Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

Организация речевого поведения.

Если человек не просчитывает своего речевого поведения, это приводит к неудаче. Любой речевой акт представляет деятельность, потому что имеет свою программу, в ней выделяются структурные компоненты, такие же как в любой другой деятельности.

Она включает следующие структурные компоненты речи:

1) мотивационно-побудительный компонент;

2) ориентировочный компонент;

3) исполнительский компонент – требует от человека, что бы он произвел действия;

4) контролирующий компонент (уровень контроля);

И.А.Зимняя выделила 4-е вида речевой деятельности:

1) говорение;

2) слушание;

3) письмо;

4) чтение.

Деятельность говорения.

Хорошо говорящему человеку трудно проанализировать как он говорит. Как мы говорим? Ответ на этот вопрос дал А.Р.Лурия. Он обратил внимание на то, что люди по-разному теряют речь в зависимости от характера черепно-мозгового ранения (исследования проводились в годы войны и после). Различное место чер-мозг. ранений дает возможность предположить, каков механизм нашей речи, какие операции человек должен произвести, чтобы получилась речь. В зависимости от локализации поражения мозга варьируются и речевые нарушения, страдают определенные операции речи. Рябова - Ахутина и Лурия - механизм говорения включает следующие уровни:

Схема порождения речи (механизм говорения).

I уровень – мотивационно - побудительный

Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. - student2.ru Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. - student2.ru мотив

Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. - student2.ru

внешний внутренний

(просьбы, задачи) (желания, потребности)

II уровень – смыслообразование

замысел

 
  Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. - student2.ru

III уровень – уровень реализации

     
  Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. - student2.ru
 
  Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. - student2.ru

Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. - student2.ru

 
  Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. - student2.ru

IV уровень - трансляция

Мотивационно-побудительный уровень: речь побуждается 2-мя мотивами – внешним и внутренним. Эти мотивы принципиально отличаются друг от друга. В качестве внешних мотивов выступают просьбы, задачи, угрозы, элементарные психические процессы (зрит., слух. восприятие). Внешние мотивы не стойкие, ситуативные. Внутренние мотивы живут в виде желаний или потребностей. Внутренние потребности входят в структуру личности, являются целенаправленными.

NB:по состоянию мотива логопед может отличить ребенка у/о от ребенка с речевой патологией. У ребенка с речевой патологией отсутствует речевой мотив. Это проявляется в том, что неговорящий ребенок с удовольствием выполняет все задания неречевого плана до того момента, когда логопед скажет: «Назови / расскажи». Такие инструкции вызывают речевой негативизм. Речевой негативизм – отказ от речевой формы общения, отсутствие речевой мотивации, свойственен для детей, страдающих системными нарушениям речи (алалия), речевым недоразвитием. Для детей, у которых первичным дефектом является нарушение познавательной деятельности (у/о,ЗПР) в первую очередь характерен поведенческий негативизм , т.е. отказ не только от речевых, но и от неречевых заданий. Поведенческий негативизм указывает на расстройство деятельности вследствие снижения произвольности, намеренности, целенаправленности, т.е. те виды деятельности, которые обеспечиваются корой головного мозга.

Уровень смыслообразования – принятия мотива. Мотив побуждает человека к поиску какой-то смутной мысли по поводу содержания будущего речевого высказывания - замысел. Эта догадка появляется в виде зрительных образов, каких-то представлений. Но логопед должен знать, что эта смутная догадка существует в виде схем, иконического (икона - образ) изображения. В дальнейшем эта смутная догадка начинает приобретать черты более четкой смысловой программы, когда человек продумывая смысловое содержание, определяет, каков 1 компонент программы; 2… 3… и т.д. Т.е. речевое высказывание обязательно требует умения программировать. Это сложно, т.к. это предполагает, что у ребенка должен быть сформирован особый вид синтеза. Н.И.Жинкин назвал его «упреждающим» синтезом, потому что он включает в себя элемент предвосхищения, догадки, прогноза. Упреждающий синтез состоит в том, что найденный смысловой компонент программы человек должен запомнить и в это время предвосхитить содержание последующего компонента.

Благодаря операции замысла и программирования человек знает, о чем будет говорить (сообщать). Эти операции протекают во внутренней речи. Именно внутренняя речь выполняет 3 важные для устной речи функции:

1) аналитическая функция – отбор тех фактов действительности, которые будут предметом речи человека;

2) функция программирования – определяет логическую цельность речи, завершенность;

3) регулирующая функция – через внутреннюю речь человек регулирует то, что он задумал.

Операции замысла и программирования протекают в коде (проходят на языке внутренней речи, в которой нет наименований (Л.С.Выготский), т.к. все наименования человек держит в мысли). Н.И.Жинкин язык внутренней речи назвал предметно-схемным языком или универсальным. Например, около метро у нас спрашивают: «Где университет?». Внутри у нас «вспыхивает» схема - эта схема называется предметно-схемный язык, универсальный язык, т.е. у француза, немца и т.д. код внутренней речи одинаков. Человек ищет смысл речи и этот смысл первоначально находится в виде картинок, мультипликаций (образы, которые у него быстро мелькают). Затем человек думает, как бы передать это своему партнеру по коммуникации, т.е. реализуем наши интимные смыслы. Мы должны найденную программу облечь теми знаками, которые ????? в нашем языке. Этот уровень (реализации) будет включать:

Уровень реализации.

1 звено – отбор слов по семантическим признакам. В соответствии с задуманной смысловой программой человек обращается к долговременной памяти (там хранятся слова) и начинает отбирать только те из них, которые необходимы для оформления данной мысли. Отбор слов из памяти – это сложный процесс. Р.Аткинсон сравнил поиск нужного слова в памяти с поиском книги в библиотеке. Первоначально человек находит стеллаж по тематике, потом ориентируется на первую букву фамилии. Так же мы осуществляем отбор слов в памяти. Сначала человек должен найти нужную семантическую область (группу), в которой находится данное слово. Это сложный длительный процесс. Потом требуется выполнить еще одну операцию – 2 звено – грамматическое структурирование, т.е. необходимо слова соединить в какую-то линейную структуру (словосочетания, предложения, текст). Для того чтобы выразить мысль, нужно сочетать слова по:

1) правилам семантики; (смысловая сочетаемость) Р.Якобсон (психолингвист):

Зеленые идеи яростно спят.

(не можем (уже оформились (яростно спать

сказать) из зеленой мысли) нельзя)

2) правилам грамматического сочетания (У рыбей нет глазей. У рыбов нет глазов.) Т.е. 1е правило первично, а 2е - вторично;

3) прагматическое правило – в соответствии с ситуацией.

3 звено – операция отбора звуков по кинестетическим признакам (ощущениям). 4 звено – синтез звуков в послоговую артикуляторную программу. У людей с нормальным функционированием ЦНС данные операции (3 и 4 звено) осуществляются автоматически. Они сами образуются, мы даже не задумываемся.

Если все эти операции человеком осуществляются, то мы переходим на IV уровень (трансляции).

Уровень трансляции.

Это уровень просодического оформления речевого высказывания, т.к. любой механизм включает операцию интонационного оформления речи и темпо-ритмического.

Если все вышеперечисленные операции актуализированы, то в результате работы такого механизма получается речевое высказывание, т.е. данный механизм говорения у человека сформирован. В том случае, если вовлечены в работу все уровни и все операции, то в результате этого человек создает монологическое речевое высказывание. Если же в работу включилась только часть операций этого механизма, то формируется диалогическое высказывание.

Наши рекомендации