Когнитивный рост или спад?

Очевидными последствиями обучения, запоминания, решения проблемных ситуаций и других когнитивных процессов, используемых нами в процессе роста, является накопление более широкой базы знаний; мы больше узнаём о себе, а также о физическом и социальном мире вокруг нас. Какие изменения происходят в тех структурах, которые мы называем интеллектом, когнитивными или интеллектуальными способностями? Продолжается ли когнитивное развитие после подросткового возраста?

Четкие доказательства этого отсутствуют, особенно в отношении наличия определенных периодов развития. Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время. Например, в одном исследовании, проводившемся во время Первой мировой войны, все призывники проходили проверку с помощью набора тестов для проверки интеллекта под названием армейский тест Альфа. Младшие по возрасту новобранцы — в возрасте от 15 до 25 лет — показали в среднем лучшие результаты по сравнению со старшими. В нескольких других исследованиях, проведенных в 1930-х и 1940-х годах, были получены сходные результаты. Люди старшего возраста постоянно набирали меньше баллов в сравнении с теми, кто был моложе. В чем была ошибка этих исследований? Проблема заключалась в самом армейском тесте Альфа, который являлся «быстрым» тестом по принципу «карандаш—бумага»1, разработанным для оценки большого числа рекрутов в максимально короткие сроки, но не обязательно с максимальной точностью. Кроме того, этот тест делал упор скорее на вербальные навыки, чем на базовые логические умения. В целом, так как в этом исследовании применяли межгрупповой подход, с помощью теста измерялись различия между возрастными группами, а не их развитие (глава 1). Иначе говоря, старшие взрослые связаны с иными историческими контекстами (особенно люди с невысоким уровнем образования), что приводит к более низким средним показателям в тестах, хотя это и не имеет тесной связи с тем, каким уровнем интеллекта они могли обладать.

В конце 1940-х годов применение исследователями тестов интеллекта и метода лонгитюда позволило получить более глубокое представление о проблеме. Обычно отмечалось некоторое улучшение результатов выполнения тестов интеллекта в период 20-30 и 30-40 лет, а затем наблюдалась их стабилизация примерно около 45 лет (Whitbourne, 1986b). Лонгитюдные исследования позволили также предположить, что есть тенденция к повышению результатов тестов интеллекта при непрерывном образовании взрослых (Schaie , 1983), что объяснимо, если мы вспомним, что с помощью этих тестов прежде всего измеряют учебные знания и умения.

Какие когнитивные способности в наибольшей степени развиваются в период ранней взрослости? Некоторые умения достигают своего максимума к возрасту около 20 лет; они включают в себя быстроту действий, непроизвольную память, манипуляции с формой и другие паттерны. Это может быть вызвано биологиче-

Вид психологических тестов, для проведения которых не нужны особые приспособления за исключением заполняемых испытуемыми бланков для ответов. — Примеч. перев.

582 Часть IV. Взрослость

скими факторами; кроме того, их развитие может объясняться тем, что студенты ежедневно развивают и практикуют эти умения. Отметим также, что определенные дисциплины связаны с определенными мыслительными способностями. Например, у психологов прежде всего развиваются навыки вероятностного мышления, так как они часто имеют дело со статистическими методами; напротив, гуманитарии склонны демонстрировать развитые навыки письменного анализа и изложения. В любом случае, люди разного возраста, а особенно с 30 до 60 лет, выполняют умственные действия лучше при обучении специфическим когнитивным умениям, таким как методы логического мышления и обработка информации (Wills, 1990).

В соответствии с этим те навыки и умения, которые чаще используются, сохраняются в лучшей форме, чем длительно не употреблявшиеся. Например, у архитекторов зрительно-пространственные умения долго остаются на уровне выше среднего (Salthouse, Babcock, Skovronek, Mitchell & Palmon, 1990; Salthouse, Mit-chel, 1990). Другие когнитивные способности, особенно аналитическое и логическое мышление, обычно продолжают развиваться в течение всего периода жизни. Тем не менее, в настоящее время неясно, какие именно когнитивные способности претерпевают изменения и каким образом. Мы вернемся к этим вопросам в главах 15 и 17.

Наши рекомендации