Репортерская работа в системе журналистской деятельности
Понятие журналистской информации
Цель любой информационной деятельности - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии. Информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира, помогает принимать правильные решения и ориентироваться в процессах и закономерностях окружающей действительности.
Информация обладает определенными свойствами.
Во-первых, это способность информации быть ценной и бесполезной. Самая главная ценность информации состоит в ее новизне. Но надо учесть, что любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для каждого отдельного человека или группы лиц. Поэтому всегда надо помнить и о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Второе свойство информации - ее избыточность. Абсолютно новая информация требовала бы постоянного напряжения, человек быстро бы уставал. Поэтому журналисты часто делают пояснения терминов, поэтому одни и те же новости выходят в эфир с заданной периодичностью.
В теории информации выделяют два уровня информации - потенциальную и реальную информацию. Вся журналистская информация, функционирующая в обществе, то есть социальная информация, - это потенциальная информация. Реальная информация - это соотношение между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем и пр.) информация становится реальной.
Требования, предъявляемые к журналистской информации.
Оригинальность, не банальность сведений.
Доступность или декодируемость сообщения.
Релевантность или уместность сообщения.
Виды журналистской информации:
Событийная информация - это факты, события, публикуемые без комментариев.
Интерпретирующая информация - это анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях.
Базисная информа41ция - это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера.
Репортерская работа в системе журналистской деятельности
Современная дифференциация журналистского труда - это ряд профессиональных специализаций: репортер, аналитик, публицист. Для репортеров приоритетны качества мобильности и оперативности, которые обеспечивают успех в условиях жесткого ритма сбора информации.
Новостная журналистика - это совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации.
Предметом новостной журналистики является момент изменения действительности.
В основе новостной журналистики лежит факт.
Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, имеющее единичный характер. Это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, в конкретном месте.
У него есть внутренняя драматургия - начало, развитие, завершение, то есть динамика.
Новостные материалы условно можно разбить на три категории: календарные, горячие и организованные.
Календарные связаны с годовщинами тех или иных событий, с тем, что непременно должны произойти. Это - опережающая информация. В горячих новостях сообщается о драматических событиях в стране и за рубежом - о крупных катастрофах, природных катаклизмах, о непредсказуемых поступках людей или неожиданном стечении обстоятельств. Организованные новости - это искусственное привлечение внимания к какому-либо событию, искусственная сенсация.
Любой ли факт повседневной действительности может быть пригоден к опубликованию? Что такое новость и как определить ценность новости?
Факт, существенным образом меняющий ситуацию, и есть новость.
Новость должна быть:
1. Свежей
2. Ранее неизвестной
3. Близкой к аудитории
4. Необычной
5. Персонифицированной
6. Вызывать общий интерес
Задача репортера - собрать факты о событии и изложить по классической схеме, ответив на главные вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК, а дальнейшее объяснение с ответами на вопрос ПОЧЕМУ - это уже задача комментатора.
Источники информации
Умение добыть первичные живые сведения, эксклюзив - один из показателей высокого профессионализма журналиста.
В обществе сложилась развернутая сеть информирования журналистов о происходящих плановых событиях, к которой относятся:
- брифинги
- презентации
- пресс-конференции
- пресс-релизы
- сообщения информационных агентств.
Основным источником информации для получения неплановых сведений выступает фрагмент реальности.
Существует три типа источников информации - документ, человек и предметно-вещественная среда. Письменные источники основаны на принципе гласности и свободы информации, которые позволяют знакомиться с документами, классифицированными как общественно доступные (официальные бумаги, письма, отчеты, протоколы, акты, приказы и пр.). Человек всегда может разъяснить содержание документа, прокомментировать их, рассказать предысторию события, даст совет и пр. Иногда обстановка, которая окружает человека (предметы и вещи) может рассказать о нем больше, чем он сам.
Устные источники информации - люди, не всегда согласны с указанием своего имени в публикации. В связи с этим они могут быть
- открытыми
- анонимными
- источниками "не для печати".
Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений:
- переспросить источник и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, фамилии, иные важные детали, членораздельно проговорить важные высказывания.
- сопоставить сведения с видео-, аудиозаписями, текстовыми документами
- спросить дополнительных свидетелей и очевидцев
- показать текст экспертам
- зачитать материал опытным коллегам
- дать прочесть текст редакционному юристу.