Индивидуальные различия и эффективность

В спортивной деятельности

Успешность деятельности в не экстремальных ситуациях не связана с проявлением свойств нервной системы. В то время как в ранних исследованиях по психологии спортивной деятельности отмечалось, что успешность деятельности спортсменов высокого класса обусловлена свойствами типа нервной системы и такими ее проявлениями, которые определяют высокую работоспособность и сопротивление стрессу, выражающемуся в отсутствии снижения уровня достижений в состоянии нервно-психического стресса.

Анализируя подобные данные, Б. А. Вяткин считает, что свойства темперамента являются общими способностями к спортивной деятельности, если иметь в виду наиболее высокий уровень достижений в спорте. Однако в то время мало имелось исследований, дающих подтверждение вышесказанному тезису. Но многочисленными исследованиями показано, что индивиды, различающиеся проявлением свойств нервной системы, вырабатывают разные способы адаптации к требованиям профессиональной деятельности – разный стиль деятельности, т. е. компенсируют свою индивидуальную особенность более тщательной подготовкой к определенной деятельности.

При изучении эффективности деятельности спортсменов – ориенти-ровщиков были выделены три группы. На спортивные достижения первых наиболее существенно влияла хорошая техническая подготовленность. Во второй группе техническая и физическая подготовка проявлялась в равной мере. У третьих ярко выражался приоритет физической подготовки. Обращает на себя внимание то, что более выраженная техническая подготовленность характерна для спортсменов, предпочитающих соревнования на «маркированных трассах». В то время как физически хорошо подготовленным спортсменам более импонируют состязания в «заданном направлении». Очевидно, «маркированные трасы» предъявляют более жесткие требования к технической подготовленности, чем к физической, а на трассах «заданного направления» результат спортсмена во многом определяется уровнем его функциональных возможностей. При этом спортсмены первой группы в среднем быстрее выполняют норматив КМС (3,1 года), чем третьей (4 года).

Спортсмены, отличающиеся высокой технической подготовленностью, имеют более высокий уровень оперативного и пространственного мышления, чем спортсмены, отличающиеся хорошей физической подготовкой. При этом можно отметить определенные различия черт личности. Для спортсменов с высокой технической подготовленностью характерны высокий уровень абстрактного мышления, инициативности и богатство воображения, среди свойств нервной системы – преобладание торможения по внешнему балансу и инертности торможения. Спортсмены, имеющие сбалансированное развитие технической и физической подготовленности, отличаются более высоким уровнем абстрактного мышления, настойчивостью, практицизмом, силой воли, резкостью, уравновешенностью, подвижностью возбуждения и малой силой нервной системы по возбуждению.

Для спортсменов с преобладающим физическим развитием среди черт личности можно отметить конкретность мышления, практичность, меньший волевой контроль, подчиненность, преобладание возбуждения по внешнему балансу. Таким образом, выраженность черт личности и особенностей нейродинамики в определенной степени связана со сторонами подготовленности. Следовательно, это позволяет прогнозировать специализацию в его занятиях видами ориентирования и целенаправленнее совершенствовать ведущую сторону подготовленности.

Более рельефно это обозначилось при изучении индивидуальной манеры ведения соревновательного поединка у боксеров. Выявлены определенные различия типологического комплекса применительно к манере ведения соревновательного поединка.

Так, боксерам комбинированного стиля чаще свойственна слабая нервная система по возбуждению, подвижность возбуждения и уравновешенность по внешнему балансу. У боксеров же атакующего плана значительнее выражены большая сила нервной системы, инертность нервных процессов и некоторое преобладание торможения по внутреннему балансу. Большая инертность нервных процессов и уравновешенность свойственна боксерам контратакующего плана. Вполне логично предположить, что типологические особенности являются как бы базой формирования индивидуального стиля.

Иначе говоря, вырабатывается (сознательно или стихийно) такой способ или такие приемы деятельности, которые позволяют спортсмену максимально использовать свои способности. Таким образом, индивидуальный стиль деятельности понимается как обусловленная типологическими особенностями проявления свойств нервной системы совокупность приемов, способов деятельности и форм реагирования, позволяющая добиться высокой успешности в деятельности.

С другой стороны, индивидуальный стиль обуславливает физическую выгодность выполняемой работы, т. е. у большинства спортсменов наименьшая суммарная частота пульса и наибольшая быстрота восстановления были в случае выполнения работы по удобному для спортсменов графику.

Положение о том, что стиль может приводить к достижению одинаковых результатов разными путями, будет правильным только в тех случаях, когда прочие факторы, влияющие на эффективность деятельности, будут у людей одинаковыми, прежде всего, будут одинаковыми способности.

Именно в спортивной деятельности разная выраженность способностей, одаренности дает различия в достигаемых результатах, и никакой стиль деятельности не может компенсировать отсутствие способностей. Поэтому и не снимается проблема отбора талантов, которая существует рядоположено с проблемой стиля деятельности.

Неудовлетворенность имеющимися результатами способствовала поиску новых подходов, один из которых был предложен Б. Г. Ананьевым как комплексные исследования. Такой подход заключается в том, что регистрируются показатели, относящиеся к разным уровням в структуре свойств индивидуальности. При этом учитывалось и различие в состояниях человека (спокойное, стрессовое). Показатели продуктивности деятельности (например, интеллект) часто имеют нелинейные связи с психофизиологическими характеристиками.

Одновременно, физиологические и психофизиологические исследования обнаружили, что интенсивность психофизиологических реакций может отличаться некоторыми физиологическими предпосылками, и связана с уровнем активации. При этом реакции активации у человека могут быть ситуативными – относиться к его временному состоянию. Но есть и уровень активации, который как бы устойчиво присущ определенному индивиду. В этом случае говорят уже не о состоянии, а о свойстве – об активированности, которое определяет соотношение энергетических и информационных характеристик у данного индивида, т. е. свидетельствует, о том, каким должен быть уровень активации для того, чтобы деятельность была максимально продуктивной. Отмечается, что активированность имеет значительные индивидуальные различия. Оптимумы продуктивности у каждого испытуемого достигаются при разном уровне активации, схематично это представлено на рис. 12, где показано, что оптимум продуктивности наблюдается у испытуемого А при меньшем уровне активации, у испытуемого В – при значительно большем, у испытуемого Б – при среднем уровне активации.

Индивидуальные различия и эффективность - student2.ru

Рис. 12 Связи между уровнем активации и продуктивностью деятельности

(по М. Е. Егоровой, 1997)

Остается спорным главный вопрос о роли типологических особенностей проявления свойств нервной системы в достижении высокого спортивного результата. Попытки некоторых исследователей в этом направлении не увенчались положительным результатом. По Е. П. Ильину, применительно к типологическим особенностям можно прогнозировать способности и стиль деятельности как основу достижения успеха, но не степень этого успеха. Последнее зависит от социальных факторов (воспитания, обучения, тренировки). Это нашло подтверждение и в производственной сфере, в частности В. Д. Шадриков отмечает: «тип высшей нервной деятельности не определяет распределения рабочих по уровню квалификации». Все это подтверждает гипотезу, сформулированную в свое время Б. М. Тепловым, что типологические особенности определяют не степень приспособления человека к внешней среде, а различные формы уравновешивания организма со средой. Это подтверждается и нашими данными, показывающими, что изменения результата на различных этапах спортивной подготовки (начальной, спортивной специализации, спортивного совершенствования) в соответствии с особенностями индивидуальности связаны с постоянным переструктурированием корреляционных плеяд под влиянием различных факторов личности и структуры тренировочного процесса. На каждом конкретном этапе ведущие признаки могут меняться, следовательно, эффективность спортивной деятельности возможна при определенной согласованности между индивидуальными свойствами различных иерархических уровней.

Темы рефератов

1 Психофизиологические особенности и выбор вида спортивной деятельности.

2 Психофизиологические и социально-психологические факторы, обусловливающие высокие спортивные достижения.

3 Индивидуальный стиль деятельности в спорте.

Литература

1 Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М. : Просвещение, 1983.

2 Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001.

3 Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск : СибГАФК, 2000.

4 Сальников, В. А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников. – Омск : СибАДИ, 2000.

5 Сальников, В. А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности / В. А. Сальников. – Омск : СибАДИ, 2003.

Наши рекомендации