Индивидуальная психология А.Адлера
Теоретические разногласия с Фрейдом. Отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других феноменов. Центральное место в личности занимает чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект. Ведущим мотивом деятельности человека является врожденное стремление к главенству, Власти. Истоки этого стремления — чувство неполноценности, которое свойственно каждому человеку, и стремление компенсировать свои слабости и развивать ущербные функции. Чтобы преодолеть чувство неполноценности, человек стремится возвысить себя в глазах окружающих и в собственном восприятии. Чувство неполноценности вызывается органическими, морфологическими, функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций, субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности – нормальное чувство. Оно – не пассивное состояние, но является стимулом психического развития. Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет «стилем жизни». Эти важнейшие образования складываются к 4-5 годам. Жизненный стиль – продукт творчества индивида и отражает его уникальность, неповторимость. Стиль жизни приравнивается к личности, к Я. Формирование стиля жизни зависит от семейной ситуации и в первую очередь от матери, которая прежде всего вводит ребенка в мир. Индивид не может рассматриваться вне общества. Посредством социального общения индивид становится частью общества. Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Оно развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого человека проблем и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, а также может развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка. Если цели личности реалистичны — жизнь складывается благополучно, а в противном случае личность становится невротичной и асоциальной. Тогда включаются механизмы компенсации и гиперкомпенсации. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства. Три группы условий появления чувства неполноценности в детском возрасте: 1) наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Но преодолеть их возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту (примеры музыкантов с плохим слухом); 2) неправильное воспитание (результат изнеженные дети, у которых не возникает чувства собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми; 3) неправильное воспитание и как результат бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации в обществе. Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности. Дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания.
Критика Адлера Выготским: Адлер не видит разницу в воспитании аномального и нормального ребенка. Личность выступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращивают свою мощь сами по себе, они стоят как бы за личностью.