Номера суждений, связанные с различными шкалами
«Принятие – отвержение» ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
«Кооперация»: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
«Симбиоз»: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
«Контроль»: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.
«Отношение к неудачам ребенка»: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты.
Возрастные и профессиональные кризисы личности (по Э.Ф. Зееру)
Кризисы – это относительно непродолжительные по времени (до года) периоды кардинальной перестройки личности её сознания деятельности, поведения.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ | |||
Возраст | Основные потребности | Ведущая деятельность | Основные психологические новообразования |
Младенчество (0,0 - 0,1) | Физиологические потребности; потребность в эмоционально- телесном контакте. | Общение со взрослыми | Способность общаться со взрослыми, овладение речью; Формируется основа эмоциональности. |
Раннее детство (1,0 – 3,0) | Потребность в овладении предметным миром и ориентировке в нем. | Предметно- манипулятивная деятельность | Способность пользоваться предметным миром, открытие «Я». Формируется основа интеллекта. |
Дошкольный (3,0 - 6,0) | Потребность в ролевом общении со сверстниками. | Игра | Способность к символическому замещению предметов, эмоциональное воображение; закладывается основа художественного потенциала личности. |
Младший школьный (6,0 - 10,0) | Познавательная потребность; потребность в поощрении со стороны учителя. | Учение | Произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия- способность наблюдать себя, видеть со стороны свои умственные и физические действия; закладывается основа познавательной деятельности. |
Подростниче-ство (10,0 - 14,0) | Потребность стать взрослым, в нравственном самоопределении. | Дифференцированная учеба. | Чувство взрослости, внешняя атрибутика. Нравственная регуляция своего поведения. Самопознание. Сравнительная самооценка. Дружба. Формируется основа нравственной регуляции своего поведения. |
Ранняя юность (14,0 - 18,0) | Потребность в самоутверждении, профессиональном самоопределении; потребность в общении о противоположным полом. | Учебно-профессиональная деятельность. | Самоуважение. Самоутверждение. Обобщенное самосознание. Самостоятельность. Теоретическое мышление. Мировоззрение. Первая любовь. Формируется жизненный план. |
Юность (18,0 - 25,0) | Потребность в социальном и профессиональном самоопределении, в самостоятельности (противоположность -инфантилизм) | Профессионально-трудовая деятельность | Духовная и социальная зрелость, самостоятельность, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, система профессиональных знаний, умений, навыков. По Ананьеву: подъем уровня Развития памяти, внимания, мышления, вкладывается стиль жизни. |
Молодость (25,0 - 30,0) | Потребность в социальной и профессиональной активности. | Нормативно одобряемая профессиональная деятельность. | Социально-профессиональная активность, профессиональный опыт, профессионально важные качества личности. 26 - 2В лет: некоторый спад уровня памяти и мышления, подъем внимания. |
Зрелость 30 - 40 40-50 50 - 55, 60 | Потребность в самореализации, в самоосуществлении. | Индивидуальная и творческая профессиональная деятельность. | Творческая активность. Профессиональная позиция. 35 лет - эмоциональный пик. Сверхнормативная профессиональная активность. 49 -50 лет- вершина социальных достижений. Профессионально обусловленные черты характера. Деформации, обусловленные профессией. 30 -33 года - высокий уровень развития памяти, внимания, мышления. После 40 - снижение, спад. |
Пожилой 60 - 75 | Потребность в признании и внимании. Потребность в бессмертии | Социально-одобряемая деятельность. | Социальная активность; общественная, бытовая, религиозная; социальная любознательность; мудрость. 60- 65 лет - понимание духовности. Повышается тревожность. |
Старчество 76 - 90 | Потребность в заботе, общении, здоровье. | Домоводство, личная гигиена. | Умиротворенность, раскаяние, спокойное ожидание и желание смерти. |
Долгожители после 90 лет |
Кризис профессионального «становления» | Кризис учебно-профессиональной ориентации. | Кризис юношеских ожиданий. | ||||
Возрастной кризис развития | Кризис первого года жизни. | Кризис трех лет. | Кризис 6-7 лет. | Подростковый кризис. | Кризис юношеских ожиданий. | |
Факторы, обусловливающие кризис | Психофизиологическое развитие, изменение взаимоотношений со взрослыми. | Психофизиологическое развитие и изменение социальной ситуации развития. | Изменение социальной ситуации развития, смена ведущей деятельности. | Психофизиологическое развитие, изменение социальной ситуации развития, перестройка структуры сознания. | Формирование жизненных планов, становление Я-концепции; случайные, судьбоносные моменты жизнедеятельности. | Изменение социальной ситуации развития, коррекция Я-концепции, смена ведущей деятельности; случайные, судьбоносные моменты жизни. |
Возраст | Младенчество – раннее детство 1 год. | Раннее детство – дошкольный возраст 3 года. | Младший школьный возраст 6-7 лет. | Подростковый возраст 11-13 лет. | Ранняя юность 14-16 лет. | 16-18 лет. |
Кризис профессионального «становления» | Кризис профессиональных экспектаций при вхождении в самостоятельную жизнь. | Кризис профессионального роста. | Кризис профессиональной карьеры. | Кризис социально-профессиональной самоактуализации. | Кризис утраты профессиональной деятельности. | |
Возрастной кризис развития | Кризис самоутверждения. | Кризис юношеских надежд и ожиданий. | Кризис утраты молодости. | Кризис нереализованных возможностей. | Кризис осознания смысла жизни. | |
Факторы, обусловливающие кризис | Изменение социальной ситуации развития, смена ведущей деятельности, изменение социально-экономических условий; случайные, судьбоносные моменты жизни, создание семьи. | Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в самоутверждении и дальнейшем повышении квалификации, создание семьи и ухудшение экономического благосостояния. | Ревизия и коррекция Я-концепции, перестройка структуры сознания. | Психофизиологические изменения, коррекция Я-концепции, профессиональные деформации. | Изменение социальной ситуации, перестройка Я-концепции, смена ведущей деятельности, психофизиологические изменения. | Изменение социально-экономической ситуации, психофизиологические изменения, возрастные деформации |
Возраст | Юность 18-20 лет. | 23-25 лет. | Молодость 30-33 года. | Зрелость 40-45 лет. | 55-60 лет. | Пожилой возраст 60-70 лет. |
Часть 4. Учебно – развивающий комплекс для индивидуальной работы с учащимися