Конфликт в социологии М. Вебера.

  1. М. Вебер, Л. Гумплович: конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития.

М.Вебер,сформулировавший социологическое понимание социального конфликта, связывал любые его формы прежде всего с проблематикой власти. Социальный конфликт в рамках этой традиции рассматривается с точки зрения отношений господства(доминирования) и подчинения. Сами эти отношения неустранимы, поскольку жизнь любого человеческого сообщества так или иначе организована. А там, где есть организация, есть и иерархияпозиций и статусов, необходимость согласования и субординация, специализация на определенных функциях управления, с одной стороны, и готовность или неготовность принять определенные формы господства – с другой. Властные группы в любых общественных системах сосредоточивают в своих руках важные преимущества, смысл которых состоит в обеспечении воспроизводства этих групп. Несмотря на то что внутри властной группы могут возникать и возникают конфликты, она их преодолевает и объединяется перед лицом угрозы со стороны внутреннего или внешнего врага. Веберовская типология господства (традиционный, харизматический и рациональный типы) позволяет понять разные механизмы формирования, обострения и регулирования конфликтов. Вместе с тем такой подход создает методологические основания для анализа одного из наиболее важных конфликтов современного общества – модернизационного конфликта, в основе которого противостояние современностии традиционализма

Социологические компоненты структуры конфликта.

• Причиной социального конфликта может оказаться несовпадение интересов и целейсоответствующих социальных групп.

• несовпадение индивидуальных и общественных ценностей. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон их социальной жизни.

• при удовлетворении потребностейодних людей возникают препятствия, создаваемые другими людьми.

• появляются противоположные ценностные ориентации.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов: конфликт потребностей, конфликт интересов, ценностный конфликт.

Конфликт потребностей(проблема ресурсов или жизненных потребностей).

• 1, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; 2, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

• потребности нельзя сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий - это определенные стержневые линии организации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации, индивидуального развития, воспитания.

• Ресурсы, в предметном плане обладания ими или стремления к их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного потенциала, ВСЁ то, что может быть эффективно использовано, т.е. употреблено для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его интересов и целей.

Конфликт интересов.

• (если потребности ориентируют поведение людей на обладание жизненно необходимыми благами, то интересы — это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей).

• Предмет социального интереса —не само благо, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения благ.

• Интересы соединяются с социальным положением, которое фиксирует возможности, предоставляемые действующему лицу обществом. Социальное положениеочерчивает границы доступного и возможного.

• Статус, выступая объектом борьбы между социальными субъектами, выступает главным условием обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое также стоит побороться, т.к. от него зависит, каким – равноправным или неравноправным – будет положение субъекта в обществе, среди других социальных субъектов, насколько свободными или принужденными будут его взаимоотношения с ними, в какой мере будет сохранено или ущемлено его чувство собственного достоинства, и т. п.

• Со стороны общества на формирование интересов оказывают воздействие институты и системы распределения жизненных благ:через системы распределения решается задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого через вознаграждение.

• Через варианты соединения пользы и наградыобщество организует интересыгрупп, направляя их по более или менее стабильным каналам (П. Сорокин).

Ценностный конфликт.

• Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, т.е. - возможности общения и совместного действия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям.

• Однако терпимость не есть доминирующий способ взаимоотношений между ценностными установками.

• Системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт.

• Различия между «своими и чужими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации.

Ценностные противостояния и приоритеты — и в этом их особенность — основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих исходные символы веры — постулаты, на основе которых строится данная система ценностей.

• Ценности (всё то, что положительно значимо с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей) или нечто принципиально важное для определенного социального субъекта и его жизнедеятельности) часто выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за которые он готов решительно бороться.

• Они вообще не могут выступать средством для обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений, как это имеет место с ресурсами, а служат для него только самоцелью, выражением его понимания самого себя, с потерей которой исчезает и он сам как нечто самостоятельное, достойное признания и уважения со стороны других субъектов.

• Конфликты на почве ценностей, в отличие от конфликтов на почве ресурсов, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов.

Билет № 12

Наши рекомендации