Групповая социальная работа
Группа в своем единстве представляет собой интериоризированное «Я» личности клиента, где разрозненные проблемы отдельных членов группы приобретают некую целостность и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей. Вырабатываются цели и задачи последующих встреч. Намечаются принципы и методы самопомощи. Социальную помощь в группах можно условно разделить на два вида: социокультурные группы и социотерапевтические.
Социокультурные группы. Социокультурная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей.
В их основе лежит:
- посреднический обмен между клиентами;
- общение;
- самосознание существующих проблем;
- реалистическое оценивание своих проблем;
- принятие социальных норм и ценностей.
А. Группы восстановления. Данные группы организуются в коммьюните, в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, разделяющих единые конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к различным видам комнатных игр, обсуждению информационных тем (о политике, экономике, культуре и т.д.), приобретению новых смыслов и ценностей, развитию умения отстаивать свою точку зрения и т.д.
Б. Группы восстановления умений. Основная цель данных групп — помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести новые. Данные группы имеют достаточно широкий спектр деятельностных форм: от различных спортивных игр, таких как баскетбол, теннис и т.д., до занятий эстетической прикладной направленности (гончарное дело, керамика, вышивание, лепка и т.д.).
В. Образовательные группы. Социальная работа в , образовательных группах строится на основе взаимонаправленных интересов клиентов к той или иной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семьи. Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, планирование свободного времени, разнополое развитие детей или вопросы внутренней и внешней политики.
Г. Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник презентует свой случай, находя поддержку, помогает себе рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.
Исследователи выделяют пять критериев стресса, на основе которых происходит объединение клиентов в группы самопомощи:
- ответственность;
- стандарты;
- конфессия;
- непрофессионализм;
- программа действий.
Социотерапевтические группы. Терапия в групповой социальной работе имеет свою специфику. Под терапией понимают не работу с клиническими случаями, а деятельность, которая направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем клиентов, таких как ролевые конфликты, депрессии, мешающие нормальному социальному функционированию в обществе. Социальные работники иначе, чем психотерапевты, понимают задачи группы и свою роль в групповом процессе. Исследователи отмечают следующие принципиальные параметры, по которым находятся различие и общие черты в практике работы психотерапевтов и социальных работников:
- знание о помощи. Для обоих видов деятельности групповая работа является методом работы с клиентом в группах. Основной базисной темой является работа с индивидуумом в группе;
- цель. Для психотерапевтов основная цель — проблема индивида, для социальных работников — проблема целого сообщества. К социальной работе в группе относят образование, социализацию, демократизацию, где индивидуальное развитие осуществляется через развитие группы. Цель психиатрической групповой работы — регулирование индивида. В центре групповой работы стоит его психоментальное развитие;
-роли в процессе групповой работы. В психотерапевтической групповой работе центральной фигурой является терапевт, выступающий в отцовско-материнских ролях. В группах социальной работы руководитель может играть как центральную, так и вспомогательную роль.
В аспектах социальной групповой работы, где рассматриваются различные типы и виды групп, конечная цель групповой деятельности — эффективное личностное и групповое функционирование в общине и в социуме. Отсюда групповая терапия в социальной работе раскрывается как обучающая деятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений.
Классифицируя субъект-субъектные отношения социального работника и клиента, мы можем наблюдать, .. что специфика клиента вызывает как специфические , принципы взаимодействия, так и систему рефлексии. ; И если в субъектно-субъектном взаимодействии на уровне системы «индивид — социальный работник» понятийное поле образуется на микроуровне, группы — ме-зоуровне, то на уровне отношений социального работника и коммьюните рефлексия определена макропроцессами. Макропроцессы означают как систему рефлексии, роли социального работника, так и его техники и способы помощи данному клиенту. То есть помощь выступает в иных организационных формах. Связанная с макроструктурами, она осуществляется через опосредованные средства. Тем самым принцип «лицом к лицу» заменяется на другой — «помощь через структуру». Отсюда важнейшими подходами в практике поддержки являются программы помощи, центры помощи, агентства помощи.
Коммьюните в аспекте субъектности представляет собой сложную социально-экономическую и культурно-историческую систему групповой общности. Она включает ряд сложных взаимодополняющих систем: экономическую, социокультурную, образовательную, государственную.
Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий коммьюните имеет свою историю, проблемы, кризисы, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими системами и структурами.
Коммьюните выступает, по мнению исследователей, в таких основных функциях:
- производство — распределение — потребление;
- социализация;
- социальный контроль;
- социальное участие;
- взаимоподдержка.
Эти функции коммьюните направлены на развитие жизненного сценария, как самого сообщества, так и личности.
В этой связи коммьюните оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:
-определяются нормы потребления и производства;
-осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;
- осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные.
На уровне систем и организаций коммьюните социальный работник выступает в следующих основных ролях:
- определитель клиента: устанавливает людей, группы, испытывающие трудности. Цель: обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;
- оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель: сбор и обработка информации;
- менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель: помощь в принятии решений для действия;
- брокер: направляет людей в службы, решающие соответствующие проблемы клиентов. Цель: скоординировать работу социальных служб;
- посредник: находится между двумя конфликтующими сторонами. Цель: снять разногласие и научить людей работать вместе продуктивно;
- мобилизатор: организует действия групп людей для решения проблем. Цель: объединение усилий клиентов в решении проблем;
- адвокат: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель: повысить качественное обслуживание, внести изменения в законы;
- учитель: передает людям информацию, знания. Цель: помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;
- корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки. Цель: психолого-педагогическая поддержка клиента;
- проектант сообществ: помогает в планировании групп, агентств, служб, разработке и реализации программ их деятельности;
консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель: помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;
- администратор: обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждениям или сообществам. Цель: принятие управленческих решений.
Основное назначение различных профессиональных ролей — активизировать развитие общности и улучшить модель ее деятельности.
В качестве основных подходов для решения поставленных задач и целей используют методы социального планирования и социальных акций, а также локальных акций. Эти подходы требуют различных знаний и операциональных умений проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных о развитии коммьюните. Полученную информацию необходимо правильно анализировать, интерпретировать, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы. В связи с этим понятийное поле социальной работы включает в себя смыслы, определения, положения из дисциплин и областей практики, не связанных прямо с проблемами социальной работы, но находящихся с ней в системных отношениях.
Расширение понятийного поля происходит и за счет совместной деятельности с различными группами специалистов. Так, команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости отдельных групп в общине. Логика их действий и поступков носит мультисистемный характер, поскольку каждый специалист стремится в общий процесс привнести свои знания, кроме того, он располагает некоторыми общественными полномочиями.
Коммьюните предстает как макроклиент с различными типами проблем и «заболеваний», лечение и реабилитация которого возможны только командой либо профессионалов, либо групп общественной самопомощи. В этой логике раскрываются мультисистемные подходы к проблемам помощи в коммьюните, что выдвигает определенные принципы работы:
- доступность сервиса;
-активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи;
- межведомственная работа;
- развитие новой инициативы;
-создание сети поддержки;
-децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет;
- активизация подходов;
- закрытый сервис коммьюните.