Исследование гендерных ролей
Предлагаемое вам упражнение включает в себя сбор и анализ некоторой информации, связанной с понятиями пола и тендера. Каждый из студентов вашей группы будет собирать данные о двух людях — о мужчине и о женщине. Вы попросите каждого из испытуемых составить самоописание, пользуясь формой, приведенной на стр. 201, а также ответить на ряд вопросов, касающихся его демографических характеристик и/или установок. Оценка самоописания будет сделана по Анкете половых ролей Бем (BSRI), с помощью которой можно получить показатели маскулинности и фемининности. Соотношение этих показателей определяет тип тендерной роли индивида: маскулинный половой тип (высокая маскулинность — низкая фемининность), фемининный половой тип (высокая фемининность — низкая маскулинность), высокий уровень андрогинии (высокая маскулинность — высокая фемининность) и низкий Уровень андрогинии (низкая маскулинность — низкая фемининность). Подробные правила подсчета баллов приводятся на стр. 201-202.
Глава 5
Тендерные роли 203
низким показателем фемининности относятся к маскулинному половому типу (МП); сочетание низкой маскулинности и высокой фемининности характерно для фемининного полового типа (ФП); высокие показатели маскулинности и фемининности характерны для высокого уровня андрогинии (ВА); а низкие показатели маскулинности и фемининности характерны для низкого уровня андрогинии (НА).
Самоописание А Инструкция.Укажите, насколько правильно каждая из следующих характеристик описывает вас, пользуясь следующей шкалой: 1 — всегда или почти всегда неверно, 2 — обычно неверно, 3 — верно очень редко, 4 _ иногда верно, 5 — часто верно, 6 — обычно верно, 7 — всегда или почти всегда верно.
1. | Надеется только | 21. | Надежный | . Серьезный | |
на себя | 22. | Аналитический ум | . Желает иметь | ||
2. | Покладистый | 23. | Сочувствующий | определенную | |
3. | Готов оказать | 24. | Ревнивый | позицию | |
помощь | 25. | Имеет способнос- | . Нежный | ||
4. | Защищает свои | ти лидера | . Дружелюбный | ||
убеждения | 26. | Внимательный | . Агрессивный | ||
5. | Веселый | к потребностям | . Доверчивый | ||
6. | Легко поддается | других | . Неумелый | ||
переменам | 27. | Правдивый | . Действует как | ||
настроения | 28. | Любит риск | лидер | ||
7. | Независимый | 29. | Понимающий | . Похож на ребенка | |
8. | Застенчивый | 30. | Скрытный | . Умеет приспосаб- | |
9. | Добросовестный | 31. | Легко принимает | ливаться | |
10. | Спортивный | решения | . Индивидуалисти- | ||
11. | Ласковый | 32. | Сострадательный | ческий | |
12. | Театральный | 33. | Искренний | . Не пользуется | |
13. | Напористый | 34. | Самодостаточный | грубыми словами | |
14. | Любит лесть | 35. | Готов утешать | . Неорганизованный | |
15. | Счастливый | других | . Любит соревно- | ||
16. | Сильная личность | 36. | Тщеславный | ваться | |
17. | Верный | 37. | Доминантный | . Любит детей | |
18. | Непредсказуемый | 38. | Вкрадчивый | . Тактичный | |
19. | Сильный | 39. | Приятный | . Честолюбивый | |
20. | Женственный | 40. | Мужественный | . Добрый | |
41. | Сердечный | . Вежливый |
Задание 5.2
ТЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Многое из того, что мы узнаем о мужчинах и женщинах, зависит от того, какими мы видим их по телевизору и в кино, на страницах газет и журналов. Как средства массовой информации изображают мужчин и женщин? На этот вопрос вы и попытаетесь ответить, выполняя данное задание. Выберите какое-нибудь средство массовой информации — свою любимую газету, журнал, телепрограмму (новости, сериал, мультфильмы, музыкальные видеоклипы), радиопрограмму (новости, народная музыка, рок-музыка и т. п.). Решите, какую выборку вы возьмете для своего исследования (неделя, семь номеров, десять часов и т. п.) и какой именно материал вы собираетесь наблюдать. Записывайте релевантные данные.
1. Каким источником вы воспользовались (тип носителя информации)?
2. Что вы смотрели (рекламу, мультфильмы и т. п.)?
3. Как вы собирали данные? (В какое время? Как часто? И т. п.) Что именно вы наблюдали? (Какую телевизионную программу? В течение скольких часов? Какой журнал вы читали? Сколько номеров?)
4. Какие темы, имеющие отношение к тендерным вопросам, вы обнаружили?
Задание 5.3
ТЕНДЕР И КОММУНИКАЦИЯ
Как человек передает свои личные мысли и чувства другому человеку? Зависит ли стиль коммуникации от пола говорящего и/или пола слушателя? Это задание предназначено для того, чтобы вы попытались ответить на эти вопросы. Вы будете наблюдать за разговорами пар испытуемых одного или разного пола и записывать характерные особенности речи обоих партнеров. Собранные вами данные вместе с данными других студентов вашей группы позволят вам оценить зависимость стиля коммуникации от трех независимых переменных: от пола говорящего (можно ли считать, что мужчины и женщины по-разному разговаривают с людьми?), от пола адресата (можно ли считать, что люди по-разному разговаривают с мужчинами и с женщинами?) и от полового состава пары (можно ли считать, что люди говорят с собеседником своего пола не так, как с собеседником противоположного пола?).