Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности

Не менее важным элементом экс­прессивного поведения человека являются жесты — движения рук или кистей рук. Когда-то Фрэнсис Бэкон написал: «Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу». Действительно, разве не использует человек свои руки для того, чтобы призывать, грозить, выражать любовь или гнев, удив­ление или сострадание? Каждый из нас ответит на по­ставленный вопрос утвердительно. Более того, можно привести множество примеров, свидетельствующих о полифункциональности жестов.

Красноречиво говорит о роли жестов в общении пример из «Работы актера над собой»: «...При объясне­нии своей мысли Говоркову я усиленно пользовался кистями рук и пальцами. Поэтому он приказал перевя­зать их салфетками. «Для чего вы это делаете?» — недо­умевал я. «Для доказательства от противного: для того, чтобы вы лучше поняли, как мы часто не дорожим тем, что имеем, а «потерявши, плачем». Для того еще, чтоб вы убедились в том, что если глаза — зеркало души, то кон­цы пальцев — глаза нашего тела...» (172. С. 303—304).

Психологию невербального общения жесты интере­суют прежде всего как средство выражения и передачи информации, т. е. с точки зрения их диагностических, коммуникативных, регулятивных и выразительных фун­кций. Преобладающей традицией изучения жестов яв­ляется традиция отношения к ним как к паралингвис-тическим средствам. Наряду с ней существует подход к жестам как к самостоятельным коммуникативным языкам. В этом случае единицы языка жестов интерпре­тируются в соответствии с единицами разговорного языка: форма рук — согласные; направления движе­ния — гласные; динамика — ударение; тон, долгота, мо­дели движения — полугласные; референты — предме­ты, к которым движение рук направлено. Следует отметить, что только незначительная группа жестов под­дается таким описаниям. По мнению Т. М. Николаевой (129), к невербальным средствам коммуникации непри-ложима грамматика естественного языка. Более продук­тивным подходом к запечатлению жестов является под­ход, учитывающий тот факт, что у людей, вступающих в общение, нет органов, запечетлевающих движение в трехмерном пространстве и времени. В процессе обще­ния то или иное движение может быть запечатлено лишь в одной из плоскостей. Поэтому описание жеста может идти по пути: 1) указания органа, выполняюще­го движение; 2) его направленности; 3) цикличности, этапности в совершении движения; 4) его отношения к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания жестов положены в основу созда­ния словарей жестов. Одними из первых А. А. Акиши-на, X. Кано, Т. Е. Акишина составили словарь русских жестов и мимики (3). Он интересен тем, что каждый жест, описанный в словаре, имеет свое название, о нем подробно рассказано и указано его значение. Напри­мер, жест, обозначающий угрозу, описывается следую­щим образом: 1) грозить (пригрозить, трясти, махать пальцем); 2) указательный палец повернут ребром к собеседнику и вытянут, остальные сжаты в кулаках. Рука согнута в локте. Кисть колеблется к себе — от себя. Чем сильнее эмоции, тем чаще колеблется кисть; 3) угроза может сопровождать фразы: «Погоди у меня!», «Ты дождешься!»; выражать недоверие к собе­седнику и т. д. Такой принцип описания позволяет не только показать место жестов в экспрессивном репер­туаре человека, но и установить их значение в опреде­ленной культуре, выявить их межинтернациональный смысл.

Термин «жест» иногда применяется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомими­ки, а с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие «жестикуляция». Промежуточ­ное положение занимают те определения жеста, в ко­торых кроме движения рук упоминаются движения головы, а жест «понимается как преднамеренно воспро­изводимые движения или позы рук и головы, рассчи­танные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации» (121. С.11). В такого рода опре­делениях жесты интерпретируются как невербальная коммуникация и подчеркивается их интенциональ-ность, направленность, семантическая однозначность, что, безусловно, ограничивает рассмотрение функций жестов в общении и не позволяет в полной мере обра­титься к ним как к элементу внешнего Я личности, так как в трактовках жеста исчезают такие его параметры, как спонтанность, неосознанность, непроизвольность.

Жесты в процессе общения не только сопровожда­ют речь или заменяют ее, но и говорят об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Клас­сическим примером является шедевр живописи — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Через язык жес­тов в этой картине раскрывается вся система отноше­ний между персонажами. Известно, что великий худож­ник уделял огромное внимание жестам людей, манере поведения, отличал мужские и женские жесты. В сво­ем трактате он замечает, что «у женщин и девушек не должно быть жестов расставленных или слишком рас­крытых, так как это обнаруживает смелость и полное отсутствие стыда: и сдвинутые ноги обнаруживают боязливую стыдливость» (66. С. 187).

Жест может сказать о желании человека, о его со­стоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. По мнению П. Экмана и др., жест не только несет информацию о качестве пси­хического состояния, но также и об интенсивности переживания человека. Поэтому жесты можно с уве­ренностью отнести к выразительным движениям и рас­сматривать их не только как проявление целенаправ­ленной или спонтанной активности человека. В связи с этим мы будем придерживаться той интерпретации жеста, которая вытекает из определения невербального, экспрессивного поведения и отвечает сложившимся в отечественной психологии представлениям об экспрес­сии, о выразительных движениях, как сопряженных с психическими состояниями личности, ее отношениями к другому человеку и к самой себе. Такой подход к жесту не означает, что для психологии невербального общения становятся не важными классификации жес­тов, их характеристики, описания, которые были раз­работаны с иной точки зрения. Наоборот, он предпо­лагает отношение к нему как к элементу экспрессии, имеющему различные уровни рассмотрения и соответ­ствующие им связи со структурой личности и ее обще­нием.

Психология невербального общения не имеет своей собственной классификации жестов. В исследованиях приняты за основу те из них, которые были созданы в психолингвистике, лингвистике, семиотике и т. д. Но объединяет представителей различных наук мнение о том, что язык жестов один из самых древних языков, способных передавать довольно сложную информацию о человеке. Самая широкая классификация — это де­ление жестов на две группы: 1) естественные и 2) ис­кусственные языки жестов. К последним относят язык жестов глухонемых, или те движения рук, которые имеют конкретное практическое назначение: жесты дирижера, «ручной язык» биржевиков.

Такие жесты входят в экспрессивный репертуар че­ловека, но имеют в нем автономное положение. Они не столько выражают состояния человека, сколько заме­щают речь. Естественный язык жестов, как правило, спонтанный. Человек использует его с целью передачи информации и выражения своего отношения к сказан-

Демотические знаки

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

(7) щелчок ногтем

(10) скрещенные пальцы

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

(2) знак рукой от локтя (3) знак одним пальцем

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

(б) фига

(5) рога

(8) кольцо

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

(9) поднятый большой палец

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

(11) движение от подбородка

(12) поворот пальцем у виска

Виды жестов в структуре экспрессивного Я личности - student2.ru

(13) дотрагивание до уха (14) сжать и покрутить щеку

Рис.3

ному. В «Энциклопедии знаков и символов» Джона Доли (46) представлена более дробная классификация жестов, отражающая их функциональную направлен­ность и психологическую суть: 1) демотические жесты, включающие жесты-иллюстраторы, сопровождающие нашу речь, чтобы пояснить то, что мы говорим; жесты-обозначения, применяемые для того, чтобы показать отсутствующий предмет (соединение двух пальцев для обозначения ножниц) или выступить в качестве симво­ла, например «поднятый большой палец»; 2) професси­ональные языки жестов (жесты биржевиков, крупье в казино, водителей и т. д.); 3) альтернативные жестовые языки, которые разрабатываются специально для того, чтобы заменить речь (например, жестовый язык индей­цев Северной Америки); 4) первичные знаковые языки, т. е. жестовый язык глухонемых. Каждый из перечислен­ных языков жестов рассматривается в соответствующих областях науки, но чаще всего в лингвистике, в теории коммуникации, в теоретических схемах развития язы­ка и мышления.

Для нас представляют интерес те работы, в которых жесты анализируются в контексте определенной дея­тельности, например, в педагогической, политической (публичные выступления) и т. д. Так, в исследовании Е. А. Петровой (145) жесты рассматриваются в связи с деятельностью учителя. Исходя из специфики педаго­гического процесса, Е. А. Петрова выделяет визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визу­ально-акустически-тактильные жесты. Данная класси­фикация отличается от предыдущей тем, что в ней не столько представлена степень автономности жестов и их «информатизационная специализация», сколько ука­зывается на системы отражения жестов (визуальная, слуховая, тактильно-кинестетическая). Тем самым ука­зывается на то, с помощью каких систем отражения Жест представлен другому человеку и какие виды об­разов (визуальные, аудио-, тактильные) могут возникать ° себе и партнере на основе восприятия жеста.

В общении жесты выполняют разнообразные функ­ции. Классификации жестов на основе их ведущей функции в общении разработаны многими авторами. Наиболее полная, включающая не только особенности жестов, но и разнообразные стороны общения — фун­кциональная классификация разработана Е. А. Петро­вой (144. С. 16). Аффективно-коммуникативная функ­ция представлена в эмотивной функции (выражение чувств, воли, желаний и других состояний), в функции выражения процессов (перцептивных, мнемических, интеллектуальных), в модальной функции (выражение отношений, установок, оценок, объектов, себя, субъек­тов). Регулятивно-коммуникативная функция реализу­ется в фатических жестах (вступление в контакт), в конатативных (поддержание и усиление контакта), в «эндных» (завершение контакта), в побудительных фун­кциях (активационная). Информативно-коммуникатив­ные функции выражены в презентации информации об объекте, о себе, о другом.

В классификации жестов, разработанных Н. И. Смир­новой (126), также представлен контекст общения, в котором центральное место занимает соотношение вер­бальной и невербальной информации в процессе комму­никации. Первая группа жестов, выделенная Н. И. Смир­новой, — это коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка. К ним относятся жесты привет­ствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внима­ния, подзывающие, приглашающие, запрещающие; ос­корбительные жесты и телодвижения; дразнящие, встречающиеся в общении детей; жесты утвердитель­ные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, а также жесты, встречаю­щиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готов­ности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия. Жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют соб­ственное значение в общении.

Вторая группа жестов называется описательно-изобразительными, подчеркивающими жестами. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл. Третья группа — это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к экспрессив­ным движениям, так как они выражают оценку, отно­шение к предметам, людям, явлениям, к окружающей среде: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, не­доверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; жесты, пере­дающие растерянность, смятение, подавленность, разо­чарование, отвращение, радость, восторг, удивление.

Кроме этих представлений о роли жестов в общении существует точка зрения, четко сформулированная М. С. Андриановым (9), о том, что жесты выражают об­щую «тональность» общения. На основе этого критерия общение можно разделить на возвышенное, нейтраль­ное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное. «Вульгарные» жесты хорошо описаны в книге Д. Доли (см. рис. 3). Таким образом, на основе жестов партне­ров формируется общее впечатление не только о них, но и об общении между ними.

Исходя из принципа записи жестов, выделения еди­ниц анализа, также разрабатываются их классифика­ции. Жесты выделяются на основе участия в их созда­нии одной или двух рук; по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук; и по признаку центробежности или центростремительности. Движе­ния человеческого тела, как известно, совершаются в вертикальных, горизонтальных, наклонных плоскостях и происходят от вращения его рычагов. Например, у русских жестов — это рычаг плеча или предплечья. Радиус движения русских жестов большой: вся рука от плеча или предплечья, предплечье или кисть руки (3).

Кроме приведенной классификации, жесты подраз­деляются на основе критерия их коммуникативно-психологическои однозначности на жесты, имеющие чет­кое значение, и на многозначные жесты. Степень од­нозначности жеста зависит от его распространения. Наблюдается интересная закономерность: чем шире употребляется жест, чем больше область его распрост­ранения, тем он однозначней воспринимается и, наобо­рот, локальное употребление жеста делает его более многозначным (64). Например, жест «поднятая правая рука на уровне головы или над головой вперед ладо­нью» широко распространен и понимается однозначно как приветствие. Жест «ввинчивание в висок указа­тельного пальца правой руки» также имеет определен­ный психологический смысл и практически во всех уголках земного шара используется с одной целью — подчеркнуть, что собеседник говорит глупости. А вот жест — «удар по ладони партнера в момент или после произнесения фразы» распространен не так широко. Поэтому он более многозначен. Для египтянина, сирий­ца такой жест «говорит», что собеседнику понравилась сказанная шутка, острая фраза, а европейцами то же движение рук может быть понято как проявление не­уважения и т. п.

Сила и частота жестикуляции определяется культур­ными нормами. Английский психолог, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что в среднем на протяжении часового раз­говора финн прибегает к жестикуляции один раз, ита­льянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз. От принадлежности к той или иной культуре зависит также рисунок жеста, его значение, появление специ­фических движений рук (165). Например, жест «боль­шой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жест «почесывание затылка», передающий у русских стара­ние вспомнить что-то, у тех же англичан встречается сравнительно редко.

Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения (4, 64, 114, 168). Вместе с этим его жесты отражают также особенности его индивидуальности, представляя сочетание произвольных и непроизволь­ных, типичных или совсем не характерных для него жестов, выражающих его случайные состояния. Для понимания жестового репертуара личности важно знать ее ведущие психические состояния, отношения к себе и к другим, тип темперамента, статус и исполняе­мые социальные роли. Например, установлено, что ин­тенсивность жестикуляции повышается, если говоря­щий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении, если прерывается обратная связь в обще­нии, если человек испытывает затруднения в выраже­нии мысли. Тревожность, неуверенность человека со­провождается хаотическими жестами, однообразными движениями рук, использованием при разговоре како­го-либо предмета (постукивание карандашом, снима­ние-надевание очков и т.д.). Во всех перечисленных ситуациях жестикуляция возникает непроизвольно, едва осознается человеком и является типичной, т. е. она характерна практически для всех людей.

Обычно наблюдателю представлены несколько ха­рактеристик жестов: их направленность, форма, интен­сивность, частота. Исходя из совокупности этих пара­метров жестикуляции человека, возникает общая оценка жестов (быстрые — неторопливые, грациозные — неловкие, легкие, небрежные, свободные, скован­ные, сдержанные, обильные и т. д.).

Писатели, художники используют жестовый репер­туар человека с целью создания типов людей, описания их ведущих отношений. «Все можно сказать по этим рукам, по тому как они ждут, как хватают, медлят: ко­рыстолюбца — по скрюченным пальцам, расточителя — по небрежному жесту, расчетливого — по спокойному Движению кисти, отчаявшегося — по дрожащим паль­цам; сотни характеров выдают себя манерой, с какой берут в руки деньги... я даже не могу вам описать, какие разные бывают руки у игроков: дикие звери с во­лосатыми скрюченными пальцами, по-паучьи загреба­ющими золото, и, нервные, дрожащие, с бледными ног­тями... благородные и низкие, грубые и робкие, хитрые и вместе с тем нерешительные — но каждая в своем роде...» — писал когдг.-то Стефан Цвейг (190. С. 285). В художественной форме им воплощена идея о роли жестов в передаче информации о действительных пе­реживаниях человека. Всем известно, что жесты в боль­шей степени «говорят» о силе переживаемых состояний и меньше, чем мимика, поддаются контролю и регуля­ции. Поэтому они чаще являются теми элементами эк­спрессивного репертуара, с помощью которых осуще­ствляется «утечка информации». «... Все или почти все игроки умеют управлять своим лицом, — над белым воротничком виднеется только холодная маска (бес­страстия), они разглаживают складки у рта, стискива­ют зубы, глаза их скрывают тревогу; они укращают дергающиеся мускулы лица и придают ему притворное выражения равнодушия. Но именно потому, что они изо всех сил стараются управлять своим лицом, кото­рое прежде всего бросается в глаза, они забывают о руках, забывают о том, что есть люди, которые, наблю­дая за их руками, угадывают по ним то, что хотят скрыть наигранная улыбка и напускное спокойствие. А между тем руки бесстыдно выдают самое сокровен­ное...» (190. С. 284—285).

На основе рисунка жестов, их сочетания, интенсив­ности складываются впечатления о жесте как о выра­зителе определенных состояний, отношений человека, свойств его темперамента. Существует несколько ри­сунков жестов, которые позволяют достаточно одно­значно судить о знаке состояний человека, их интен­сивности, о типе отношения. Так, вяло свисающие вдоль тела руки означают, что человек пассивен, пере­живает эмоции печали, страдания, грусти. Постоянно скрещенные на груди руки свидетельствуют о том, что человек стремится к дистанцированию, что его обыч­ная позиция в общении — это позиция выжидания. Если человек пытается скрыть что-нибудь, то он пря­чет свои руки (например, за спину), если же он посто­янно держит руки за спиной, то это говорит о сдержан­ности, пассивности, о склонности к созерцанию людей. Сжатые руки появляются в том случае, если партнер скрывает свое негативное отношение, если его ожида­ния не оправдываются. Если руки спрятаны в карманы, то у партнера может возникнуть чувство опасности. Такой жест может говорить о том, что человек пытает­ся преодолеть в себе внутреннюю неуверенность, а может свидетельствовать о нежелании слушать собесед­ника, о стремлении стать в оппозицию и т. д. Более подробно изложены основные параметры жестов и их психологические значения в книге Аллана Пиза (149), Хорста Рюкле (163), Антона Штангеля (202). Обращаясь к данным работам и им подобным, следует помнить о том, что связь между жестами и состояниями, отноше­ниями человека опосредована многообразными факто­рами и приведенные описания жестов — это лишь ука­зание на некоторую тенденцию в связях между жестовым репертуаром человека и его психологически­ми особенностями.

Таким образом, жесты выполняют различные функ­ции в общении, в том числе они свидетельствуют об интенсивности переживаний, о модальности отноше­ний, о культурной, групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информа­цию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. Жесты, объединяясь с другими элементами экспрессии человека, создают эффект динамичности, интенсивности предъявления экспрессивного Я личности, эффект выраженности контактных процессов, динамичности и направленно­сти поведенческих компонентов отношений личности.

Наши рекомендации