Общие требования по специальной подготовке
РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»
философия управления персоналом. Теории управления о роли человека в организации. Концепции управления персоналом организации. Закономерности, принципы и методы управления персоналом. Функционально-целевая модель системы управления организацией и место в ней управления персоналом. Организационное проектирование системы управления персоналом. Принципы и методы построения системы управления персоналом. Цели системы управления персоналом. Функции системы управления персоналом. Организационная структура системы управления персоналом и организации в целом. Кадровое, делопроизводственное, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Концепция кадровой политики организации. Сущность, цели и задачи кадрового планирования в организации. Оперативный план работы с персоналом. Маркетинг персонала. Планирование и прогнозирование потребности в персонале. Технология управления персоналом.
Методы разработки философии и концепции управления персоналом. Методы построения функционально-целевой модели системы управления организацией и ее персоналом. Методы организационного проектирования, в том числе формирования целей, функций, организационной структуры и обеспечивающих подсистем системы управления персоналом. Методы разработки кадровой политики и стратегии управления персоналом. Методы кадрового планирования, прогнозирования, маркетинга персонала.
Механизм функционирования системы управления организацией и системы управления персоналом организации. Механизм действия закономерностей и принципов управления персоналом. Механизм развития системы управления персоналом на основе стратегического управления организацией в целом, а также маркетинга персонала, кадрового планирования и прогнозирования.
РАЗДЕЛ 2. «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Поведение как объект научного анализа. Личность как субъект организационного поведения. Группа как субъект организационного поведения. Организация как систему социальных связей. Взаимосвязь поведения и процесса управления персоналом организации. Подразделения организации как субъект поведения. Поведение и конфликты в организации. Организацию и внешняя среда. Управление социальным развитием организации как главный регулятор ее поведения.
Методы аналитического и эмпирического исследования, прогнозирования и корректировки индивидуального и группового поведения людей в организациях.
Теоретические основы поведения человека в условиях организации, в частности об особенностях индивидуального и группового поведения, социальных отношениях в организации, властных отношениях и проблемах лидерства в организациях, инновационное поведение в организации и факторы организационной эффективности.
РАЗДЕЛ 3. «УПРАВЛЕНИЕ РУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ»
трудовые ресурсы, их формирование и использование. Занятость населения. Безработица: понятие, основные типы, оценку уровня. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы. Государственное регулирование рынка труда и занятости. Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службами занятости. Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобождаемых работников. Социальные гарантии и компенсации. Международный опыт регулирования процессов занятости.
Методы изучения рынка труда. Организация и обеспечения занятости на предприятиях, рациональное использование трудовых ресурсов, решение задачи сохранения и адаптации персонала к условиям рынка, а также методами деятельности органов службы занятости, рекрутинговых агентств, технологиями их взаимодействия с предприятиями при решении поставленных задач.
Механизмы рынка труда. Процессы, происходящих в социально-трудовой сфере России. Изменения в занятости, формировании и развитии системы социально-трудовых отношений. Механизмы становления и функционирования национального рынка труда.
РАЗДЕЛ 4. «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Принципы и методы психофизиологических исследований профессиональной деятельности. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности. Психофизиологические основы построения профессии. Теория профессионализации персонала, деятельная природа профессионализации. Формы профессионального опыта. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала. Психофизиологические компоненты работоспособности персонала. Психофизиологические функциональные состояния, их роль и место в поведении персонала. Влияние эргономики и технической эстетики на психофизиологические состояния персонала. Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала. Влияние эмоций на профессиональную деятельность персонала. Психофизиология памяти, внимания и сознания.
Методы психофизиологических исследований анализа содержания профессиональной деятельности и построения профессии. Методы профессионального отбора и профпригодности, а также психофизиологической адаптации персонала. Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала. Техника изучения психофизиологических функциональных состояний и влияния социально-психологического климата на профессиональную деятельность персонала.
Система психофизиологического профессионального отбора, профпригодности и адаптации персонала. Механизме влияния различных факторов на психофизиологические функциональные состояния персонала и его профессиональную деятельность.
РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА»
Методология управления безопасностью в организации. Персонал как объект обеспечения безопасности труда. Основные вредные производственные факторы условий труда. Профессиональные заболевания и производственный травматизм. Аттестацию рабочих мест по условиям труда. Управление безопасностью труда в организации. Эффективность мероприятий по безопасности труда персонала. Государственный надзор и контроль безопасности труда.
Методы управления безопасностью в организации. Методы изучения вредных производственных факторов условий труда. Методы аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки экономической эффективности мероприятий по безопасности организации и ее персонала.
Механизм управления безопасностью в организации. Механизм влияния различных вредных внешних и внутренних факторов на уровень безопасности организации.
РАЗДЕЛ 6. ДИСЦИПЛИНА «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
Основы теории конфликта. Структура и динамика конфликта. Поведение личности в конфликте. Источники конфликтов и стрессов в организациях. Предупреждение конфликтов в организациях. Способы разрешения конфликтов. Организационный механизм управления конфликтами и стрессами. Разрешение конфликтов с участием третьей стороны. Переговорный процесс в разрешении конфликтов. Трудовые конфликты и социальное партнерство.
Методы изучения конфликтов, в том числе методами сбора и анализа фактического материала о конфликтах, выявления причин конфликта, его объекта, интересов и ценностей конфликтующих сторон; стратегическими и тактическими методами управления конфликтами; методами психологической защиты и психологического воздействия на противостоящие стороны; техникой эффективного посредничества в разрешении конфликтов; технологией стратегии и тактики в переговорном процессе.
История становления и современное состоянии конфликтологии. Объективная и субъективная природа конфликтов, их функции и типология. Источниках и формы проявления организационных конфликтов. Возможности предотвращения и управления конфликтами в организации.
РАЗДЕЛ 7. «ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА»
Сущность, содержание и задачи научной организации труда (НОТ). Разделение и кооперацию труда. Понятие «управленческий труд» и его специфику. Регламентация и проектирование организации труда персонала. Организация, планирование и оснащение рабочих мест. Трудовая мотивация посредством проектирования рабочего места. Социальные и психофизиологические основы организации труда. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени. Основы нормирования труда в сфере управления. Решения в процессе управления. Сущность и особенности управленческих решений. Информационная подготовка принятия управленческих решений. Индивидуальное планирование рабочего времени руководителя (специалиста). Делегирование полномочий. Техника делегирования полномочий. Принятие решений о приоритетах. Эвристические методы принятия решений. Оценка эффективности труда персонала управления. Коллектив: закономерности становления и функционирования. Психологический климат в коллективе и его влияние на стабильность персонала. Стресс на рабочем месте. Руководство как разновидность власти. Стили руководства. Техника, средства и модели руководства. Планирование и внедрение научной организации труда персонала.
Методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени, оценки эффективности деятельности персонала организации. Методы делегирования полномочий. Методы нормирования управленческого труда. Методы проектирования труда персонала. Методы планирования рабочего времени. Методы разработки и теоретического обоснования рекомендаций по совершенствованию организации труда персонала.
Система организации трудовой деятельности различных категорий персонала. Система научной организации труда. Механизм становления и функционирования коллектива организации. Механизм принятия управленческих решений.
РАЗДЕЛ 8. «ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Природа и сущность этики деловых отношений. Этика деятельности организаций. Управленческая этика и этика деятельности руководителя. Структура и функции делового общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Дистанционное общение. Правила деловых бесед, переговоров, совещаний. Механизм нейтрализации манипуляций в общении. Деловой этикет.
Методы повышения этического уровня организации. Методы управления деловым общением, в том числе техникой влияния на партнеров с использованием вербального и невербального каналов общения. Культура дистанционного общения, в том числе делового письма и телефонного, разговора. Техника эффективного слушания. Правила конструктивной критики и ее восприятия. Правилами делового этикета, в том числе правилами приветствий и представлений, поведения в общественных местах и на деловых приемах. Правилами формирования внешнего облика делового человека.
Современных этических проблемах деловых отношений на макро- и микроуровне. Природа и сущность этики деловых отношений. Закономерности межличностных отношений. Формы и особенности делового общения. Сущность и основные слагаемые коммуникативной культуры. Современный деловой этикет и его составляющие.
РАЗДЕЛ 9. «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»
Информационное, техническое, математическое и программное обеспечение информационных технологий управления персоналом. Прикладные программные продукты по управлению персоналом и тенденции их развития. Информационные технологии формирования кадровой политики, стратегического и оперативного управления персоналом. Информационные технологии найма, оценки и отбора претендентов на вакантные места. Информационные технологии обучения персонала, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Информационные технологии оценки труда и результатов деятельности персонала организации. Информационные технологии расчета заработной платы. Информационные технологии решения учетно-аналитических кадровых задач. Организация работы с персоналом, владеющим конфиденциальной информацией.
Методы использования информационных технологий для получения доступа к информации любого вида и обработки ее посредством средств вычислительной техники и коммуникативной связи. Способы интегрирования информационных технологий с целью создания функционально ориентированных систем управления персоналом. Технология деятельности по управлению персоналом на основе использования базовых прикладных программ. Разработка и реализация основных функций по управлению персоналом с применением прогрессивных информационных технологий.
Использование информационных технологий и имеющихся программных продуктах в области управления персоналом. Требования, предъявляемые к кадровым системам. Механизм управления персоналом с использованием современных информационных технологий. Механизме создания единого информационного пространства системы управления организации и подсистемы управления персоналом. Информационные потоки в организации и службе управления персоналом.
РАЗДЕЛ 10. ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Социальная политика как основа социальной работы. Социальная работа и социальное управление. Духовно-нравственные основы социальной работы. Государственно-правовые основы социальной работы. Технологии социальной работы. Объект социальной работы. Особенности социальной работы с социально уязвимыми группами населения. Особенности социальной работы в отдельных отраслях занятости и сферах общественной жизни. Работа по социальной защите населения. Отечественный опыт социальной работы. Зарубежный опыт становления и развития социальной работы. Определение эффективности социальной работы.
Разработка мероприятий в части удовлетворения социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения. Методы создания условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Технологии социальной работы и социального управления.
Механизм социальной политики государства. Модели управления и практики социальной работы. Правовые и законодательные акты и нормативно-методические документы, регламентирующие социальную работу. Особенности социальной работы в отдельных отраслях занятости и сферах общественной жизни; о механизме социальной защиты населения.
РАЗДЕЛ 11. «УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ»
Организация как объект социального управления. Социальное развитие как объект управления. Отечественный опыт управления социальными процессами на уровне организаций. Зарубежный опыт управления социальными процессами на уровне организаций. Основные факторы социальных изменений в современном обществе. Внутриорганизационные факторы социальных изменений. Внешние факторы социального развития организации. Механизм управления социальными процессами в организации. Система управления социальным развитием организации.
Методы анализа закономерностей протекания социальных процессов. Современные способы решения социальных проблем на основе научного подхода. Техника работы по изучению, диагностике и развитию социальной инфраструктуры организации. Методы управления социальным развитием. Методы прогнозирования и планирования. Технологии разработки целевых программ и планов социального развития. Методы расчета социальных нормативов.
Механизм управленческого воздействия на социальные процессы. Взаимосвязи социальных процессов разного уровня. Распределение социальной ответственности между государством, предпринимателями и наемными работниками. Факторы социального развития организации. Законодательные акты и нормативно-методических документы, регламентирующие различные элементы социальной среды организации. Механизм стимулирования деятельности работников по выполнению целевых программ и планов социального развития. Об организационном механизме управления социальной средой организации.
РАЗДЕЛ 12. «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
Понятие организационной культуры как социального явления и область социологического прикладного знания. Сущность организационной культуры и ее характеристики. Влияние организационной культуры на поведение персонала и эффективность деятельности организации. Типы организационных культур. Аналитический подход к изучению организационной культуры. Формирование и поддержание организационной культуры. Изменение организационной культуры. Управление организационной культурой.
Методы диагностики организационной культуры и ее составляющих, оценки степени ее соответствия стратегии организации. Методы поддержания и изменения организационной культуры. Техника формирования желательных ценностей и образцов поведения персонала. Методы оценки эффективности управления организационной культурой.
Значение организационной культуры для развития организации. Основные функции организационной культуры. Структура организационной культуры, внешние и внутренние факторы, влияющие на ее формирование. Система управления формированием и функционированием организационной культуры.
РАЗДЕЛ 13. «МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Теоретические основы мотивации персонала. Структура, функции и механизм мотивации персонала. Оплата труда, ее определяющую роль в системе вознаграждения. Особенности оплаты труда в России. Зарубежный опыт оплаты труда. Формы и системы организации заработной платы. Учет трудового вклада. Признание трудового вклада. Основные направления и формы социальной защиты работников. Основные функции управления мотивацией персонала. Анализ и оценка эффективности мотивации персонала организации.
Методы оценки удовлетворенности трудом. Методы стимулирования и мотивации персонала. Методы оплаты труда. Методы социальной защиты. Методы анализа и оценки эффективности мотивации персонала. Методы социально-психологического и духовно-нравственного стимулирования персонала. Методы управления мотивацией персонала организации.
Механизмы формирования и функционирования системы мотивации персонала. Система оплаты труда. Система социальной защиты работников.
РАЗДЕЛ 14. «ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В КАДРОВОЙ СЛУЖБЕ»
Порядок составления и требования к оформлению управленческих документов. Виды организационно-распорядительных документов, правила их составления и оформления. Состав и особенности работы с кадровой документацией. Правила оформления документов по приему, увольнению, переводу работников. Трудовые книжки и правила их ведения. Формирование и ведение личных дел и учетно-справочных картотек. Документирование оценки деятельности работников. Правила составления документов об отпусках, о командировании работников, материальной ответственности, защите коммерческой тайны. Организация работы с кадровыми документами. Формирование дел и хранение документов кадровой службы.
Методы ведения делопроизводства в кадровой службе. Технологии составления и оформления документов по личному составу. Техника работы с кадровой документацией. Правила составления номенклатуры дел и подготовки документов для хранения в архиве. Современные методы составления кадровых документов с использованием компьютерных технологий, обработки и хранения документов в электронной форме.
Организация служб делопроизводства и ведения делопроизводства по личному составу. Механизм документирования и организации работы с документами. Механизм организации документооборота. Основные нормы и требования к оформлению кадровых документов. Законодательные акты и нормативно-методических документах, регламентирующих кадровое делопроизводство. Особенности работы с обращениями граждан.
РАЗДЕЛ 15. «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»
Сущность государственной системы управления трудовыми ресурсами. Технологии управления персоналом организации: наем, отбор и прием персонала; подбор и расстановка персонала; деловая оценка персонала; профориентация, социализация и трудовая адаптация персонала; использование персонала; высвобождение персонала; технология управления развитием персонала организации; система непрерывного обучения персонала, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, аттестация персонала, управление деловой карьерой, управление служебно-профессиональным продвижением персонала, управление кадровым резервом, управление нововведениями в кадровой работе; анализ и описание работы и рабочего места; оценка качества труда и трудовой жизни персонала; оценка результативности труда персонала организации; оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом; оценка затрат на персонал организации; оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом организации.
Методы найма, отбора, приема, подбора, расстановки, деловой оценки, профориентации, социализации, трудовой адаптации, использования, высвобождения персонала организации; методами подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации персонала организации, управления деловой карьерой, кадровым резервом. Методы оценки качества и результативности труда персонала и деятельности подразделений службы управления персоналом. Методы оценки затрат на персонал организации, экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.
Технологии управления персоналом и технологии управления развитием персонала организации. Система показателей оценки качества и результативности труда персонала, экономической и социальной эффективности проектов совершенствования управления персоналом организации.
Приложение 1
Примеры тестовых заданий