Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы — главная в лирике Пушкина?
Понятие «свобода» нельзя определить однозначно — это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. И на разных уровнях своею развития человек по-новому определяет для себя содержание этого слова.Слово «свобода» и близкие но смыслу слова «вольность», «воля» — ключевые слова пушкинского «словаря». В стихах 1817-1819 гг. свобода становится предметом воспевания («хочу воспеть Свободу миру»). В социально-философской оде «Вольность» лирический герой скорбит и негодует, потому что на троне восседает «неправедная Власть». Тираноборческий пафос сливается с обращением к разуму монархов. Пушкин завершает оду поучением-призывом:
Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона. И стануг вечной стражей трона Народов вольность и покой.
Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего иод властью Закона, проповедуется Пушкиным и в стихотворении «Деревня». В этом произведении, построенном на антитезе, противопоставляется высшая гармония, царящая в природе, дикости социальных взаимоотношений.
В лирике Пушкина периода южной ссылки одним из ведущих стал мотив личной свободы. В романтической аллегории «Узник» свобода — это вольная жизнь за пределами «темницы сырой». К этой ЖИЗНИ узника зовет его «грустный товарищ, махая крылом». Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе стало стихотворение «К морю». «Свободная стихия» не аллегория, а емкий символ свободы, символ любой природной и человеческой стихии.
В конце 1820-1830 гг. Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, «достоинства личного». Свобода для по-
эта — это свобода n.veib снос собственное мнение об обществ*, об историческом прошлом своего народа, это «никому / Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать», это «по прихоти своей скитаться здесь и там», это «пред созданьями искусств и вдохновенья / Трепеща радостно в восторгах умиленья».
На вопрос, что представляет собой «иная, лучшая» свобода, Пушкин отвечает в своем итоговом стихотворении-оде «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Понятие «свобода» становится понятием духовным: «чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал».
В чем проявляется избранничество поэта? (по лирике Л.С. Пушкина)
А.С. Пушкин — поэт элитарный («Поэту», 1830), недаром Писарев негодовал на него как на поэта «чистого искусства», но и народный поэт («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). Гоголь нашел в поэзии Пушкина черты «истинной национальности».
Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Ведущим мотивом этой темы является мотив избранничества. Поэт — избранник богов:
Как смелый житель неба,'
Он к солнцу воспарит.
11ревыше смертных станет.
Избранность покупается муками. Поэт — пророк, он избран, чтобы нести людям слово истины. Ему ведомо все. что происходит на земле, на морс, в небесах:
II внял я неба содроганье, И горний 9HI слов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.
Стихотворение «Пророк» особое и в плане жанра (это легенда), и в плане наполнения (введен сюжет), и в плане использования изобразительно-выразительных средств (основной прием — аллегория), автор вводит эпитеты высокого стиля (язык «празднословный», «лукавый»), библейскую лексику («шестикрылый серафим», «пророк».
«гады»), метафоры («неба содроганье», «глаголом жги сердца людей»), 16 раз строки начинаются с союза «и» — такая анафора только в этом стихотворении.
Тема назначения поэта неоднозначно трактуется в лирике Пушкина. С одной стороны, поэт рожден для высокого, для «служен ья муз», мирское не должно его волновать:
Не для житейского волненья. Не для корысти, не для битв, Mi.i рождены для вдохновенья...
С другой стороны, звучат традиционные мотивы гражданской лирики: «И долго буду тем любезен я народу. / Что чувства добрые я лирой пробуждал, / Что в мой жестокий век восславил я свободу...».
В сонете «Поэту» Пушкин утверждает: поэт заканчивается тогда, когда начинает творить с оглядкой на мнение «толпы». Никто не должен вторгаться в мир поэта. Это мир пустынный, «безлюдный», в нем одна дорога, которую пролагает себе сам поэт:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Не требуя наград за подвиг благородный.
Все нафады в самом поэте. Поэт, подчеркивает Пушкин, должен судить себя «высшим судом». Твердость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам, к почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для поэта. Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию.
В чем смыл пушкинского определения: «Цель поэзии — поэзия»? (по лирике А.С. Пушкина)
Поэзия — не игра, не забава, это то главное, что определяет все самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель — это прежде всего само искусство. Ведь оно вбирает в себя все, о чем размышляет человек, все. что его волнует, тревожит, радует и огорчает.
Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). С искусством и творчеством пом
связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:
II ведаю, мне б\м> i наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь. Над вымыслом слезами обольюсь...
Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуациях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточе-нья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почувствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений второй половины 20-х — начала 30-х годов («Поэт». 1827; «Поэт и толпа», 1828; «Поэту». 1830; «Эхо». 1831) мрачные размышления о непонимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, кажется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться па самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному тлаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, если «ты сам свой высший суд», а главная награда — это и есть творчество. Но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии искусства, высказанные в 1826 году в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в пей самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?
Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворение, написанное незадолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества. — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Ведь здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира. это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувства добрые». Вот ее цель и смысл. 'Ута основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный, величественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использованием большого количества славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь), соответствуют образу музы, послушной «веленью Божию».
Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению. Л значит, действительно «цель поэзии — поэзия».