Раздел 9. управление безопасностью жизнедеятельности
Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖД
Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается, в конечном счете, правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых предприятиях и организациях. Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды и прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий УС (рис. 9.1).
Управление безопасностью жизнедеятельности |
Управление охраной труда |
Управление охраной окружающей среды |
Управление защитой населения и территорий от ЧС |
Обеспечение благоприятных условий труда |
Профилактика травматизма |
Защита природных сред |
Рациональное природопользование |
Профилактика и предупреждение ЧС |
Ликвидация последствий ЧС |
Министерство труда и социального развития (Минтруд России) |
Министерство природных ресурсов (МПР России) |
Министерство по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) |
Рисунок. 9.1 – Схема управления БЖД
Для осуществления практической деятельности в области обеспечения БЖД необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Минздравом России, Госстандартом России, Госстроем России, Госгор-технадзором России и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.
Введение Законом о техническом регулировании принципа добровольности выполнения стандартов не распространяется на те из них, которые напрямую направлены на обеспечение безопасности человека и охрану окружающей среды (до разработки соответствующих технических регламентов).
Документация Минздрава включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные нормы и правила (СанПиН), Госстандарта – Государственные стандарты (ГОСТ), Госстроя – строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, Правила и т. д. Законы и подзаконные акты вместе взятые объединяются понятием нормативных правовых актов, структура которых представлена на рисунке 9.2.
Законы |
Конституция, федеральные законы |
Региональные законы |
Подзаконные акты |
Подзаконные акты исполнения |
Нормативные подзаконные акты |
федеральные |
отраслевые |
региональные |
федеральные |
отраслевые |
региональные |
Постановления, положения, правила, инструкции |
ГОСТ, СНиП, ГН, СН, СанПиН, и др. |
Правила, ОСТ |
СН, СНиП, СанПиН, правила |
Рисунок – 9.2. Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по безопасности жизнедеятельности
Охрана труда
Законодательство о труде и охране труда является основой управления охраной труда. Оно включает в себя целый ряд законов, основными из которых являются Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ" и Трудовой кодекс (2002 г.). Оба федеральных закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Согласно Федеральному закону "Об основах охраны труда в РФ", каждый гражданин Российской Федерации имеет право:
• на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
• на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
• на получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и травмоопасных производственных факторов;
• на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
• на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.
Права работников на охрану труда детализированы в Трудовом кодексе РФ. Это, в частности, касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц, моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных (и) или опасных работах, организационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. В Трудовом Кодексе РФ вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как "Общие положения", Социальное партнерство в сфере труда", "Трудовой договор", "Рабочее время", "Время отдыха", "Трудовой распорядок. Дисциплина труда", "Охрана труда", "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", "Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства".
В современных условиях значительную роль в обеспечении охраны труда играет принятый в 1998 г. Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно Федеральному закону "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может розниться более чем в 40 раз. Согласно этому закону работники должны быть застрахованы независимо от формы собственности предприятия (организации) и таким образом иметь право на возмещение ущерба, причиненного здоровью при исполнении трудовых обязанностей.
Государственное управление охраной труда в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в РФ" осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, а также специально уполномоченным органом, которым является Минтруд России. Подразделения по охране труда есть во всех органах исполнительной власти субъектов федерации и, в частности, в территориальных подразделениях Минтруда.
Органы местного самоуправления согласно Закону "О местном самоуправлении в РФ" обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
Важнейшей функцией системы управления является контроль. Применительно к охране труда он реализуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основным органом государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Минтруда России. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и Межрегиональные инспекции. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.
- Надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полезных ископаемых возложен на Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор).
- Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и тепло использующих установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора (Госэнергонадзор Минэнерго).
- Государственный санитарноэпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Минздрава России (Госсанэпидемнадзор).
- Государственный надзор за соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источниками ионизирующих излучений, осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор).
- Надзорные функции выполняет также прокуратура и ряд других ведомств.
Все перечисленные надзорные органы, так же как и Рострудинспекция, построены по территориальному принципу. Представители указанных ведомств имеют право беспрепятственного доступа на подведомственные объекты; на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всей необходимой для их работы информации; выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.
Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.
Согласно "Рекомендациям по организации работы службы охраны труда в организации" Минтруда России (2000 г.), в масштабах отдельного производственного участка проводятся комплексные проверки. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом охраны труда, представители которого также принимают участие в их проведении.
Аттестационный контроль это, прежде всего, аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только приборы, указанные в этих документах и прошедшие госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.
При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной защиты также контролируется не только их наличие, но и соответствие установленным требованиям безопасности.
При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения и инструктажа. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда. С учетом результатов аттестации рабочих мест, а также деятельности работодателя в области охраны труда соответствующие службы (сертификационные центры) выдают либо не выдают сертификат соответствия. В перспективе эти данные будут учитываться при начислении страховых платежей, которые можно будет как увеличивать, так и уменьшать в пределах 40 % по отношению к установленному классу риска, к которому относится предприятие. Организация этой работы возложена на органы государственной экспертизы условий труда.
Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда (выборочный контроль) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин. Осуществление этого вида контроля возложено на государственную экспертизу условий труда, которая работает во взаимодействии с органами Госгортехнадзора, Госсанэпидемнадзора, Атомнадзора и рядом других.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в РФ" служба охраны труда должна организовываться на предприятии, численность работающих на котором более 100 человек.
Обучение работающих безопасности труда должно вестись при профессиональной подготовке независимо от ее формы (вуз, ССУЗ, колледж, обучение непосредственно на производстве), в рамках системы инструктажей и при повышении квалификации [7]. Работники рабочих профессий, согласно Порядку обучения по охране труда и проверки знаний работников организации (утвержден Минтруда России в 2003 г.), проходят указанное обучение и проверку знаний в течение первого месяца после назначения на опасные и (или) вредные работы. Недобросовестные работодатели (особенно физические лица) часто экономят на указанных мероприятиях, что приводит к трагическим последствиям.
Согласно тому же Порядку, при назначении на должность руководителей и специалистов, они должны в течение месяца пройти обучение по охране труда с проверкой знаний, а раз в три года пройти очередную проверку знаний, В случае изменения технологического процесса, замены оборудования, изменения нормативных правовых актов по охране труда, а также после аварий и травм в подразделении должна быть проведена внеочередная проверка знаний руководителя.
Согласно Порядку предусмотрено проведение пяти видов инструктажа. При поступлении на работу отдел охраны труда проводит вводный инструктаж.
После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж.
Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях:
— при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
—при нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
—по требованию органов надзора;
—при перерывах в работе — для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, — более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — на 60 дней.
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т. п.); ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсий на предприятии.
Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (1993 г.) и в Законе РФ "О защите прав потребителей" (1992 г.).
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею [3]. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона "Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды" устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.).
Закон устанавливает также принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда. Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (1999 г.), Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (1995 г.), Закон РФ "Об использовании атомной энергии" (1995 г.), Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (1998 г.).