Этот вопрос касается ярких, крайних степеней выраженности
10. Проблема критерия в психодиагностике.
Для того, чтобы определить степень выраженности того или иного признака, необходима некая отправная точка, в сравнении с которой можно сказать «меньше» или «больше», «соответствует» или «не соответствует» и т.д. Такой точкой является определенный критерий и связанная с ним норма.
ð Критерий необходим для того, чтобы определить степень выраженности признака.
В ПД существуют разные критерии.
Виды критериев:
1. внутренний, или имманентный критерий;
2. внешний критерий;
3. социально-психологический норматив.
Выбор того или иного критерия зависит от цели обследования, способа, характеристик изучаемого явления и т.п.
Внутренний/ имманентный критерий.
Встречается наиболее часто.
Для вычисления внутреннего критерия (= статистической нормы) нужно обследовать всю выборку стандартизации и получить свой показатель для каждого участника группы. Эти показатели имеют некий разброс по группе → в систему координат заносятся данные и получают форму распределения (кривая может иметь самую разную форму).
Внутренний критерий нельзя использовать без нормального распределения. В этом случае используется социально-психологический норматив.
В качестве характеристики нормы измеряемого свойства выступает среднее арифметическое по выборке с учетом стандартного отклонения.
В сопоставлении с этой нормой интерпретируются индивидуальные результаты каждого испытуемого.
!!Однако при помощи данного критерия можно установить выраженность какого-либо свойства только относительно нормы внутри данной группы.
Получив статистическую норму, можно дифференцировать испытуемых и легко интерпретировать результаты обследования.
Внешний критерий.
Его выбор чаще всего зависит от невозможности изучить то или иное свойство непосредственным его измерением или наблюдением.
В таком случае в качестве внешнего критерия используется какое-то другое свойство, связь которого с измеряемым свойством эмпирически доказана.
Пр: мы не можем непосредственно измерить уровень общительности, но знаем, что данное свойство статистически значимо связано с показателями «поле зависимости» и «поле независимости».
Проведя измерение связанных с необходимым нам свойством характеристик, мы можем сделать определенные выводы, по интересующему нас свойству.
Социально-психологический норматив (СПН)
(А. Анастази, К.М. Гуревич).
СПН – это система требований, которую предъявляет общество к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
Любой член общества, чтобы быть принятым, должен соответствовать определенной системе требований.
Эти требования и могут составлять содержание СПН.
Eth; оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН.
Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, предъявляемых к человеку, и включать самые разнообразные аспекты: умственное, нравственное, эстетическое развитие и т.д.
Пр.1: в качестве социально-психологического норматива можно использовать программные требования, которые представлены в программах образования школы (пр: ШТУР – школьный тест умственного развития (8 – 10 классы)).
Учебные программы – это гос. стандарт.
Пр.2: АСТУР – абитуриенты, старшеклассники – тест умственного развития.
В тесте представлены задания, которые представлены в содержании учебных программ.
ð Весь набор заданий теста – в качестве социально-психологического норматива.
Результаты тестирования позволяют определить – что ученик не усвоил, какие у него интересы, где он более продвинут, и т.д.
Можно использовать для проф. ориентации.
В основе этого теста – тест структуры интеллекта Амтхауэра.