Понятие ненормативного семейного кризиса 4 страница
В противоположность общественным нормам, в инцестных семьях возникает «внутреннее семейное право» (Старович 3., 1991), отображающее страх перед внешним миром и запрещающее выход за пределы семьи. Члены этих семей жертвуют своей индивидуальностью во имя тождественности семье, которая воспринимается как группа, члены которой взаимно принадлежат друг другу, что распространяется и на половые взаимоотношения. Семейные роли при этом определены слабо. Подобное функционирование семьи требует тайного поведения, и беременности в ней нежелательны, поскольку, с одной стороны, приводят к временному распаду семейного монолита, а с другой — способствуют разглашению семейной тайны. Сохранение тайны необходимо прежде всего для того, чтобы не получить репутацию «плохой» семьи. Поэтому каждый член семьи старается быть верным негласному договору о молчании.
Инцестные семьи, как правило, живут замкнуто с минимальным количеством контактов с внешним миром. Подобный образ жизни может объясняться тем, что общественные нормы противоречат внутрисемейным. Лица извне воспринимаются членами семьи как чужаки. Внутри замкнутой семейной системы может существовать множество факторов, предрасполагающих к семейной дисфункции, выражающейся в том числе и в инцесте. В случае возникновения связи «отец—дочь» мать, как правило, подсознательно или вполне осознанно передает ей свое право сексуального обслуживания отца (мужа). Установление же связи «брат—сестра» чаще всего имеет целью ослабить воздействие матери на сына. Оба варианта инцестных связей всегда сопровождаются конфликтами между сторонами, обусловленными либо отсутствием духовной общности, либо неудовлетворением сексуальных притязаний. Чаще
мать исключается из супружеской подсистемы и занимает по отношению к дочери амбивалентную позицию (Старович 3., 1991).
Анализ влияния семейных факторов на насилие над детьми включает в себя рассмотрение понятия «соблазняющий ребенок». Если ребенок начинает понимать, что сексуальное поведение — способ добиваться внимания взрослых, то он может использовать «соблазняющее» поведение с целью получения определенных выгод. Однако, как уже подчеркивалось, в любом случае за этим стоит нарушение всей структуры функционирования семьи, а ответственность лежит на взрослом агрессоре. Ребенок всегда расценивается как жертва, вне зависимости от обстоятельств, даже если он проявляет «соблазняющее» поведение. В этом контексте он является жертвой семейной дисфункции, а не только сексуального акта или перверсии. Если инцестное поведение в семье обусловлено личной историей родителей, то в таком случае они тоже могут рассматриваться как жертвы собственного травматичного опыта, а инцест — как результат действия семейных сценариев. Таким образом, он может являться мультиге-нерационным феноменом, передающимся из поколения в поколение.
Помимо инцеста первого рода, выделяют также психологический, или символический (скрытый), инцест, не предполагающий сексуальных отношений между его участниками. При символических инцестных отношениях в семье ребенок может выступать как суррогат супруга или супруги. Квазисупружество находит выражение в том, что родитель начинает делиться с ребенком информацией глубоко личного или даже сексуального характера, делает сына (дочь) ответственным за собственные проблемы. При этом у ребенка возникают амбивалентные чувства и переживания: с одной стороны, гордость за оказываемое доверие, а с другой — отчаяние из-за невозможности нести ответственность, не соответствующую возрасту и статусу. Это приводит к ролевому дисбалансу в семье.
В случае символического инцеста поведение ребенка характеризуется следующими признаками:
□ амбивалентные чувства любви и ненависти в адрес родителя: с одной стороны, ребенок чувствует себя в особом, привилегированном положении, а с другой — постоянно ощущает неуверенность в связи с невозможностью соответствовать ожиданиям. У него может появляться чувство ярости, злости, отчаяния, когда он ощущает неадекватность адресованных ему посланий;
О чувство вины, неспособность определить собственные потребности и ожидания, что вызывает трудности в самоидентификации;
□ хроническое чувство неадекватности, недостаточной значимости, несамостоятельности;
□ стремление устанавливать поверхностные и кратковременные отношения с большим числом лиц. Становясь взрослыми, такие люди впоследствии испытывают трудности в создании глубоких, основанных на взаимности, отношений, легко вступают в поверхностные контакты и, не получая удовлетворения, легко их прерывают, что способствует развитию аддикций, сексуальных дисфункций, компульсивности. Это связано с хроническим страхом быть покинутыми людьми, которые сопере-
живают и заботятся о них. Характерен постоянный поиск «совершенного» партнера, желание установления уникальных отношений, основанных на взаимной любви. После прекращения очередных отношений, как правило, возникает чувство вины, сожаления, угрызения совести и недовольство собой.
Инцест не типичен для хорошо функционирующих семей с прямыми и ясными внутрисемейными посланиями. С большей вероятностью он может возникать в семьях, для которых характерны нарушения сплоченности (сверхблизкие отношения или эмоциональная изоляция), ролевые дисфункции и нарушения внутренних границ семьи. Это позволяет рассматривать инцест как результат глубокой семейной дисфунциональности.
Диагностика
В последнее время появились исследования, свидетельствующие о влиянии инцеста на развитие пограничной психопатологии (Мак-Вильяме Н., 1998). Был выявлен феномен постинцестного синдрома, в значительной степени напоминающий посттравматическое стрессовое расстройство. Таким образом, своевременная диагностика данного семейного явления позволяет предупредить появление патологических черт личности у жертв инцеста, особенно у детей.
Диагностировать инцест можно на основе анализа информации, сообщаемой членами семьи о семейном функционировании. Встречаются два варианта диагностики инцеста:
□ прямое заявление клиента о факте инцеста: чаще всего это рассказ взрослого человека о травматичном детском опыте;
□ тема инцеста косвенным образом всплывает в процессе проработки других семейных проблем.
Можно выделить признаки, наличие которых в рассказе клиента позволяет с достаточно большой степенью вероятности подозревать инцест в детстве либо возможность инцестных событий, которые не осознаются или скрываются. Эти признаки касаются появления в беседе консультанта и клиента следующих тем:
□ страх темноты, нахождения в темном помещении в одиночестве, страхи, возникающие как результат кошмарных сновидений, содержанием которых являются преследование, угроза нападения, вторжения, попадания в ловушку, из которой нельзя выйти;
□ нарушение восприятия собственного тела (деперсонализация, отчуждение тела, отсутствие четкости представлений о собственном теле, манипуляции с собственным телом с целью избежать внимания к себе);
□ проявление аутодеструктивного драйва (саморазрушительное поведение: порезы на теле, частое попадание в ситуации, влекущие за собой повреждения);
□ наличие суицидальных мыслей, теоретического интереса к самоубийству, проявляющегося в чтении художественной и профессиональной литературы; пассивное суицидальное поведение, которое выражается в том, что человек часто и неосознанно оказывается в ситуациях риска;
□ пониженный фон настроения; эмоциональная лабильность, беспричинное ухудшение настроения, резкие перемены настроения, например, необоснованный плач на фоне первоначального ощущения радости;
□ максимализм в поведении: либо перфекционизм, либо поведение по типу «чем хуже, тем лучше»;
□ враждебность по отношению к людям определенного возраста, пола, определенной этнической группы, совпадающей с этнической принадлежностью человека, совершившего инцест;
□ неспособность ощутить собственное «Я», впечатление, что все происходит с кем-то другим, психическая болевая анестезия;
□ ригидный, жесткий контроль над своими мыслями, страх фантазирования;
□ чрезмерная серьезность и отсутствие чувства юмора;
П слабое ощущение собственных границ, выражающееся либо в неспособности доверять кому бы то ни было, либо, наоборот, в чрезмерной доверчивости к окружающим;
□ постоянное переживание чувства вины, стыда и унижения;
□ ощущение себя жертвой сексуальных отношений; чувство собственного бессилия, неумение сказать «нет»;
□ практически полное отсутствие детских воспоминаний;
О ощущение, что когда-то с клиентом произошло что-то ужасное при отсутствии четких воспоминаний о событии. Скрытность, избегание разговоров о взаимоотношениях в семье, об отдельных членах семьи;
□ уверенность, что никто не может понять, поддержать, проявить сопереживание; страх быть осужденным;
□ наличие сенсорных вспышек (flashback), во время которых перед взором внезапно появляется какое-то место или событие. Эти сенсорные вспышки, как правило, одинаковы и провоцируются одними и теми же раздражителями. Вспышки возникают без понимания их значения. Так, например, возникшая в памяти обстановка кажется знакомой, но само событие, связанное с ней, не вспоминается;
□ отношение к сексу как чему-то мерзкому и «грязному». Среди подобных признаков могут встречаться: отвращение к прикосновениям, например, во время медицинских обследований; затруднения в интеграции сексуальности и эмоциональности; сочетание секса с агрессией, насилием, доминированием или пассивностью; насильственное стремление соблазнять либо, наоборот, асексуальность; отношение к сексу, как к чему-то безличностному, механическому; сексуальная активность в сочетании со злостью и желанием отомстить; возникновение эротического возбуждения как реакции на оскорбление, унижение или злость; легкость в установлении сексуальных отношений с незнакомыми людьми и затруднения в установлении эмоционально близких контактов; сексуальное аддиктивное поведение; сексуализация всех значимых отношений;
□ отсутствие веры в возможность быть счастливым;
□ боязнь шума, стремление контролировать громкость голоса, тихо говорить, тихо смеяться, не издавать никаких звуков во время секса.
Гипотеза об инцесте может быть выдвинута при наличии в рассказе клиента нескольких из вышеперечисленных признаков.
В случае, если клиентом является ребенок, на необходимость более тщательной диагностики инцеста могут указывать следующие признаки:
□ регрессия, то есть возвращение к более ранним формам поведения (например, недержание мочи или сосание большого пальца ребенком, который ранее уже справился с этими проблемами);
□ внезапно возникшие страхи, особенно боязнь темноты, мужчин, незнакомых; страх каких-то специфических ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить из дома или не хочет оставаться вечером с кем-то из взрослых);
□ побеги из дома;
□ ранняя и интенсивная сексуализация: частая мастурбация или мастурбация в общественном месте; не соответствующие возрасту сексуальные игры; промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми.
Для дошкольников наиболее общими симптомами являются тревога, ночные кошмары, «аутичное» поведение, уходы в себя, депрессия, боязливость, чрезмерный контроль, агрессивное и антисоциальное поведение.
Дети школьного возраста наиболее часто реагируют на инцест появлением страхов, ночных кошмаров, школьных проблем, агрессивного поведения, гиперактивности и регресса к более ранним фазам развития.
В подростковом возрасте в результате инцеста могут появиться депрессия, суицидальное и саморазрушительное поведение, соматические жалобы, противозаконные действия, побеги из дома и злоупотребление наркотическими веществами. Жертвы инцеста в подростковом возрасте с трудом вступают во взаимоотношения со сверстниками, что осложняет социальную адаптацию и часто вынуждает подростка вновь возвращаться к насильнику.
В то же время отсутствие симптомов не является показателем того, что насилие не произошло. Как показали исследования (Gomes-Schwartz et. al., 1990), у 30% детей симптомы нарушений развились через 18 месяцев после травмы.
Отсутствие симптоматики у жертв инцеста может быть связано с подавлением (репрессированием) переживания, вытеснением его в подсознание; расщеплением Self как формой психологической защиты; отсутствием симптомов посттравматического стрессового расстройства на период обследования (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000).
Помимо инцеста первого рода, можно диагностировать символический инцест, последствия которого для детей могут быть не менее травматичными. К его признакам относят:
□ совместный просмотр порнографических видеофильмов, чтение эротической литературы, рассказывание сальных анекдотов;
□ использование нецензурной лексики в присутствии ребенка; О пребывание ребенка в одной постели с родителями;
□ наблюдение родителей в нижнем белье или без одежды;
□ демонстрация половых органов в виде ношения облегающей одежды, подчеркивающей половые органы, либо прозрачной одежды;
□ откровенные разговоры родителей со своими детьми о собственной сексуальной жизни и сексуальной жизни детей;
□ запугивание детей беременностью;
П строгий контроль над всеми областями жизни ребенка;
□ проверка одежды, нижнего белья на предмет наличия сексуальной близости;
П обыск карманов, личных сумок, кошельков;
□ слишком суровое наказание за незначительные провинности; О запрет на наличие у ребенка секретов и тайн;
□ контроль дружеских отношений ребенка;
□ подслушивание разговоров ребенка с друзьями, тайное прочтение его дневников, проверка его электронной почты;
О контроль за гигиеной выросшего ребенка;
□ оскорбительные замечания сексуального характера.
Травматизация в случаях символического инцеста может проявиться позже, в более позднем возрасте в виде сложностей в выстраивании границ и, как следствие, — трудностей в построении зрелых отношений.
Психологическая помощь
Можно выделить два основных направления психологической помощи семье в ситуации инцеста.
Психологическая помощь взрослому человеку — жертве инцеста
В случае выявления инцеста первого рода задачей психолога является помочь обратившемуся принять и переработать травматический опыт. Важно осуществлять работу на трех уровнях:
□ эмоциональном: отреагирование подавленных чувств по отношению к агрессору и остальным членам семьи (гештальттехника пустого стула, метод семейной расстановки Б. Хеллингера, арттерапевтические техники и приемы);
□ когнитивном: позитивная реинтерпретация травматического опыта и придание смысла произошедшему, осознание собственной роли в семейном функционировании (метод геносоциограммы А. Шутценбергер; работа с семейной историей; работа с ранними детскими воспоминаниями по А. Адлеру; методика «Семейные фотографии» и др.);