УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА. Содержание Пояснительная записка Учебно-ознакомительная практика . . Учебно-исследовательские
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………... | |
Учебно-ознакомительная практика…………….………………………. | |
Учебно-исследовательские задания для студентов в ходе учебно-ознакомительной практики……………………………………………… | |
Производственная практика……………………………….……………. | |
Учебно-исследовательские задания для студентов в ходе производственной практики……………………………………………... | |
Педагогическая практика…………………………………………..……. | |
Учебно-исследовательские задания для студентов в ходе педагогической практики………………………………………………... | |
Научно-исследовательская практика……………………………………. | |
Учебно-исследовательские задания для студентов в ходе научно-исследовательской практики……………………………………………. | |
Подведение итогов практики……………….………………………….. | |
Приложения………………………………………………………………. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика студентов университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, практика направлена на достижение следующих целей:
· освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
· закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
· обучение навыкам решения практических задач;
· формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
· знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
Задачи определяются для каждого конкретного вида практики.
Профессиональная деятельность студента развивается и совершенствуется не только в ходе аудиторных занятий, а в большей степени в процессе практики, которая является логическим продолжением усвоения психологических знаний и теоретических научных позиций, фундамент которых закладывается при изучении общих и специальных дисциплин.
Практическая деятельность психолога, не зависимо от места работы, специфична и предъявляет большие требования к специалисту, который занимается этой деятельностью.
Практическая подготовка психологов предполагает приобретение и отработку основных профессиональных умений, апробацию профессиональных знаний при решении конкретных психологических задач. Следовательно, назначение практик: формирование полного и адекватного представления студентов о профессии психолога и направлениях его работы, формирование положительной мотивации овладения профессией, развитие профессионально важных качеств и навыков профессиональной деятельности.
На психологической практике по мере освоения учебной программы студенты знакомятся с основными сферами деятельности практического психолога.
В пределах научно-методической сферы предполагается, что студенты овладевают современными теоретическими знаниями в области психологии человека, общими теоретико-методологическими принципами психологического и психолого-диагностического исследования, проведение работы по определению диагностических возможностей методических средств психодиагностики.
Диагностическая сфера состоит в грамотной организации и проведении исследования в соответствии с поставленной целью, анализом и интерпретацией полученного материала, в составлении психологического заключения.
Психокоррекционная сфера практического психолога актуализируется при оказании помощи в сохранении и восстановлении психического здоровья за счет снижения эмоционального напряжения, разрешения внутриличностных конфликтов, формирования более адекватного представления человека о себе и своих возможностях, окружающих людях и сложившихся жизненных ситуациях.
Профилактическая сфера заключается в использовании данных психологического обследования для выработки и осуществления программ предупреждения срывов адаптивного поведения.
Научно-исследовательская сфера предполагает организацию и проведение экспериментальных исследований и проверку обоснованности научных гипотез и теоретических концепций, адаптацию новых методов и методик в соответствии с методическими требованиями и требованиями современной социально-психологической ситуации.
Регулирующая сфера определяет доведение полученных в психодиагностическом и экспериметальном исследовании данных до сведения самого обследуемого, его родителей, педагогов, или «заказчика» с целью создания наиболее оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, определения проблемных зон, внутриличностных и межличностных конфликтов.
Система практик предусматривает поэтапное постижение профессии психолога:
I этап – учебно-ознакомительная практика
II этап – производственная практика
III этап – педагогическая практика
IV этап – научно-исследовательская и квалификационная практика.
Все виды практики тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной системе и указанной последовательности, обладая большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
Практика имеет определенную функциональную нагрузку.
Обучающая функция заключается в подтверждении теоретических знаний практикой. Постепенно вырабатываются необходимые профессиональных навыки и умения. Складывается адекватный, приближенный к действительности образ специалиста в области практической психологии.
Адаптационная функция практики реализуется в процессе ознакомления студентами с различными учреждениями (социальными, образовательными, медицинскими и т.д.), специалистами, потенциальными заказчиками и клиентами. Студенты постепенно включаются в рабочий процесс в ходе выполнения учебно-исследовательской работы на практике.
Воспитывающая функция состоит в том, что студент в ходе практики работая от части самостоятельно задумывается о саморазвитии, самовоспитании и самосовершенствовании необходимых профессиональных и человеческих качеств, для полноценной и эффективной реализации себя как специалиста.
Принципы организации и проведения практики определяются содержанием реальной практической деятельности психолога и выполняемыми им функциями.
Данное учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта специальности «Психология» так, чтобы обеспечить студентам четкое понимание целей, задач и допустимых методов работы во время прохождения учебных и производственных практик; дать возможность ориентирования в общей деятельности учреждения и помочь в достижении максимально эффективных результатов.
Данный сборник программ практик определяет цели и задачи каждого вида практики, перечень формируемых профессиональных умений и навыков, в нем приведены виды и содержание заданий, даны методические рекомендации по прохождению практик, оформлению отчетной документации.
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Учебно-ознакомительная практика студентов, обучающихся по специальности “Психология”, является частью профессиональной подготовки специалиста и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих психологов.
Учебно-ознакомительная практика – первая в ряду практик в учебном процессе – призвана дать студентам возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать первоначальный интерес в научно- исследовательской сфере.
Учебно-ознакомительная практика проводится на базе психологических служб города и представляет собой знакомство с основными направлениями работы практических психологов, с документацией и методическим оснащением их деятельности. Обязательными для посещения являются: городской психологический центр органов образования; детский диагностический центр; психологическая служба предприятия; психологическая служба таможни. По окончании практики студенты представляют отчеты, в которых отражают приоритетные виды деятельности для данной организации, проблематику обращений, используемые методы и методики работы, виды отчетной документации, нормативные документы, определяющие статус психолога в данной организации.
Основная цель учебно-ознакомительной практики – знакомство с современным состоянием психологической службы в разных типах социальных и образовательных учреждений, определение и выбор специализации, получение профессионального опыта.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
o знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельности практического психолога,
o знакомство с организационными вопросами деятельности психологических служб,
o знакомство с содержанием работы психологических служб образовательной и социальной среды,
o знакомство с современными технологиями практического использования психологии,
o формирование умений видеть психологические реалии, ориентироваться в многообразии психологических моделей психологических служб и делать их аргументированный выбор, адекватный конкретной психологической действительности,
o выполнение учебно-исследовательских заданий по практике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Учебно-ознакомительная практика организуется в течение 3-х недель для студентов очного отделения и в течение 1 недели для студентов заочного отделения.
План учебно-ознакомительной практики
Форма обучения | семестр | количество недель |
очная | ||
заочная |
Каждый студент должен:
1. Принять участие в установочной конференции.
2. Познакомиться с руководителями практики и разработать индивидуальные задания на период прохождения практики.
3. Ознакомиться с функциональными обязанностями психолога учреждения, составить индивидуальный план работы и график работы на весь период практики.
4. Принять участие в практической деятельности психолога базы практики и выполнить самостоятельную практическую деятельность.
5. Подготовить и написать итоговый отчет по практике.
6. Принять участие в итоговой конференции.