Соотношение морали и иных социальных регуляторов.
Возникновение права не вытеснило иных социальных норм, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов.
Их объединяет то, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.
Действие всех социальных норм направлено па обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются:
1) тем, как они формируются - стихийно или сознательно:
2) в какой форме существуют - в письменных источниках или в сознании людей;
3) как обеспечивается выполнение требований социальных норм - возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением;
4) тем, какую сферу общественных отношений они регулируют (политическую, этическую, эстетическую и т.п.).
Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку людей и регулируют их поведение. В основе обычая лежит образец конкретного поведения, органично связанный с практической деятельностью.
Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности его применения он становится привычкой. А коль скоро обычай становится неотъемлемой частью поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. (Например, нет необходимости закреплять в конституции государства правило переходить улицу по сигналу светофора, хотя в правилах уличного движения оно существует.)
Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение.
Например, обычай давать калым (выкуп) за невесту или похищать се, который издавна был распространен у народов Кавказа и Средней Азии, почти повсеместно сохраняется там до сих пор. 'эти действия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Федерации: для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (ст. 12, п. I). а также запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 1, п. 4). Следовательно, данные действия квалифицируются как правонарушение и преследуются по закону.
Однако па практике это тот самый случай, когда норма обычая сильнее официальных актов государства.
Религиозные нормы формируют смысл жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, "приживаемости") в современном мире путем установления образцов поведения и наложения запретов па действия, противоречащие этим стандартам.
Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например в Библии, Коране, Талмуде и т.п. В этих священных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. В Библии, например, это заповеди: "возлюби ближнего своего, как самого себя", "не убий", "не укради"... Такие требования оставляют выбор, но пренебрежение ими признается грехом.
Право соблюдает принципы свободы совести и вероисповедания, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру. Однако оно не остается безучастным к антигуманной деятельности тоталитарных сект, которые стремятся подавить личность, сделать верующих орудием в руках их руководителей, как было, например, в известной секте Аум Сиприкё.
Нормы морали представляют собой правила поведения, сложившиеся па основе существовавших в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни.
Если право оценивает поступки людей по принципу "можно - нельзя", то мораль делает это по принципу "хорошо - плохо". Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества ценностей и идеалов, утверждающих принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека в целях формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, "чти отца своего и мать свою" и т.п.
Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые, например принцип справедливости, означающий соразмерность наказания содеянному.