Основой для определения оценки на экзамене служит уровень обученности студента, определяемый по результатам тестирования
Оценка проводится в условных баллах – 1 правильный ответ – 1 балл. Общее число баллов равняется 50.
оценка | Интервал баллов рейтинга |
« неудовлетворительно» (2) «удовлетворительно» (3) «хорошо» (4) «отлично» (5) | Менее 20 баллов От 21 до 35баллов От 36 до 45 баллов От 46 до 50 баллов |
Зачетные вопросы по курсу.
1.Формирование науки об управлении.
- Теории человеческих отношений.
- Теории человеческих ресурсов.
- Основные отличия управления человеческими ресурсами от управления персоналом.
- Персонал предприятия как объект управления.
- Философия организации.
- Свойства системы управления персоналом.
- Место и роль управления персоналом в системе управления организацией.
- Структура персонала.
- Понятие персонального потенциала и кадрового потенциала.
- Понятие управления персоналом.
- Понятие закономерностей управления персоналом.
- основные закономерности управления персоналом.
- Понятие принципов управления персоналом.
- Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом.
- Принципы, определяющие направления системы управления персоналом.
- Методы системы управления персоналом. Административные методы.
- Социально-психологические и экономические методы управления персоналом.
- Понятие цели организации и системы управления персоналом (СУП).
- Цели и функции подразделений СУП.
- Понятие организационной структуры СУП. Типы оргструктур управления: линейная, элементарная.
- Функциональная организационная структура.
- Матричная организационная структура.
- Социальная структура коллектива. Штатная структура организации.
- Информационное обеспечение СУП.
- Техническое обеспечение СУП.
- Нормативно - правовое обеспечение СУП.
- Делопроизводственное обеспечение СУП.
- Кадровая политика организации. Цель и этапы кадровой политики.
- Типы кадровой политики – активная, превентивная, реактивная, пассивная.
- Стратегия управления персоналом.
- Основные направления кадровой политики организации, выработанные на основе стратегии управления персоналом.
- Взаимоотношения руководителя и коллектива,
- Основные правила служебных взаимоотношений руководителя и подчиненных. Портрет современного менеджера.
- Стиль руководства: виды, использование, выбор.
- Анализ лидерского поведения. Роль и функции лидера. Три подхода к лидерству.
- Формирование и коррекция лидерского поведения персонала.
- Управленческая этика.
- Служебный этикет. Заповеди делового этикета.
- Этика деловой переписки и деловой беседы.
- Техника личной работы.
- Ошибки и барьеры общения, способы их преодоления.
- Этнокультурные особенности управления персоналом.
- Менеджер по персоналу как эксперт в области этнокультурных коммуникаций.
- Особенности управления персоналом в современных предприятиях, филиалах иностранных компаний.
- Кадровое обеспечение системы управления персоналом.
- Задачи кадровой службы на различных этапах развития предприятия.
- Планирование работы с персоналом.
- Маркетинг персонала.
- Внешний и внутренний подбор персонала. Лизинг персонала.
- Принципы подбора персонала.
- Схема отбора персонала. Системный подход к организации отбора персонала.
- Методы отбора персонала. Профессиограмма.
- Виды интервью при собеседовании. Оформление результатов собеседования.
- Процедура конкурсного отбора персонала. Зарубежный и российский опыт.
- Профессиональное развитие персонала в организации. Профессиональное обучение.
- Методы профессионального обучения.
- Производственная адаптация работника: понятие, организация, эффективность.
- Планирование и развитие карьеры в современной организации.
- Планирование и подготовка резерва руководителей.
- Оценка персонала в современной организации: понятие, сущность, цели.
- Процедура аттестации персонала на предприятии.
- Аттестация рабочего места.
- Мотивация. Виды мотивации и стимулирования труда.
- Анализ текучести персонала. Выработка программы снижения текучести персонала.
66. Командообразование и этапы формирования команд.
67. Коммуникации в организации. Прямая и обратная связь.
68. Система показателей, характеризующих эффективность системы управления персоналом.
69. Конфликты на предприятии, способы профилактики конфликтов.
5.5. Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление персоналом»
1. Управление персоналом как составная часть менеджмента предприятия. Сущность и задачи управления персоналом.
2. Содержание и методы работы управления персоналом на предприятии.
3. Кадровая служба предприятия: понятие, структура, задачи функционирования в новых условиях.
4. Этапы становления и развития теории и практики управления персоналом.
5. Кадровое обеспечение системы управления персоналом в организации.
6. Взаимосвязь стратегии управления организацией и управления персоналом.
7. Этапы стратегического управления персоналом организации.
8. Два подхода к понятию «персонал»: персонал – издержки и персонал – ресурс.
9. Маркетинг персонала.
10. Кадровое планирование, как инструмент реализации кадровой политики. Содержание и задачи кадрового планирования.
11. Оперативное планирование работы с персоналом в организации.
12. Корпоративная культура как один из основных элементов внутреннего организационного окружения.
13. Факторы влияющие на выбор корпоративной культуры.
14. Формирование кадрового состава и определение потребности в кадрах.
15. Затраты на персонал: понятие, содержание и состав затрат.
16. Определение потребности в рабочей силе. Факторы, влияющие на масштабы и характер этой потребности.
17. Высвобождение кадров как составная часть кадровой политики: понятие, факторы, организация, социальная защита.
18. Характеристика издержек и ущерба, связанных с текучестью кадров и сокращением рабочей силы.
19. Использование гибкой занятости в кадровой политике.
20. Профессиональная мобильность кадров и ее роль в удовлетворении потребности предприятия в рабочей силе.
21. Внутриорганизационное движение персонала как составная часть кадровой политики.
22. Организация найма работников.
23. Профориентация и профотбор: задачи, организация на предприятии, пути повышения эффективности.
24. Производственная адаптация работника: понятие, организация, эффективность.
25. Управление процессом производственной адаптацией.
26. Подготовка кадров на предприятии: задачи, организация, эффективность.
27. Переподготовка кадров: задачи, организация, эффективность.
28. Повышение квалификации персонала: задачи, организация, эффективность.
29. Понятие и виды трудовой карьеры.
30. Формирование резерва и подбор руководителей.
31. Деловая оценка персонала.
32. Методические вопросы деловой оценки работника.
33. Оценка личных качеств работника: задачи, методика проведения
34. Деловая оценка работника и оплата труда.
35. Оценка персонала по процессу труда и по результатам труда.
36. Аттестация кадров: виды, задачи, процедуры проведения.
37. Эффективность управления персоналом.
38. Окупаемость затрат на рабочую силу.
39. Внутрифирменный рынок труда. Роль управления персоналом в регулировании спроса и предложения рабочей силы на предприятии.
40. Организационная структура организации.
41. Функциональная структура организации.
42. Ролевая структура в организации.
43. Социальная структура организации.
44. Понятие и механизм мотивации.
45. Основные теории мотивации. Картины человека в теориях трудовой мотивации.
46. Внутриличностные теории мотивации.
47. Процессуальные теории мотивации.
48. Понятие организационного лидерства.
49. Мотивация и типы лидерства.
50. Управление лидерством в организации.
51. Конфликты на предприятии. Способы и методы регулирования конфликтов.
52. Деловой этикет и деловая этика управленца.
53. Этнокультурные особенности управления персоналом.
Вопросы , выносимые на Государственный аттестационный экзамен.