Ежедневная деятельность практиканта
ПРОГРАММА практики
№ п/п | Тема программы | Вид работ | Сроки выполнения | ||
Установочная конференция | Задание 1. Ознакомиться с программой практики | До начала практики | |||
1. Индивидуальный план работы слушателя-практиканта. 2.Психологическая характеристика 3 разновозрастных испытуемых, составленная на основе психологического заключения по результатам индивидуальной диагностики. 3.План коррекционной работы с испытуемыми (3 штуки). 4.Конспекты (3) коррекционных занятий (индивидуальная и (или) групповая формы). 5.Отчет о психологической практике. | В течение практики | ||||
Этапы осуществления диагностико-развивающей (диагностико - коррекционной) работы: 1. изучение практического запроса; 2. формулировка психологической проблемы; 3. выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4. выбор метода исследования; 5. использование метода; 6. формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет; 7. разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с детьми и взрослыми. 8. осуществление этой программы, контроль за ее выполнением. | В течение практики | ||||
Отчет по практике | Письменный отчет и дневник по практике сдать методисту | Последний день практики | |||
Итоговая конференция по практике | Отчет по итогам конференции | 12 октября | |||
Форма 1
Утверждаю
Руководитель практики
____________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СлушателяБ……... Татьяны Александровны
С 21.09.2015 по 10.10.2015
№ п/п | Дата[1] | Содержание плана | Отметка о выполнении |
21.09.2015 | Изучение практического запроса ученицы 11 класса. Формулировка психологической проблемы. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. | Выполнено. Выполнено. Выполнено. | |
22.09.2015 | Выбор методов исследования. | Выполнено. | |
24.09.2015 | Использование методов. | Выполнено частично. | |
25.09.2015 | Использование методов. | Выполнено частично. | |
26.09.2015 | Использование методов. | Выполнено. | |
27.09.2015 | Формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Разработка рекомендаций. | Выполнено. Выполнено. | |
28.09.2015 | Подведение итогов диагностики (совместное с испытуемой), выдача рекомендаций для принятия испытуемой самостоятельного решения. | Выполнено. | |
Август 2015 года | Выбор методов исследования (планового исследования познавательных процессов детей детского сада, в котором работаю, в зависимости от возрастной группы). | Выполнено. | |
28.09.2015 | Использование методов (в рамках плановой диагностики познавательных процессов детей) применительно к дошкольнику 6 лет. | Выполнено. | |
29.09.2015 | Использование методов (в рамках плановой диагностики познавательных процессов детей) применительно к дошкольнику 6 лет. | Выполнено. | |
06.10.2015 | Формулировка психологической проблемы на основе анализа полученных в результате диагностики данных. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. | Выполнено. Выполнено. | |
07.10.2015 | Формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. | Выполнено. | |
08.10.2015 | Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей ребёнка, программы психокоррекционной и развивающей работы с ребёнком. | Выполнено. | |
С 13.10.2015 | Осуществление этой программы, контроль за ее выполнением. | В течение учебного года. | |
04.10.2015 | Изучение практического запроса взрослой женщины. Формулировка психологической проблемы. Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. | Выполнено. | |
05.09.2015 | Выбор методов исследования. | Выполнено. | |
06.10.2015 | Использование методов. Формулировка психологического диагноза, содержащая прогноз дальнейшего развития испытуемого в двух направлениях: при условии, если с ним будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Подведение итогов диагностики (совместное с испытуемой), выдача рекомендаций для принятия испытуемой самостоятельного решения. | Выполнено. Выполнено. Выполнено. | |
С 10.10.2015 | Контроль за выполнением рекомендаций. | В процессе. |
ЕЖЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКАНТА
(по дням недели)
Протоколы наблюдения и выполнения диагностических методик.
Результаты изучения индивидуальных особенностей испытуемых.
Конспекты коррекционных занятий.
Текущие замечания, впечатления, выводы
I Работа со школьником.
21.09.2015, понедельник.
Содержание работы
Встреча с первым испытуемым – ученицей 11 класса Катей (моей знакомой). Беседа с испытуемым.
Изучение практического запроса: Катя, являясь ученицей выпускного класса, имеет сомнения по поводу дальнейшего образования: на кого ей лучше всего пойти учиться, в какой вуз поступать – и в связи с этим к экзаменам по каким учебным дисциплинам готовиться.
Мне уже и ранее было известно, что Катя учится в школе успешно (на «4» и «5») и имеет особый интерес и способности к гуманитарным дисциплинам (особенно: «История», «Русский язык», «Английский язык», «Обществознание»). В городской олимпиаде по праву в 10 классе стала призёром.
В настоящее время испытуемая занимается с репетиторами по истории и английскому языку, активно занимается физкультурой и спортом.
Из беседы с испытуемой выяснилось, что она колеблется в выборе между профессиями: юрист и полицейский и переводчик английского языка - и между 3 вузами: ВолГУ, ВАГС и ВА МВД РФ.
По 10-балльной шкале Катя свои сомнения оценила на 6 баллов.
Формулировка психологической проблемы: необходимость профессионального самоопределения испытуемого, выбора оптимального варианта профессии, подходящего испытуемому максимально.
Выдвижение гипотезы о причине наблюдаемого явления (т.е. о причинах сомнения испытуемой в выборе профессии). На мой взгляд, причина сомнений испытуемой – в том, что у неё много интересов, и она не знает, на чём остановиться, на что «сделать ставку».
Анализ и самоанализ
Положительным моментом в выборе мной испытуемого было то, что я давно и достаточно хорошо знаю Катю, мы с ней часто общаемся, и я не раз проводила с ней разноплановые диагностические методики, на что она всегда соглашалась с удовольствием и энтузиазмом. И на этот раз Катя была мотивирована на нашу с ней работу по преодолению её психологической проблемы.
Из ранее проводимой с Катей диагностической работы и из опыта общения с ней мне известно, что у неё преобладает сангвинический тип темперамента; психотип: иррациональный интуитивно-этический экстраверт, «Гексли» (по типологии К. Юнга, А. Аугустинавичюте); основные черты
личности, характера: общительность, адекватная положительная самооценка, креативность, разносторонность интересов, преобладание мотивации достижения успеха, склонность избегать монотонность, открытость новым идеям. Кроме того, из бесед с Катей мне известно, что она хочет жить и работать в крупном городе (например, в Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге); в профессии ей важна перспектива развития, возможность продвигаться по служебной лестнице, получать достойную зарплату.
Цель, стоящая передо мной: оказание психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении испытуемой.
Задачи: - диагностика интересов, склонностей, способностей, ценностей оптанта;
- информационное просвещение испытуемой о предпочитаемых профессиях;
- совместный анализ полученных данных;
- предоставление права испытуемой самостоятельного выбора профессии на основе анализа полученных данных, рефлексии.
22.09.2015, вторник.
Содержание работы
Выбор методов диагностики и психокоррекции:
1.анкетирование:
* «Карта интересов» (модификация О.Г.Филимоновой);
* опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой;
* опросник Голланда;
2. тестирование:
* «Профассоциации» (В.Э.Винокурова);
* «Якоря карьеры» Шейна;
* «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной;
3. профессиограммы;
4. беседы с испытуемой;
5. совместный с испытуемой анализ полученных данных, обобщение и представление их в наглядном виде – в виде таблицы;
6. предоставление права выбора испытуемой самостоятельного выбора профессии на основе анализа полученных данных, рефлексии.
Анализ и самоанализ
В выборе методов диагностики и психокоррекции, в частности в выборе диагностических методик, я руководствовалась материалом, полученным при изучении учебной дисциплины «Самоопределение и профориентация учащихся», и положительным опытом работы в данном направлении преподавателя Чижо Н.Ю. (Наталья Юрьевна поделилась с нами, слушателями, наиболее целесообразными методиками и даже оптимальной очерёдностью их предъявления оптантам). Лично я на практических занятиях данного курса, пройдя данные методики, убедилась в том, что их выбор достаточный грамотный и «ведёт» испытуемого к самоосознанию своих интересов, склонностей, способностей, ценностей, что необходимо для правильного профессионального самоопределения.
24.09.2015, четверг.
Содержание работы
Подготовка необходимого стимульного материала для проведения диагностики (распечатка опросников, бланков, ключей и т.п.)