматриваются как универсальные, обязательные для руководителя любого уровня, хотя их соотношение и изменяется на разных уровнях управления и исключение одной из них разрушило бы всю логику управления. Функции управления трактуются как основа «науки администрирования». Файоль выделял пять универсальных функций (в его терминологии — «стабильных элементов» управления):
- предвидение;
- организация;
- распорядительство;
- координация;
- контроль;
2. Как делать (принципы управления) — как относительно более гибкий компонент системы управления. Принципы управления — это постоянно пополняющийся перечень положений, обобщающих практику руководителя и трактуются как основа «искусства администрирования».
К важнейшим достижениям классической школы следует отнести:
- попытку осознания природы административных и производственных организаций, а также роль и природу власти в организации;
- постановку вопроса о критериях эффективности организации;
- определение путей рационализации и интенсификации трудовой деятельности;
- рассмотрение управления человеческими ресурсами в качестве центральной проблемы управления;
- формирование принципов формальной организации в административных системах;
- осознание роли и установление принципов специализации простого исполнительского труда;
- признание необходимости разделения управленческого труда на управленческий труд и труд функциональных специалистов;
- решение проблемы стимулирования мотивации человеческой деятельности;
- попытку определения специфики административной деятельности, принципов руководства и управления;
- постановку вопроса о контроле и координации деятельности;
создание первых научно обоснованных управленческих структур и выделение управленческих функций.
В 30-50-х гг. XX в. на Западе получила распространение «неоклассическая» школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
Классическая теория организации получила продолжение и развитие в работах Хикса Дж. и Робинсон Дж.
Хикс Джон (р. 1904) – английский экономист. Сочинения по вопросам экономико-математических методов исследования экономического роста, цен, спроса.
Робинсон Джоан (1903-1983) – английский экономист. Сочинения по проблемам экономического роста при капитализме, накопления капитала, монополии и конкуренции.
Для Дж. Хикса теория фирмы (организации) — это теория капитала, его формирования и распределения.
Робинсон в основном анализирует фирму, действующую в условиях несовершенной конкуренции, что расширяет возможности анализа по сравнению со случаем свободного конкурентного рынка и позволяет выявить новые характеристики фирмы как экономического агента.
К заслугам Робинсон можно причислить разработку параметров конкурентного поведения фирмы на рынке. Если раньше считалось, что конкуренция — это только ценовая конкуренция, то Робинсон выдвигает и другие варианты конкурентного поведения фирм — регулирование транспортных расходов, уровня качества продукции, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, репутацию фирмы, роль рекламы. Так, поведение фирмы обретает многомерность, а рынок — многообразие исходов функционирования. Кроме того, теория фирмы обогащается новыми чертами: фирма теперь — это не только производящий агент, действующий по своим правилам, но и потребляющий агент, поведение которого можно проанализировать.
Исследовательскую традицию Робинсон продолжили Чемберлин Э. (теория монополистической конкуренции) и Шумпетер И. (концепция предпринимательской фирмы).