Краткое изложение теоретического материала. Следственный эксперимент – это следственное действие, сущность которого состоит в проведении специальных опытов с целью исследования обстоятельств
Следственный эксперимент – это следственное действие, сущность которого состоит в проведении специальных опытов с целью исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.
Выделяется несколько видов следственных экспериментов (в зависимости оттого, что проверяется с их помощью):
1. Следственный эксперимент по установлению возможности восприятия какого-либо события, явления, факта определенным лицом, в тех условиях, о которых известно из материалов дела.
2. Следственный эксперимент по установлению возможности совершения какого-либо действия.
3. Следственный эксперимент по установлению возможности существования какого-либо явления (могло ли при определенных условиях произойти самовозгорание; мог ли падавший предмет упасть именно таким образом и т.д.).
4. Следственный эксперимент по установлению механизма события в целом или отдельных его деталей (как преступник пролезал через окно; как он связывал себя, имитируя связывание, совершенное якобы другим лицом с целью ограбления).
5. Следственный эксперимент по установлению процесса образования следов, т.е. механизма следообразования (каким образом возник тот или иной след).
6. Следственный эксперимент по установлению наличия или отсутствия у лица определенных профессиональных навыков (например, навыков изготовления фальшивых денежных знаков – по делам о фальшивомонетничестве и т.п.).
Подготовка к следственному эксперименту делится на два этапа:
1) до выезда на место его проведения;
2) непосредственно на месте его проведения.
На первом этапе, то есть до выезда на место проведения следственного эксперимента, следователь должен:
1) определить задачи, содержание опытов, время, место и условия их проведения;
2) в необходимых случаях проконсультироваться у специалистов, изучить специальную литературу;
3) предварительно ознакомиться с обстановкой на месте проведения эксперимента;
4) при необходимости провести реконструкцию обстановки, в которой будет проводиться эксперимент, или отдельных предметов;
5) определить круг участников эксперимента и принять меры по обеспечению их явки;
6) подготовить вещественные доказательства или заменяющие их предметы, которые понадобятся при проведении эксперимента;
7) проверить готовность и комплектность средств фиксации хода и результатов экспериментов;
8) в отдельных случаях повторно допросить обвиняемого (подозреваемого, потерпевшего, свидетеля);
9) составить план проведения эксперимента;
10) подготовить транспортные средства и охрану, если в производстве эксперимента участвуют лица, находящиеся под стражей.
На втором этапе подготовки, то есть по прибытии на место проведения эксперимента необходимо:
1) организовать охрану обвиняемого (подозреваемого), если он находится под стражей, а также места производства опытных действий;
2) выяснить, какие изменения произошли в обстановке после того, как на этом месте произошли события, имеющие значение для дела, или после произведенной реконструкции; если это необходимо, принять меры для восстановления обстановки;
3) зафиксировать обстановку на месте проведения эксперимента до начала ее реконструкции и после нее (с помощью фото-, видеосъемки, составления планов и т.д.);
4) разъяснить всем участникам эксперимента их права и обязанности, проинструктировать о местах их нахождения и тех действиях, которые им надлежит выполнить в процессе эксперимента;
5) еще раз проверить готовность технико-криминалистических средств и наличие необходимого реквизита;
6) установить сигналы и средства связи между участниками эксперимента;
7) при необходимости предупредить понятых, свидетелей, потерпевших и вспомогательных участников эксперимента о неразглашении содержания и результатов эксперимента, если в этом есть необходимость.
Тактические приемы проведения следственного эксперимента:
1. Проведение следственного эксперимента в условиях максимально сходных с теми, в которых имело место событие или факт, интересующий следствие.
2. Учет изменившихся и не подлежащих реконструкции условий.
3. Проведение опытов в определенном режиме и темпе.
4. Многократность проведения однородных опытов (при этом иногда целесообразно проводить их в измененных условиях – усложненных или упрощенных).
5. Проведение опытов в несколько этапов с целью их лучшего восприятия и фиксации, а также оценки результатов.
Фабула:
24 октября 2012 года около 19.00 часов двое преступников под предлогом проверки сантехники проникли в квартиру Патиной В.Ю. по ул. Келдыша, д. 18, кв. 12 и под угрозой ножа и огнестрельного оружия похитили деньги и материальные ценности на общую сумму 1 млн. 550 тыс. рублей.
В ходе предварительного расследования был найден свидетель - Антонова Алевтина Сергеевна, 1944 года рождения, проживающая в квартире 16 дома 35 по ул. Менделеева. Она показала, что 22 октября 2012 года через стену из квартиры 17 указанного дама отчетливо слышала разговор соседа Максумова Ф.И. с неизвестным мужчиной о планах предстоящего разбойного нападения.
В целях установления достоверности показания свидетеля возникла необходимость в проведении следственного эксперимента на слышимость.
Задание:
1. Проанализировать сложившуюся следственную ситуацию на предмет необходимости проведения следственного эксперимента.
2. Определить, какие тактические приемы следует применить при производстве данного следственного действия.
3. Запланировать подготовительные мероприятия.
4. Определить участников проверки показаний на месте
5. Провести следственное действие по предложенной фабуле и составить соответствующий протокол.
Занятие проводится в форме ролевой игры. Применяемые следователем тактические приемы фиксируются на видеокамеру.
Проведение следственного эксперимента:
1. Зачитав фабулу, преподаватель предлагает одному из студентов проанализировать ситуацию и указать подготовительные действия, которые необходимо провести до проведения следственного действия (определить задачи, содержание опытов, время, место и условия их проведения, предварительное изучить место проведения следственного эксперимента, решить вопрос о необходимости реконструкции обстановки, определить состава участников, составить план проведения следственного действия), а остальным студентам прокомментировать и, при необходимости, дополнить ответ.
2. Затем преподаватель назначает из студентов следователем, предлагает ему в соответствии с фабулой определить состав и с его помощью подбирает из числа студентов подгруппы участников следственного действия – понятых и обвиняемого.
3. После чего преподаватель предлагает студентам пройти на полигон, который разделен с другим помещением стеной.
4. Преподаватель предлагает следователю осуществить подготовительные действия на месте производства следственного эксперимента разъяснить всем участникам эксперимента их права и обязанности, проинструктировать о местах их нахождения и тех действиях, которые им надлежит выполнить в процессе эксперимента).
4. Следователь осуществляет дальнейшее руководство следственным действием. При этом преподавателем обращается внимание на применение такого тактического приема, как проведение опытов неоднократно, а также на применение иных тактических приемов (проведение опытов в измененных условиях – усиление с каждым разом громкости голоса человека).
Фиксация результатов осмотра производится студентами самостоятельно.
Для того чтобы результаты следственного эксперимента можно было использовать в качестве доказательства по уголовному делу, необходимо не только грамотно организовать его проведение, но и правильно зафиксировать ход и результаты данного следственного действия. Протокол следственного эксперимента должен отвечать следующим требованиям:
1. Объективно отражать содержание следственного действия: порядок проведения и результаты только тех действий, которые были проделаны при производстве следственного эксперимента.
2. Содержать исчерпывающее описание всех проделанных опытов и их результатов. Последовательность в изложении должна соответствовать последовательности проведения опытов. Поэтому протокол следственного эксперимента должен составляться на месте производства опытов и сразу же после их окончания. Это обеспечивает точность и полноту описания.
3. Быть правильно процессуально оформленным. В протоколе должны найти свое отражение все необходимые реквизиты этого следственного документа.
литература:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (официальный текст). – Новосибирск, 2012. – 256 с.
2. Белкин, Р.С. Теория и практика следственного эксперимента / Р.С. Белкин; Под общ. ред. А.И. Винберга. – М.: ВШ МВД СССР, 1959. – 171с.
3. Белкин, Р.С. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике / Р.С. Белкин. – М.: Юридическая литература, 1964. – 224с.
4. Глазырин, Ф.В., Кругликов, А.П. Следственный эксперимент: Учебное пособие / Ф.В. Глазырин, А.П. Кругликов; Под общ. ред. Р.С. Белкина. – Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1981. – 72с.
5. Криминалистика. Том 2: Учебник для работников уголовного розыска. / А.П. Аленин, А.А. Бородич, Н.А. Бурнашев; Под общ. ред. А.Г. Филиппова, А.А. Кузнецова. – Омск: ВШ МВД РФ, 1993. – 558с. – С. 240-251.
6. Криминалистика: Учебник. / В.В. Агафонов, Н.А. Бурнашев, Е.А. Волков; Под общ. ред. А.Г. Филиппова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Спарк, 2000. – 687с. – С. 243-257.
7. Криминалистика: учеб. / под ред. А.Г. Филиппова. – М. : Спарк, 2005. – 750 с.
8. Криминалистика: Схемы и комментарии. / В.В. Агафонов, Н.А. Бурнашев, Е.А. Волков; Под общ. ред. А.Г. Филиппова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2001. – 240 с. – С. 99-103.
9. Криминалистическая тактика. Организация раскрытия и расследования преступлений. Криминалистические версии: Курс лекций. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2005. – 143 с.
10. Агафонов, В.В., Бурнашев, Н.А. Методические основы преподавания криминалистики в образовательных учреждениях МВД РФ. Учеб.- метод. пособ. (Частная методика). / В.В. Агафонов, Н.А. Бурнашев. – М.: УМО Судебная экспертиза, 2001 – 129 с.