Глава 2 Традиционные методы. 5. Два класса данных, наиболее важные для современного проектирования, -форма изделия в целом и ее логические обоснования - не фиксируются в сим­волической



5. Два класса данных, наиболее важные для современного проектирования, -форма изделия в целом и ее логические обоснования - не фиксируются в сим­волической форме, поэтому их невоз­можно исследовать и изменить без грубого экспериментирования с самим изделием. Такие эксперименты чреваты опасностью утратить равновесие и "приг-нанность", с таким трудом достигнутые в соответствующей конструкции, поэто­му к ним прибегают лишь тогда, когда методами постепенной эволюции не уда­ется удовлетворить новым требованиям.

Самым важным выводом для нас, стремящихся установить коллективный контроль над эволюцией искусственной среды, является то, что ни профессио­нальный проектировщик, ни чертежная доска, на которой можно "подогнать" друг к другу отдельные части конструк­ции, не представляют собой необходи­мых условий, без которых не могут быть созданы изделия сложной формы, приспособленные к условиям их приме­нения. Поэтому есть основания надея­ться, что наши попытки придать проек­тированию характер совместной дея­тельности многих специалистов, каждый из которых решает свою часть проблемы, увенчаются успехом (и это несмотря на то, что сейчас нам с таким трудом дается согласование действий одного специа­листа с действиями другого и с непре­рывно изменяющейся формулировкой задачи в целом).

2.2. Чертежный способ проектирования

Метод проектирования путем создания чертежей в определенном масштабе, ви­димо, хорошо знаком многим читате­лям.

Принципиальная разница между этим ныне общепринятым способом разработ­ки формы для изделий машинного производства и предшествовавшей ему эволюцией форм в кустарных промыс­лах заключается в том, что здесь поиск методом проб и ошибок отделен от производства, что эксперименты и из­менения проводятся на масштабном чер­теже, а не на самом изделии. Такое от­деление умозрительной разработки от

практического изготовления изделия имело ряд важных последствий:

1. Стало возможным задавать размеры
' изделия до его изготовления, а это поз­
волило разделить труд по изготовле­
нию отдельных частей изделия между
несколькими работниками. Это и есть
то самое разделение труда, которое
знаменует собой одновременно и силу,
и слабость индустриального общества.

2. Первоначально именно преимущества,
связанные с вычерчиванием изделия до
его изготовления, обеспечили возмож-

> ность создания изделий, слишком боль­ших для того, чтобы они могли быть изготовлены одним ремесленником, на­пример крупных судов и зданий. До­биться взаимного согласования частей, выполненных разными ремесленниками, можно только тогда, когда заранее за­даны основные размеры. (Обычно в процессе непрерывной пригонки одной детали к другой ремесленник вносит целый ряд мелких изменений и контр­изменений, так что среди его изделий никогда не бывает двух совершенно одинаковых.) Конечно, несколько ре­месленников могут работать вместе над одним крупным изделием, например телегой, без предварительного составле­ния масштабного чертежа. Но тогда стыки частей, выполняемых разными работниками, задаются в виде стан­дартов на размеры или в форме полно­масштабных шаблонов, обязательных для каждого из них. Когда же, как на рис.2.2, количество таких размеров и шаблонов велико, они просто сводятся ( все в один чертеж. Таким образом, мож-i но считать, что в масштабном чертеже сводятся воедино отдельные его части, которые прежде хранились в форме заученных наизусть размеров, шаблонов и эмпирических правил.

'3. Возникшее вместе с масштабными чертежами разделение труда дало воз­можность увеличить не только размеры изделий, но и темп их изготовления. Изделие, на создание которого у ремес­ленника-одиночки ушло бы несколько дней, разбивается на более мелкие стандартные детали, производство кото­рых может идти одновременно, отни­мает всего несколько часов или минут и требует лишь однообразного ручного


Наши рекомендации