Глава 2 Традиционные методы. 5. Два класса данных, наиболее важные для современного проектирования, -форма изделия в целом и ее логические обоснования - не фиксируются в символической
5. Два класса данных, наиболее важные для современного проектирования, -форма изделия в целом и ее логические обоснования - не фиксируются в символической форме, поэтому их невозможно исследовать и изменить без грубого экспериментирования с самим изделием. Такие эксперименты чреваты опасностью утратить равновесие и "приг-нанность", с таким трудом достигнутые в соответствующей конструкции, поэтому к ним прибегают лишь тогда, когда методами постепенной эволюции не удается удовлетворить новым требованиям.
Самым важным выводом для нас, стремящихся установить коллективный контроль над эволюцией искусственной среды, является то, что ни профессиональный проектировщик, ни чертежная доска, на которой можно "подогнать" друг к другу отдельные части конструкции, не представляют собой необходимых условий, без которых не могут быть созданы изделия сложной формы, приспособленные к условиям их применения. Поэтому есть основания надеяться, что наши попытки придать проектированию характер совместной деятельности многих специалистов, каждый из которых решает свою часть проблемы, увенчаются успехом (и это несмотря на то, что сейчас нам с таким трудом дается согласование действий одного специалиста с действиями другого и с непрерывно изменяющейся формулировкой задачи в целом).
2.2. Чертежный способ проектирования
Метод проектирования путем создания чертежей в определенном масштабе, видимо, хорошо знаком многим читателям.
Принципиальная разница между этим ныне общепринятым способом разработки формы для изделий машинного производства и предшествовавшей ему эволюцией форм в кустарных промыслах заключается в том, что здесь поиск методом проб и ошибок отделен от производства, что эксперименты и изменения проводятся на масштабном чертеже, а не на самом изделии. Такое отделение умозрительной разработки от
практического изготовления изделия имело ряд важных последствий:
1. Стало возможным задавать размеры
' изделия до его изготовления, а это поз
волило разделить труд по изготовле
нию отдельных частей изделия между
несколькими работниками. Это и есть
то самое разделение труда, которое
знаменует собой одновременно и силу,
и слабость индустриального общества.
2. Первоначально именно преимущества,
связанные с вычерчиванием изделия до
его изготовления, обеспечили возмож-
> ность создания изделий, слишком больших для того, чтобы они могли быть изготовлены одним ремесленником, например крупных судов и зданий. Добиться взаимного согласования частей, выполненных разными ремесленниками, можно только тогда, когда заранее заданы основные размеры. (Обычно в процессе непрерывной пригонки одной детали к другой ремесленник вносит целый ряд мелких изменений и контризменений, так что среди его изделий никогда не бывает двух совершенно одинаковых.) Конечно, несколько ремесленников могут работать вместе над одним крупным изделием, например телегой, без предварительного составления масштабного чертежа. Но тогда стыки частей, выполняемых разными работниками, задаются в виде стандартов на размеры или в форме полномасштабных шаблонов, обязательных для каждого из них. Когда же, как на рис.2.2, количество таких размеров и шаблонов велико, они просто сводятся ( все в один чертеж. Таким образом, мож-i но считать, что в масштабном чертеже сводятся воедино отдельные его части, которые прежде хранились в форме заученных наизусть размеров, шаблонов и эмпирических правил.
'3. Возникшее вместе с масштабными чертежами разделение труда дало возможность увеличить не только размеры изделий, но и темп их изготовления. Изделие, на создание которого у ремесленника-одиночки ушло бы несколько дней, разбивается на более мелкие стандартные детали, производство которых может идти одновременно, отнимает всего несколько часов или минут и требует лишь однообразного ручного