Занятие 1. Методологические и теоретические основы психологии безопасности образовательной среды (2 часа)
Ключевые понятия:социальная безопасность, психологическая безопасность, безопасность в образовании, методы психологии безопасности.
Задачи:изучить специфику психологии безопасности в образовании, познакомиться с методами психологии безопасности в образовании, обосновать профессиональные требования к специалисту по психологии безопасности в образовании.
План занятия
1. Психология безопасности в образовательных учреждениях. Актуальность курса, цели и задачи. Предмет курса.
2. Методы психологии безопасности в образовании.
3. Профессиональные требования к специалисту по психологии безопасности в образовании.
4. Методы работы специалиста по психологии безопасности в образовании.
5. Теоретические и практико-ориентированные задачи психологии безопасности в образовательном учреждении.
Основная литература
1.Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. – СПб. : Союз, 2002. – С. 12–71.
2. Дмитриевский В. А. Психология безопасности в учебных заведениях / В. А. Дмитриевский. – М. : Пед. общество России, 2002. – С. 18–55.
Дополнительная литература
1. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности / А. Н. Сухов. – М. : Академия, 2004. – С. 25–61.
2. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: настольная книга руководителя : сборник законодательных актов, нормативных и информационно-методических материалов / сост. Н. В. Андреева [и др.]. – М. : Айрис-пресс; Айрис дидактика, 2005. – С. 16–32.
3. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности : учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Школа-Пресс-Пресс, 1995. – С. 38–42.
Занятие 2. Психологическая безопасность как состояние
Образовательной среды (2 часа)
Ключевые понятия:образовательная среда, типы образовательных сред, проектирования системы психологической безопасности.
Задачи:изучить специфику понятия «образовательная среда» в трактовке различных авторов, выявить уровни и типы образовательных сред, определить основные характеристики психологически безопасной образовательной среды.
План занятия
1. Образовательная среда: основные подходы.
2. Структура и функции образовательной среды.
2. Уровни и типы образовательных сред.
3. Модель образовательной среды как основа проектирования системы психологической безопасности в образовательном учреждении.
Основная литература
1. Дмитриевский В. А. Психология безопасности в учебных заведениях / В. А. Дмитриевский. – М. : Пед. общество России, 2002. – С. 17–22.
Дополнительная литература
1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / [под ред. И. А. Баевой]. – СПб. : Речь, 2006. – С. 28–62.
2. Рассоха Н. Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников : автореф. дис. ...канд. пед. наук / Н. Г. Рассоха. – СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2005. – 22 с. – ftp://lib.herzen.spb.ru/text/rassoha_ng_akd.pdf (дата обращения 15.0.2010).
Занятие 3. Моделирование психологической безопасности
В образовательной среде (2 часа)
Ключевые понятия:моделирование, принципы моделирования, этапы моделирования психологической безопасности.
Задачи:изучить основные подходы к понятию «моделирование образовательной среды», выявить пинципы моделирования психологической безопасности в образовательной среде.
План занятия
1. Принципы моделирования психологической безопасности в образовательной среде.
2. Принцип опоры на развивающее образование.
3. Принцип психологической защиты личности.
4. Помощь в социально-психологической умелости.
Основная литература
1. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) / С. Л. Братченко. – М. : Смысл, 1999. – С. 123–152.
2. Дмитриевский В. А. Психология безопасности в учебных заведениях / В. А. Дмитриевский. – М. : Пед. общество России, 2002. – С. 74–155.
Дополнительная литература
1.. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / [под ред. И. А. Баевой]. – СПб. : Речь, 2006. – С. 128–162.
2. Рассоха Н. Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников : автореф. дис. ...канд. пед. наук / Н. Г. Рассоха. – СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2005. – 22 с. – ftp://lib.herzen.spb.ru/text/rassoha_ng_akd.pdf (дата обращения 15.0.2010).