Семинар 12. Формальные и неформальные структуры социально-экономической организации
Цель – опознавать формальные и неформальные структуры социально-экономической организации.
В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать: типы организационных структур их основные параметры и принципы их проектирования.
2) Уметь: проектировать организационную структуру.
3) Владеть: навыками проектирования организационной структуры.
Вопросы:
1. Организация (предприятие) как производственно-хозяйственная система и трудовой коллектив. Административно-правовые (формальные) и социально-психологические (межличностные) отношения в организации.
2. Формальная структура и персонал организации. Организационно-штатная структура организации.
3. Неформальная структура и коллектив организации. Признаки и функции трудового коллектива как социальной общности.
4. Неформальные отношения, группы и лидеры в структуре коллектива организации. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
5. Значение для эффективности менеджмента человеческих (активных) ресурсов и неформальных структур организации в оперативном и стратегическом аспектах.
Реферативные доклады:
· Формальная и неформальная структуры организации: их соотношение и взаимодействие. Роль неформальных лидеров.
· Роли членов неформальной группы.
· Динамика жизненного цикла неформальных структур организации.
Литература:
Наименование | Автор(ы) | Год и место издания | |
Менеджмент: Учебник | Виханский О.С., Наумов А.И. | М.: МГУ, 2009. | |
Теория организации | Шеметов П. В. | М.: Омега-Л, 2008. - 282 с. | |
Социальные коммуникации: учебное пособие | Болотова А.К. | М: Гардарики, 2008.- 279 с. | |
Основы менеджмента. | Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. | М.: Дело, 2004. |
Семинар 13. Власть и лидерство в системе менеджмента организации.
Цель – применять основные теории лидерства и формы власти к управлению организацией.
В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать: основные теории лидерства и власти, для решения управленческих задач.
2) Уметь: применять на практике основные теории лидерства и власти, для решения управленческих задач
3) Владеть: основными теориями лидерства и власти, для решения управленческих задач.
Вопросы:
1. Понятие власти как центрального звена системы управления организации. Личностные и должностные источники власти.
2. Власть и влияние. Формы влияние: принуждение, убеждение, сотрудничество.
3. Типы власти: формальная и неформальная. Инструменты власти: ущемление, вознаграждение, экспертная, эталон, легитимность.
4. Администраторство как нормативно-правовое явление.
5. Лидерство как социально-психологическое явление. Три подхода к решению проблемы лидерства.
Реферативные доклады:
· Власть и функции руководителя. Официальные и неофициальные обязанности руководителя.
· Руководство, власть и партнерство. Власть, администраторство и лидерство.
Литература:
Наименование | Автор(ы) | Год и место издания | |
Менеджмент: Учебник | Виханский О.С., Наумов А.И. | М.: МГУ, 2009. | |
Основы менеджмента: Уч. для вузов | Под ред. Д.Д. Вачугова | М.,2007. | |
Менеджмент: Уч. пос. для вузов | Под ред. Ю.А. Цыпкина. | М.,2009 | |
Основы менеджмента. | Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. | М.: Дело, 2004. |
Семинар 14. Типы руководителей и стили руководства в системе менеджмента организации. Эффективность управления социально-экономической системой.
Цель – опознавать различные типы руководителей и стили руководства в системе менеджмента организации. Эффективно управлять социально-экономической системой.
В результате проведения семинара обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать: типы руководителей и стили руководства в системе менеджмента.
2) Уметь: применять на практике приобретенные знания по типологии руководителей и стилей руководства в системе менеджмента
3) Владеть: основными знаниями по типам руководителей и стилям руководства в системе менеджмента.
Вопросы:
1. Типы руководителей в соответствии с направленностью их деятельности.
2. Типы руководителей в соответствии с управленческой решеткой Блейка и Моутон.
3. Понятие стиля руководства. Типы стилей руководства (авторитарный, демократический, либеральный).
4. Стиль руководства, ориентированный на задачу (инструментальный) и ориентированный на человеческие отношения (гуманитарный).
5. Понятие, сущность и содержание эффективности менеджмента. Соотношение результативности (эффекта) и эффективности управления организацией.
6. Факторы эффективности менеджмента. Классификация факторов эффективности менеджмента по содержанию, форме воздействия, по продолжительности воздействия.
7. Критерии и показатели экономической эффективности менеджмента. Стратегическая и оперативная экономическая эффективность менеджмента. Методы сравнения менеджмента организации по финансово-экономической эффективности.
8. Критерии и показатели социальной эффективности менеджмента. Методы сравнения менеджмента организации по социально-экономической эффективности.
Реферативные доклады:
· Концепции многомерных стилей руководства (Ф. Фидлера, Т. Митчелла и Р. Хауса).
· Концепции многомерных стилей руководства (П. Херсли и К Бланшира, В Вруама и Ф. Йеттона).
· Историческое развитие базовых моделей анализа эффективности менеджмента: «механистическая (бюрократическая) структура».
· Историческое развитие базовых моделей анализа эффективности менеджмента: «коллектив, выполняющий общую работу».
· Историческое развитие базовых моделей анализа эффективности менеджмента: «общественный институт, стремящийся к балансу интересов».
Литература:
Наименование | Автор(ы) | Год и место издания | |
Менеджмент: Учебник | Виханский О.С., Наумов А.И. | М.: МГУ, 2009. | |
Основы менеджмента: Уч. для вузов | Под ред. Д.Д. Вачугова | М.,2007. | |
Как эффективно управлять организацией? | Галенко В. П. | М.: Бератор, 2009. - 270 с. | |
Конкурентоспособность организации: социально-экономический аспект | Воронин В. П. | Воронеж. гос. аграр. ун-т. – Воронеж: ВГАУ, 2008. – 149 с. | |
Основы менеджмента. | Мескон М.Х., Альберт М, Хедоурн Ф. | М.: Дело, 2004. |