Преодоление коммуникативных драм
С помощью коммуникативных умений
Теперь представим себе коммуникативные умения в виде следующей системы драм общения и коммуникативных умений, позволяющих их преодолеть.
В базовом тренинге коммуникативной компетентности развиваются умения активного слушания и регуляции эмоционального напряжения. Они позволяют разрешить драму слушания, в определенной степени — драму понимания, и в некоторой степени — драму самовыражения и драму действия, но только для ситуаций общения.
Несомненно, умение действовать и умение выражать свои мысли и чувства выходят за рамки активного слушания как собственно слушания. Помимо активного слушания, есть еще и активное... «говорение». Но это — тема других тренингов: самопрезентации, переговоров, личностного влияния и др. В базовом тренинге мы концентрируемся именно на активном слушании партнера. Умение действовать, например, задавать открытые вопросы, и умение выражать свои мысли и чувства, например, в интерпретациях и в вербализации состояний, ограничены задачами собственно коммуникации. Такое деление условно, как вообще условны границы базового тренинга.
Активное слушание
Активное слушание необходимо для того, чтобы не оказаться пленником двух драм — слушания и понимания |
Итак, активное слушание предполагает владение умениями самовыражения и действия, поскольку это активное, а не пассивное слушание. Поэтому, тренируя умения слышать и понимать, мы тренируем также умение выражать свои мысли и чувства и умение воплощать их в действия.
Активное слушание направлено на формулирование и решение коммуникативных задач, в то время как пассивное слушание — это смена состояний в процессе воздействия коммуникативных стимулов.
Активное слушание отличается от пассивного по следующим показателям.
Таблица 8.Активное и пассивное слушание
Активное слушание | Пассивное слушание |
Попытки побудить партнера к разговору. | Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил. |
Попытки точно воспринять сказанное партнером. Попытки убедиться в точности своего восприятия. | Ожидание того, когда партнер окажется в состоянии сказать нечто действительно важное или интересное. Свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание. |
Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме. | Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда партнер вернется к теме разговора. Ожидание того, когда партнер перестанет говорить. |
Методы активного слушания помогают сосредоточить внимание слушающего на партнере, «разговорить», услышать и понять его. Однако такой благоприятный результат возможен лишь в том случае, если активный слушатель не только знает соответствующие коммуникативные техники, но и правильно применяет их. Таким образом им преодолеваются драма слушания, драма понимания, драма действия и драма самовыражения.