Практика в судебных органах (суде, судебном департаменте)
Цель практики– изучение работы районного (городского) суда по всем направлениям его деятельности, закрепление теоретических знаний и выработка практических навыков правильного применения законов и составления процессуальных документов.
В период прохождения практики в судебных органах студенты обязаны ознакомиться с организацией делопроизводства в суде, работой канцелярии суда, архива, секретаря судебного заседания, специалиста, помощника судьи.
Магистры не должны ограничиваться ознакомительной работой. Основное внимание должно быть уделено практике рассмотрения и разрешения уголовных дел.
Практика в районом (городском) суде начинается с ознакомления с работой канцелярии суда, где магистры знакомятся с: -содержанием инструкции по делопроизводству; - распределением обязанностей между работниками канцелярии; - организацией приема граждан; - приемом и отправкой корреспонденции; - порядком приема и учета апелляционных жалоб и представлений; - порядком приема и учета кассационных жалоб и представлений; - порядком извещения и вызова в суд лиц, участвующих в предварительном слушании, рассмотрении уголовного дела в суде I и II инстанции.
Магистры знакомятся с организацией работы секретаря судебного заседания и его обязанностями: -при приеме граждан; - при проведении предварительного слушания по уголовным делам; - в период подготовки дел к рассмотрению по существу; - при отложении и приостановлении производства по делам; при рассмотрении уголовных дел по существу и в апелляционной инстанции.
Присутствуя на судебных заседаниях, студенты параллельно с секретарем судебного заседания ведут протоколы судебных заседаний.
Находясь на практике у судьи, магистры знакомятся с организацией его работы по следующим направлениям:
- присутствуют на приеме судьей граждан;
- участвуют в подготовке уголовных дел к судебному разбирательству.
- присутствуют в судебных заседаниях при проведении предварительного слушания по уголовным делам;
- присутствуют в судебных заседаниях при рассмотрении по существу различных категорий уголовных дел;
- присутствуют в судебных заседаниях при апелляционном пересмотре уголовных дел.
При этом студенты параллельно с судьей составляют проекты процессуальных документов: - приговоров по 2-3 различным категориям уголовных дел; - постановлений (определений) о возвращении уголовного дела прокурору, приостановлении производства по уголовному делу;
прекращении уголовного дела, постановлений о назначении судебного заседания по результатам предварительного слушания; - постановлений о назначении особого порядка судебного разбирательства; - постановлений о назначении судебного разбирательства по уголовному делу; - постановлений и приговоров суда апелляционной инстанции. Все проекты процессуальных документов студенты предъявляют судье для проверки и устранения выявленных недостатков в соответствии с замечаниями судьи.
Присутствуют в судебных заседаниях:
- при принятии судом решений в ходе досудебного производства по уголовному делу, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о продлении срока содержания под стражей, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства, соответственно, судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о производстве других следственных действий (по возможности),
- при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.
При этом студенты составляют проекты соответствующих процессуальных документов.
Отрабатывают навыки составления частных постановлений (определений) в адрес организаций и должностных лиц по поводу выявленных в ходе судебного разбирательства уголовных дел обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона.
Магистры по указанию и под руководством председателя суда или судьи изучают и обобщают судебную практику по определенной категории уголовных дел. По итогам обобщения практики составляется справка, а результаты используются при написании магистерской диссертации.
Формой проведения практики является индивидуальное задание, составляемое научным руководителем в соответствии с выбранной магистрантом темой диссертации.
Индивидуальное задание имеет целью формирование:
1) представлений о научно-исследовательской работе (обобщение, учет, анализ, прогнозирование, планирование, методы информационно-аналитической работы с использованием научно-технических средств и справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант»)
2) умений использовать результаты практической деятельности в своем творческом труде при написании магистерской диссертации;
3) навыков применения уголовно-процессуальных норм, составление соответствующих процессуальных актов.
При выполнении индивидуального задания формируются общекультурные и профессиональные компетенции, указанные в п. 1 рабочей программы.
Индивидуальное задание предполагает следующие виды работ:
Таблица 2
Очная форма обучения
№ п/п | Раздел практики | Объем часов | Содержание |
1. | Получение профессиональных умений (ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-4, ПК-6) | - ознакомление с организацией работы следователя, дознавателя, прокурора, судьи; - изучение структуры и компетенции органов предварительного расследования и суда; - изучение нормативных актов, регламентирующих деятельность органов уголовной юстиции - изучение материалов уголовных дел | |
2. | Получение опыта профессиональной деятельности (ПК-3, ПК-7, ПК-9) | - участие в производстве следственных и судебных действий - составление процессуальных актов - обобщение статистических данных о деятельности органов уголовной юстиции - изучение и обобщение материалов уголовных дел | |
Научно-исследовательская работа (ПК-11) | - написание текста магистерской диссертации - работа с эмпирическим материалом по теме диссертации - написание научной статьи |
Заочная форма обучения
№ п/п | Раздел практики | Объем часов | Содержание |
1. | Получение профессиональных умений (ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-4, ПК-6) | - ознакомление с организацией работы следователя, дознавателя, прокурора, судьи; - изучение структуры и компетенции органов предварительного расследования и суда; - изучение нормативных актов, регламентирующих деятельность органов уголовной юстиции - изучение материалов уголовных дел | |
2. | Получение опыта профессиональной деятельности (ПК-3, ПК-7, ПК-9) | - участие в производстве следственных и судебных действий - составление процессуальных актов - обобщение статистических данных о деятельности органов уголовной юстиции - изучение и обобщение материалов уголовных дел | |
Научно-исследовательская работа (ПК-11) | - написание текста магистерской диссертации - работа с эмпирическим материалом по теме диссертации |