Структура сознания. Элементы сознания
Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Каждое ощущение, по Вундту, обладает рядом свойств или атрибутов. Оно характеризуется, прежде всего, качеством (ощущения могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными и т.д.), интенсивностью, протяженностью (длительностью) и, наконец, пространственной протяженностью (последнее свойство присуще не всем ощущениям, например, оно есть у зрительных ощущений и отсутствует у слуховых).
Ощущения с описанными свойствами являются объективными элементами сознания. Но есть еще субъективные элементы, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов – элементарных чувств: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка.Система сознания работает для адекватного приспособления организма к среде, внешнему миру и позволяет адаптироваться к изменениям. В структуре личности координаты сознания-самосознания полностью определяют его деятельность. В сфере этих координат происходит образование человека, ими определяется развитие личности.
Соз-е может быть направлено не только на окружающий мир, но и на самого субъекта - самосоз-е.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
Самосознание– совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя как субъекта деятельности – представления о себе складываются в определенный образ «Я». Формирование сознания проходит разные стадии в соответствии с возрастными этапами развития. Самосознание «Я» – идеальное, реальное, фантастическое.
Образ «Я» - это относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознаваемое представление челвека о себе на основе которого он строит смое поведение и взаимоотношения с окружающими.
Его содержание составляют всевозможные качества чел-ка как индивида, как субъекта, как л-ти и как индивидуальности: четы характера, способности, внутренний душевный мир, особенности внешности, поступки и т.п. Самосоз-е можно определить как особый структурный компонент л-ти, выражающийся в способности чел-ка выделять самого себя как нек-ую самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность. Сюда относятся многие л-тные качества, потребности, мотивы, практические и умственные действия, эм-ные переживания и др. псих-ие процессы и состояния. Можно выделить следующие составляющие самосоз-я: 1. Я- настоящее; 2. Я- динамическое (перспективное Я); 3. Я- идеальное; 4. Я- ретроспективное – каким чел-к представляет себя в прошлом. 5. Я- функционально-ролевое- каким чел-к представляет себя в контексте той или иной с-льной роли: «Я как отец»; «Я как сын»; 6. Я- изображаемое- каким чел-к представляет или демонстрирует себя другим людям; 7. Я- с-льное- каким, по мнению чел-ка, его видят др. люди; 8. Я –физическое (телесное)- каким чел-к воспринимает свою внешность; 9. Я- духовное – каким чел-к представляет себя со стороны высших духовных ценностей: интересов, убеждений, отн-й к людям, к Родине, к Богу. Оно возникает на этапе л-тной зрелости и выступает как внутренний духовный стержень л-ти.