Тема 11. Этико-аксиологический аспект психологии деловых отношений
1. Основные аксиологические понятия в психологии личности.
2. Особенности формирования ценностно-смысловых характеристик личности делового человека и его самоопределение.
3. Влияние ценностных ориентаций собеседников на процесс деловых отношений.
4. Аксиологическая характеристика морально-психологического климата в рабочей группе и организованном коллективе.
5. Несовпадение ценностных ориентаций членов группы как источник возникновения в ней конфликтов и стрессовых ситуаций.
6. Ценностно-этические проблемы руководства.
Вопросы для обсуждения
1. Верно ли, что самоактуализирующиеся люди имеют более глубокие и всеобъемлющие межличностные отношения, чем любые другие взрослые люди?
2. Какой на ваш взгляд должна быть система ценностей делового человека?
3. Какими на ваш взгляд должны быть ценностные ориентации руководителя и в каком соотношении они должны быть с ценностными ориентациями коллектива? Аргументируйте свой ответ.
4. Могут ли знания о ценностных ориентациях помочь в предотвращении и профилактике конфликта в коллективе? Если да, то каким образом.
5. Представьте, что у Вас есть жизненный принцип…(например: говорить правду в любых обстоятельствах, не выражаться нецензурно в общественных местах, всегда уступать место в общественных местах…), но складывается такая ситуация, что Вам выгоднее от них отступить. Как Вы поступите и почему?
6. Какие факторы оказывают влияние на формирование ценностного мира делового человека в современном мире и можно ли их изменить (ослабить или усилить)?
Проблемные вопросы
1. Доказательно покажите, тождественны ли понятия “ценностные ориентации” и “ценностные отношения”.
2. Зависят ли личностные характеристики делового человека от его иерархии ценностей?
3. Должны ли руководитель и коллектив, члены самого коллектива обладать схожей системой ценностей? Дайте полный ответ.
Литература
1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 56-98, 259-263.
2. Психология личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ-М”, 2002. – Т.1. – С. 295-443.
3. Психология личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ-М”, 2002. – Т.2. – С. 245-301.
4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – С. 328-405.
5. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”; Высшая школа, 2001. – С. 251-263.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. В чем состоит сущность и практическое проявление закономерности неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки?
2. Каковы причины возникновения закономерности искажения смысла информации? Каковы могут быть практические рекомендации, направленные на снижение негативных последствий действия данной закономерности?
3. Соблюдение каких этических принципов наиболее важно в развитии деловых отношений в современных условиях?
4. В чем состоит роль этических норм организации как регулятора отношений в коллективе? Какова роль руководителя в работе коллектива на различных стадиях процесса его формирования?
5. Назовите факторы, оказывающие влияние на авторитет руководителя. Каковы особенности отличающие авторитарного руководителя от руководителя-демократа?
6. Каких этических и психологических правил должен придерживаться руководитель при общении с людьми? Почему?
7. Раскройте суть факторов, от которых зависит морально-психологический климат коллектива?
8. Как можно регулировать морально-психологический климат и межличностные отношения в коллективе?
9. Какие требования предъявляются к руководителю с точки зрения его знаний психологии и этики деловых отношений?
10. Назовите характерные черты “трудного” руководителя и основные причины их проявления. В чем состоит взаимосвязь этических правил взаимоотношений с “трудным” руководителем?
11. Раскройте организационные вопросы управления, помогающие нормализации отношений с руководителем. В чем состоит техника личной работы при взаимодействии с “трудным” руководителем?
12. Назовите причины возникновения конфликтных ситуаций в организации и методы их преодоления.
13. Какие правила могут противодействовать возникновению конфликтов? Опишите ошибки, которые могут возникнуть в ходе обсуждения конфликта.
14. Раскройте роль норм общественного поведения в решении спорных вопросов, конфликтных ситуаций.
15. Каковы причины коммуникативных барьеров и способы их преодоления?
16. В чем сущность коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон общения?
17. Какова роль обратной связи в деловом общении?
18. Какие общепринятые нравственные требования к общению составляют основу коммуникативной культуры?
19. Какие личностные качества субъекта общения определяют уровень его коммуникативной культуры?
20. Развитие каких социально-психологических умений способствует повышению уровня коммуникативной культуры?
21. Опишите формы делового общения и их отличительные особенности.
22. Понятие стиля общения и факторы его определяющие.
23. Какие методы используются в процессе делового общения для воздействия на партнеров?
24. Управление деловым общением. Какова сущность методов управления деловым общением?
25. Охарактеризуйте роль речи и ее культуры в деловом общении.
26. Охарактеризуйте качество умения слушать как один из главных показателей культуры человека.
27. Что такое нерефлексивное и рефлексивное слушание? Каковы возможные формы их реализации?
28. Почему невербальное общение играет важную роль в деловых отношениях? Назовите функции невербального общения.
29. Как дистанция и взаимное расположение собеседников делового общения влияет на психологический и этический комфорт беседы?
30. Как наблюдая за собеседником можно определить истинность его высказываний?
31. Какие основные группы манипуляций в общении вы знаете? Особенности манипуляции как метода воздействия на партнера?
32. С помощью каких манипулятивных приемов можно повысить психологическую значимость приводимых собственных доводов, а с помощью каких заставить оправдываться?
33. Какие критерии помогают определить наличие манипуляций в отношениях между людьми?
34. Каковы особенности манипуляций, используемых в переговорном процессе, и способов их нейтрализации?
35. Какие качества определяют уровень личного обаяния? Почему аргументы обаятельного собеседника обладают большей убедительностью, чем аргументы менее обаятельного?
36. Какие приемы помогают стимулировать, продолжать общение, даже если позиция партнеров не совпадает?
37. В чем выражается значимость правил критики? С чего должна начинаться беседа, содержащая элементы критики?
38. Какое значение имеют правила восприятия критики, каковы формы и порядок их практического использования? Назовите основные правила восприятия критики.
39. Сущность и основные характеристики имиджа делового человека. Какой внешний вид вы должны иметь, рассчитывая получить хорошую работу или продвижение по службе?
40. Выбор модели поведения. Какие критерии целесообразно использовать для выбора эффективной модели делового поведения?
41. Назовите основные правила, определяющие этические нормы приветствия. Каковы наиболее характерные ситуации, формирующие специфику приветствий и представлений деловых партнеров или сотрудников друг другу?
42. Какими правилами поведения следует руководствоваться на улице, в общественном транспорте?
43. Какими правилами поведения следует руководствоваться при посещении театров, кинотеатров, концертных залов?
44. Какова роль комплиментов в общении? Какие основные правила использования комплиментов вы знаете?
45. В чем проявляются особенности и правила вручения подарков как средства делового общения? В каких случаях в деловом общении целесообразно вручать подарки?
46. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения (социальные составляющие стрессов, всегда ли вредны отрицательные эмоции, рациональность наших убеждений, самооценка).
47. Профилактика стрессов в деловом общении. Механизмы психологической защиты.
48. Открытость и закрытость человека в общении. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.
49. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере (типы конфликтных личностей). Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
50. Трансакционный анализ Э. Берна и его роль в деловом общении. Типичные состояния сознания.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Проблемы психологии личности и межличностных отношений в трудах российских ученых.
2. Деловая этика русской элиты в 19-20 вв.
3. Психологические подходы к изучению личности и межличностных отношений.
4. Деловые отношения, позиции собеседников относительно друг друга с точки зрения трансакционного анализа Э. Берна.
5. Имидж человека и факторы, способствующие его формированию и разрушению.
6. Невербальные средства общения и их влияние на формирование имиджа.
7. Этические и психологические особенности невербального общения.
8. Юмор и оптимизм как средства преодоления барьеров в общении.
9. Социальные стереотипы и ролевое поведение в деловом общении.
10. Социальные стереотипы и их роль в восприятии человека.
11. Формирование хорошего впечатления о себе.
12. Несбалансированное ролевое взаимодействие как одна из типичных причин межличностного конфликта.
13. Влияние самооценки на профессиональную пригодность и эффективность специалиста.
14. Социально-психологическая структура рабочей группы как совокупность различных психотипов личности.
15. Влияние психологического климата на процесс делового общения.
16. Психологические и этические качества современного руководителя.
17. Организационное поведение: принципы и ситуационный подход.
18. Зависимость эффективности деятельности группы от характера воздействий на нее руководителя.
19. Этические и психологические аспекты деловых отношений в психологии Паблик Рилейшн.
20. Деловая беседа: этические и психологические особенности проведения.
21. Межличностные конфликты: причины, предупреждение и разрешение.
22. Правила человеческих взаимоотношений в конфликтах.
23. Внутриличностные конфликты и их преодоление.
24. Менеджмент и самоуправление в конфликтных ситуациях.
25. Техника ведения бесед с кандидатом на работу и его психологическая оценка.
26. Методы оценки деловых, личных качеств и морально-психологической надежности личности.
27. Механизмы психологической защиты личности.
28. Этика ведения телефонного разговора и управление собеседником по телефону.
29. Этико-психологические особенности комплиментов и вручения подарков.
30. Профилактика стрессов в деловом общении и индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.
31. Манипуляции в общении и правила их нейтрализации.
32. Коммуникативная компетентность и способы ее развития.
33. Принципы и правила самообразования и самовоспитания.
34. Речевые штампы и законы Мерфи в деловом разговоре.
35. Ценностно-смысловой мир личности делового человека.
36. Конфликт в системе ценностей делового человека.
37. Возрастные аспекты формирования ценностных характеристик личности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Абрамова М.А. Анатомия взаимопонимания. – М., 1990.
2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. – М., 2002.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.
4. Атаманова Р. Не выживать, а жить // Управление персоналом. – 2000. – № 6. – С. 42-45.
5. Атаманова Р. Стратегия “поискового” телефонного звонка // Управление персоналом. – 2000. – № 7. – С. 67-70.
6. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организационные и коммуникативные качества личности. – М., 2001.
7. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 2002.
8. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. – СПб., 1992.
9. Бобосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2001.
10. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – Л., 1965.
11. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
12. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. – М., 1983.
13. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2002.
14. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2001.
15. Браун Е. Деловая этика русской элиты // Управление персоналом. – 2000. –№ 11.
16. Браун Е. Банковский менеджмент прошлого столетия: московские банкиры В.Ф. Чижов, Н.А. Найденов, В.П. и П.П. Рябушинские // Управление персоналом. – 2000. – № 10. – С. 68-75.
17. Брынкин Д.В. Психология менеджмента: Организация, стиль. – М., 2001.
18. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
19. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов-на-Дону, 2000.
20. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1999.
21. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
22. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
23. Вичев В. Нравственная культура руководителя. – М., 1988.
24. Власова Н. … и проснешься боссом: Справочник по психологии управления. – М., 1994.
25. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М., 1996.
26. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1997.
27. Гончарова В. Персональный имидж-дизайн, или как привести в порядок и дела, и душу одновременно // Управление персоналом. – 2002. – № 1. – С. 60-62.
28. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.
29. Готвальд Ф.Т., Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация. – М., 1992.
30. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. – М., 1998.
31. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
32. Данакин Н.С., Дьяченко Л.Я., Сперанский В.И. Механизмы социальной регуляции в технологии управления конфликтом // Социально-политический журнал. – 1997. – № 3. – С. 151-162.
33. Данакин Н.С., Дьяченко Л.Я., Сперанский В.И. Социальная регуляция в системе управления конфликтом // Социально-политический журнал. – 1997. – № 2. – С. 171-178.
34. Де Джорж Р.Т. Деловая этика: В 2 т. / Пер. с англ. Р.И. Столпера. – М., 2001.
35. Деловой этикет / Сост. И. Афанасьев. – Киев, 1998.
36. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2000.
37. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М., 1980.
38. Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 4. – С. 84-96.
39. Евдокимов А. В ожидании лидера // Управление персоналом. – 2001. – № 11-12. – С. 33-36.
40. Емышева Е., Мосягина О. Как провести деловую беседу // Управление персоналом. – 2001. – № 10. – С. 61-62.
41. Ершов А.А. Личность и коллектив. – Л., 1976.
42. Зигерт В., Ланге Л. Руководитель без конфликтов. – М., 1990.
43. Ильин В.И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. – 1999. – № 3.
44. Каган М.С. Мир общения. – М., 1998.
45. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1990.
46. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 2000.
47. Кирьянова Е. Влияние неадекватной самооценки на профессиональную эффективность специалиста // Управление персоналом. – 2000. – № 6. – С. 68-70.
48. Козлов Н.И. Как относиться к себе и другим людям, или практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа, 1994.
49. Козырев Г.И. Конфликтология: внутриличностные конфликты // Социально-политический журнал. – 1999. – № 2. – С. 102-111.
50. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты // Социально-политический журнал. – 1999. – № 3. – С. 82-91.
51. Козырев Г.И. Социальный конфликт в общественной жизни. // Социально-политический журнал. – 1999. – № 1.
52. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. – М., 2001.
53. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - СПб., 2000.
54. Конфликтология. – Ростов-на-Дону, 2001. – 320 с.
55. Конфликты и переговоры: Практическое руководство для менеджеров. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 192 с.
56. Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 5. – С. 49-59.
57. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение // Управление персоналом. – 2001. – № 11-12. – С. 38-45.
58. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского – Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.
59. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. – М., 1995.
60. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 1997.
61. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1986.
62. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. – М., 2001.
63. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону, 1999.
64. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 1990.
65. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. – М., 1997.
66. Левшиц И.И. Деловой рейтинг руководителя // Управление персоналом. – 2001. – № 11-12. – С. 29-32.
67. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.,1999.
68. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
69. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? – Ростов-на-Дону, 2002.
70. Логинова А.С. Визитная карточка и ее использование/ / Управление персоналом. – 2001. – № 5. – С. 53-56.
71. Логинова А. Как делать подарки? // Управление персоналом. – 2000. – № 1. – С. 88-91.
72. Лучшие рефераты по этике и эстетике. / Сост. А. Матвиенко. – Ростов-на-Дону, 2001.
73. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999.
74. Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 2000.
75. Мексон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М., 1998.
76. Меньшикова А. Управление собеседником по телефону. Так ли это просто? // Управление персоналом. – 2000. – № 1. – С. 85-87.
77. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1993.
78. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М., 1998.
79. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведений. – СПб., 2002.
80. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Самыгин, А.П. Огурцов. – М., 2001.
81. Омаров А.М. Управление: искусство общения. – М., 1983.
82. Орехов в. Эффективный менеджер // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 6. – С. 50-54.
83. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - М., 1999.
84. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.
85. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. - М., 1981.
86. Патрубач Н.Н. Деловой этикет // Социально-политический журнал. – 1994. – № 9/10. – С. 126-130.
87. Пезешкиян Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. – СПб., 2001.
88. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М., 2001.
89. Пиз Алан. Язык телодвижений. – М., 2002.
90. Психология / Под ред. Крылова. – М., 2001.
91. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990.
92. Психология управления / Под ред. М.В. Удальцова. – М., 2001.
93. Психология: Учебник для технических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб, 2000.
94. Психология: Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб, 2000.
95. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М., 1999.
96. Розанова В. Лидерство и руководство в антикризисном управлении // Управление персоналом. – 2000. – № 6. – С. 46-51.
97. Руденский Е.В. Социальная психология. – М., 1998.
98. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М., 1990.
99. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону, 1997.
100. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.
101. Семенов А.А., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М., 2000.
102. Сементовская В.К. Деловой стиль на каждый день. – Л., 1990.
103. Сперанский В.И. Общие правила человеческих взаимоотношений и их проявление в конфликтных ситуациях // Социально-политический журнал. – 1997. – № 4. – С. 172-180.
104. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях // Социально-политический журнал. – 1997. – № 1. – С. 171-186.
105. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях // Социально-политический журнал. – 1997. – № 2. – С. 133-140.
106. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
107. Скотт Дж. Г. Конфликты и пути их преодоления. – Киев, 1988.
108. Современный этикет: Золотые советы и правила. – М., 2001. – 224 с.
109. Социология и психология управления / Под ред. С.Н. Епифанцева. – Ростов-на-Дону, 2001.
110. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб., 2001.
111. Станкин М.И. Безопасность персонала. Советы психолога // Управление персоналом. – 2001. – № 3. – С. 59-62.
112. Станкин М.И. Организационная культура руководителя.// Управление персоналом. – 2002. – № 5. – С. 70-73.
113. Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. – М., 2000.
114. Станкин М.И. Психология управления // Управление персоналом. – 2002. – № 3. – С. 64-68.
115. Станкин М.И. Язык мимики и жестов // Управление персоналом. – 2002. – № 4. – С. 66-68.
116. Торшина К. Зачем применяется психологическое тестирование при приеме на работу // Управление персоналом. – 2000. – № 12. – С. 53-56.
117. Удальцова М.В. Социология управления. – М., 2001.
118. Управление экономикой: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1998.
119. Фаст Дж. Язык тела. – М., 1995.
120. Фомин Г.П. Модели конфликтов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 6. – С. 64-71.
121. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – Минск: Амалфея, 2000.
122. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
123. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993.
124. Хасан Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. – М., 2002. – 176 с.
125. Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1895.
126. Шекшня С.В. Коммуникация в современной организации // Управление персоналом. – 2002. – № 2. – С. 69-70.
127. Энциклопедия этикета / Сост. О.И. Максименко. – М., 2001.
128. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000.
Дополнительная
1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М., 1992.
2. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М., 2002.
3. Авдеев В.В. Формирование команды. – М., 1999.
4. Аверченко Л.К. Управление общением. – М., 2001.
5. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.
6. Адамс С. Профессиональные продажи и коммерческие переговоры. – Минск, 1998.
7. Азбука поведения. / Сост. М.И. Воротынова. – Алма-Ата, 1990.
8. Айви А.Е. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск, 1995.
9. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно, или Книга о том как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – СПб., 1993.
10. Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности… – Л., 1990.
11. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1985.
12. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2002.
13. Атватер И. Я вас слушаю…: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. – М., 1988.
14. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. – М., 2002.
15. Берк Д. Подготовка к собеседованию: как получить желанную работу. – М., 1994.
16. Берн Э. Трансактный анализ в группе. – М., 1994.
17. Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996.
18. Бодров В.А. Информационный стресс. – М., 2000.
19. Бойко З.В. Этика в управлении. – Рига, 1974.
20. Брайнинг Г. Руководство по ведению переговоров. – М., 1996.
21. Бушелева Б.В. Этика и этикет общения. – Петропавловск-Камчатский, 1993.
22. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М. 1984.
23. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. – СПб., 1999.
24. Все об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях /Под ред. А.Л. Крупенин. – Ростов-на-Дону, 1995.
25. Гарнер А., Пиз А. Язык разговора. – М., 2002.
26. Григорьева С.А. Словарь языка русских жестов. – М., 2001.
27. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. – Л., 1989.
28. Деловой протокол и этикет / Под ред. Попова В.А., Ермаченков И.Ф. – М., 1994.
29. Дилтс Р. НЛП: Навыки эффективного лидерства. – СПб., 2003.
30. Донцов А.И. Психология коллектива: Методические проблемы исследования. – М., 1984.
31. Дэвис Ф. Создай себе имидж: Как всем своим видом излучать успех. – Минск, 1998.
32. Егидес А. Лабиринты общения. – М., 1999.
33. Жариков Е.С. Психология управления. – М., 2002.
34. Зайцев А.К. Социальный конфликт. – М., 2001.
35. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. – Калуга, 1993.
36. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением: Технология личного психологического влияния. – Дубна, 1997.
37. Злотников Р.А. Культура человеческих отношений в производительном коллективе. – Уфа, 1982.
38. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – СПб., 1997.
39. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000.
40. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2002.
41. Ильинский К.В. Авторитет и лидерство. – Барнаул, 2002.
42. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. – М., 1998.
43. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М., 2002.
44. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л., 1987.
45. Коломинский Я.Л. Психология общения. – М., 1974.
46. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
47. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель…: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1998.
48. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.
49. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы. – М., 2001.
50. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. – Л., 1986.
51. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво: Этическая и психологическая основы бизнеса: Практическое пособие. – М., 1995.
52. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: практическое пособие. – М., 1997.
53. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2002.
54. Лаврентьева Е.В. Культура застолья XIX в.: Пушкинская пора. – М., 1999.
55. Лаврентьева Е.В. Светский этикет пушкинской поры. – М., 1999.
56. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.
57. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры: Практические рекомендации по подготовке и проведению переговоров. – М., 1991.
58. Лебедева Т.Ю. Паблик Рилейшнз: Кооперативная и политическая режиссура: Модели, система ценностей, каналы СМК. – М., 1999.
59. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Профилактика стрессов. – М., 1993.
60. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. – М., 1997.
61. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: Общение в работе руководителя. – М., 2002.
62. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… – Ростов-на-Дону, 1991.
63. Льюис Д. Стресс – менеджер: Как сэкономить 10 часов в неделю и уйти от стресса. – М., 2000.
64. Марченко Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. – М., 2001.
65. Мастенбрук В. Переговоры. – Калуга, 1993.
66. Мирзоян А.П. Мир этикета: Энциклопедия. – Челябинск, 2001.
67. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры: Практическое пособие для деловых людей. – М., 2000.
68. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1998.
69. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. / М., 1986.
70. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: Практические советы. – М., 1990.
71. Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой. – М., 1998.
72. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М., 2001.
73. Попов С.В. Визуальное наблюдение. – СПб., 2002.
74. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон: Сборник советов и наставлений. – М., 1991.
75. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. – М., 1998.
76. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; Воронеж, 1996.
77. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М., 1998.
78. Психология управления: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2001.
79. Рождественский Ю.В. Словарь терминов: Мораль. Нравственность. Этика. – М., 2002.
80. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – М., 1996.
81. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.
82. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М., 1999.
83. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. – М., 1991.
84. Соловьев Э.Я. Этикет. – М., 1996.
85. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.
86. Социально-этические проблемы управленческой деятельности / К.К. Грищенко, Н.И. Михальченко – Киев, 1980.
87. Спиллейн М. Имидж женщины. – Б.м.: Лик пресс, 1998.
88. Стресс жизни: Понять, противостоять и управлять им. – СПб., 1994.
89. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М., 2002.
90. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М., 1990.
91. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры бес поражения. – М., 1992.
92. Фонтана Д. Как справляться со стрессом / Д. Фонтана. Как справляться с кризисом / Г. Перри. Как жить с вашей болью. – М., 1995.
93. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. – М., 1997.
94. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1998.
95. Фромм Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики. – Минск, 1992.
96. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. – Минск, 1992.
97. Хмельницкая А.П. Морально-психологический климат в трудовом коллективе. – М., 1986.
98. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М., 1995.
99. Хорни К. Невроз и развитие личности. – М., 1998.
100. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М., 2000.
101. Цепцов В.А. Психология общения для менеджеров: Руководство по ведению переговоров. – М., 2001.
102. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 1999.
103. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб., 1997.
104. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М., 1992.
105. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М., 1992.
106. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996.
107. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Минск, 1996.
108. Шейнов В.П. Психология обмана и мошенничества. – М., 2001.
109. Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. – М., 1994.
110. Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1984.
111. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1999.
112. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М., 1999.
113. Шихарев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. – М., 2000.
114. Школа этикета / Л.С. Сост. Лихачева – Екатеринбург, 1997.
115. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. – М., 1993.
116. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. – Киев, 1993.
117. Щербатых Ю.В. Искусство обмана. – М., 2001.
118. Ягер Дж. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М., 1994.
119. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М., 2002.