Понятие учебной деятельности и ее специфика. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, рассматривая учение с позиций общепсихологической теории деятельности
Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, рассматривая учение с позиций общепсихологической теории деятельности, сформулировали понятие учебной деятельности. «Это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий... такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть... мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования»1.
Таким образом, специфика учебной деятельности связана с тем, что:
1) в учебной деятельности ученик получает знания, умения и навыки и осваивает обобщенные способы действий в сфере научно-теоретических понятий через решение специальных учебных задач
и овладение специально подобранным учебным материалом.
2) учебная д еятельность направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности и познавательных способностей благодаря целенаправленному присвоению общественного опыта. Ученик должен начать сам осознавать собственные изменения в процессе учения;
3) по содержанию (усвоение богатств культуры) и форме (в специальных социальных институтах при помощи специальных процедур и методов) учебная деятельность носит общественный характер;
4) в учебной деятельности происходит освоение ее компонентов, тоесть ученик учится учиться. Последнее становится особенно важ-ным в современных условиях, когда уменьшается ценность конкретного знания (оно слишком быстро устаревает) и увеличиваетсяценность навыков его приобретения. По сути, соврем енный человек живет в условиях непрерывного образования. В. В. Давыдов утверждал, что в процессе освоения учебной деятельности человеквоспроизводит не только знания и умения, но и саму способность
учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.
Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками
Учебная деятельность по своей структ уре повторяет строение любой человеческой деятельности и включает в себя три звена:
1) мотивационно-ориентировочное; (как совокупность потребностей и мотивов учения)
2) исполнительно-операциональное; (учеб. Ситуация, задача и ее решение посредством уч. Действий)
3) контрольно-оценочное.(контроль уч-ля, переходит в самоконтроль; оценка преподавателя, переходит в самооц.)
В начале обучения все действия, входящие в структуру учебной деятельности, находятся на полюсе учителя (он мотивирует, показывает образцы учебных действий, контролирует, оценивает). К концу учебы
в школе все эти действия в идеале должны быть освоены уч-ом., то есть должна возникнуть внутренняя мотивация учения, умение самостоятельно ставить учебные задачи, осуществлять соответствующие уч. действия, а также действия самоконтроля и самооценки. Тогда можно сказать, что ученик полностью освоил учебную деятельность.
Мотивы учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Различают две большие группы мотивов:1.познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.:-широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они различаются по уровням, которые определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к ключевым идеям и т.д.-учебно-познавательные мотивы: интересы к методам научного познания, рациональной организации своего труда и т.д.-мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие у школьника так называемого “мотива достижения”, он состоит в стремлении ученика к успеху, в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой и т.п.2.социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.Вторая группа мотивов - социальные - тоже распадается на несколько подгрупп:-широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, в понимании необходимости учиться, в чувстве ответственности.-узкие социальные - позиционные - мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, получить одобрение окружающих, заслужить их авторитет. Эти мотивы связаны с потребностью человека в общении.-социальные мотивы - мотивы социального сотрудничества, состоит в том, что ученик стремится осознать, анализировать способы, формы своего сотрудничества с учителем, одноклассниками и т.д
Учебная задача в структуре учебной деятельностиТ.о, решение уч-ом учеб. задач является центральным звеном учеб. деятельности. Для того чтобы конструировать учебные задачи в соответствии с поставленными целями, учитель должен знать структуру задач, состоящую из:1)целей и требований задачи;2)исходных условий задачи, соотношения между данными;3)модели требуемого состояния предмета задачи;4)оператора задачи (совокупность действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение).
Н. Г. Алексеев 2, анализируя процесс решения учебной задачи, предложил рассматривать его как особую психологич. систему, включающую три основных психологич. компонента:
1. Понимание учеником поставленной задачи.
2. Представление им конкретной ситуации, составляющей условия задачи.
Построение порядка осуществления действий по решению задачи. Способность ученика выявлять Неотъемлемым компонентом структуры учебной деятельности наряду с учебной мотивацией, учебной задачей и учебными действиями выступают контроль и оценка. Под контролем понимают процедуру получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедуру, обеспечивающую обратную связь.
Под оценкой — процесс соотношения реальных результатов учебной деятельности с запланированными ранее целями. При этом контроль и оценка педагога (учителя, преподавателя), то есть, соответственно, внешние контрольные и оценочные действия, в процессе освоения учебной деятельности должны перейти в самоконтроль и самооценку обучающегося (ученика, студента).
Организация учебной деятельности.
Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего учащимся нужен данный раздел программы, какова основная учебy/ задача данной работы. Этап состоит из трех учеб/ действий:
• создание учебно-проблемной ситуации: обозначение некоего пробела в знаниях, постановка перед учащимися таких задач, решение которых невозможно без изучения данной темы;
• формулировка учебной задачи. Она выступает логическим итогом обсуждения проблемной ситуации;
• рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки. Учащиеся должны понять, что конкретно нужно узнать и чему научиться в рамках данной темы, на основе чего оценивать, успешно ли она пройдена.
Операционально-познавательный этап. Здесь происходит основная часть учебной деятельности: учащиеся овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием.
Рефлексивно-оценочный этап подразумевает анализ проделанного, сопоставление достигнутого с поставленной задачей, общую оценку работы. Подведение итогов целесообразно организовывать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, преодоления возникших трудностей и познания нового.