Концепция фактора, лежащего в основе несформированности (или девиации, или дефекта) ВПФ

Эта концепция, как и другие, находится на стадии изуче­ния и формирования содержания факторов и их связи с моз­гом, их роли в формировании (несформированности) ВПФ у детей.

В настоящее время нейропсихология детского возраста и практики детской нейропсихологии используют понятие фактора, разработанное А. Р. Лурией и его учениками и при­меняемое при обследовании взрослых больных с поражени­ями мозга разной этиологии. Практика показала, что суще­ствующее в отечественной нейропсихологии понятие факто­ра, его определение и психологическое содержание можно использовать в работе с детьми с целью постановки топиче­ского диагноза и нозологии, не рискуя впасть в ошибку. И тем не менее задача изучения факторов девиации развития психической деятельности ребенка не снимается, а является одной из важнейших, де пу я

Наибольший интерес и важность представляет учение о факторе. С помощью этого важнейшего понятия для всей на­учной системы взглядов, лежащих в основе нейропсихоло­гии, в т. ч. и нейропсихологии детского возраста, удалось преодолеть взгляд на непосредственное соотнесение сложнейших по структуре и функциям высших психических про­цессов с узкими участками мозга, т. е. преодолеть «непосред­ственное наложение психологических понятий на морфологическую канву» (И. П. Павлов).

Под фактором А. Р. Лурия понимал «собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип, способ ее работы. Это, по сути, главное определе­ние фактора. В другом месте А. Р. Лурия определял фактор как первичный дефект, который он рассматривал как нару­шение собственной функции данного участка мозга [25. С. 76]. У него встречаются разные определения фактора, но для всех них общей является одна из его характеристик — фактор является основой, причиной нарушения определен­ной системы ВПФ, в структуру которых он входит.

Он писал также, что «каждая зона мозга, участвующая в обеспечении функциональной системы, ответственна за свой фактор, и его устранение приводит к тому, что нормаль­ное осуществление функции становится невозможным» [26. С. 80]. Это одно из его последних определений фактора. Понятие фактора позволяет приблизиться к структурному анализу самих психических функций, подойти к решению вопроса о внутреннем составе психических процессов. А при постановке диагноза при поражениях мозга именно фактор дает все основания точно поставить топический диагноз по­ражения той или другой зоны головного мозга и провести ка­чественный анализ дефекта.

Было выделено несколько факторов, которые до сих пор
являются инструментом высокоразрешающей силы при ана­
лизе синдрома нарушений ВПФ, при постановке топическо­
го диагноза и при разработке стратегии и методов преодоле­
ния дефектов ВПФ.

Кинестетический фактор, или нарушение (или незре­лость) кинестетических ощущений, который может привес­ти у детей к несформированности (или нарушению, девиа-' ции) кинестетической основы речи, предметных действий. Нарушение кинестезии возникает при поражении (или не­зрелости, или дисфункции) верхне- и нижнетеменных отде­лов коры левого полушария мозга.

Нарушение речевого слуха при сохранности общего слуха возникает из-за дефекта или несформированности фонема­тического слуха, который является фактором, ведущим к трудностям, или задержке формирования, или к дефекту речи и всех функций, в структуру которых входит фонематический слух. К нарушению (или несформированности) фонематиче­ского слуха ведет незрелость или поражение задней трети вер­хней височной извилины. Незрелость, дисфункция или пора­жение заднелобных отделов коры левого полушария ведут к несформированности или нарушению кинетического факто­ра, обеспечивающего сукцессивность, последовательность в устной экспрессивной речи. Несформированность или нарушение кинетики речи ведут к трудностям формирования устной речи в синтагматическом ее звене. Вторично может оказаться затрудненным и понимание речи, могут появиться трудности формирования предметных действий, дефекты переключения одного движения на другое и т. д.

Нередко у детей старшего дошкольного возраста наблюда­ются Несформированность, а иногда и отчетливое нарушение объема вербалъно-акустического восприятия и слухоречевой памяти. Эти два фактора лежат в основе задержки формиро­вания и развития импрессивной и устной экспрессивной речи, ведут к появлению в речи вербальных парафазии, к трудностям запоминания, воспроизведения и понимания речи. Эти факторы возникают при незрелости или дисфунк­ции (или поражении) второй височной извилины коры левого по­лушария. Эти факторы снижения объема вербально-акустического восприятия и снижения слухоречевой памяти у де­тей старшего дошкольного возраста идут, как правило, в системе с дефектом вычленения существенных признаков предметов в процессе их зрительного восприятия, опозна­ния и называния.

Наиболее часто у детей старшего дошкольного возраста встречается несформированность фактора пространственно­го и квазипространственного восприятия, которое локализует­ся в зоне ТРО (височно-теменно-затылочной). Несформиро­ванность этого психического процесса ведет к задержке фор­мирования и развития всех других психических функций, в структуру которых входит этот фактор (понимание граммати­ческих конструкций речи, счета, письма, чтения и др.).

Процессы активности, регуляции и контроля психиче­ской деятельности реализуются работой преимуществен­но префронтальной зоны лобных долей коры мозга. Дисфункция, поражение или незрелость этой зоны мозга у детей могут привести к несформированности или нарушению произвольных форм деятельности, в т. ч. волевых процессов и внимания, общего и психологического поведения ребенка.

Есть и еще ряд других факторов, т. е. «собственных функций» тех или других зон мозга, задержка формирования ко­торых или девиация их развития могут привести к девиации или несформированности не отдельных изолированных ВПФ, а целой их системы.

Понятие фактора является одним из наиболее важных в системе «инструментов» нейропсихологических исследова­ний нарушений или несформированности тех или других ви­дов психической деятельности, позволяющих уточнить наши представления о развитии ВПФ у детей, об их структу­ре, взаимодействии и взаимовлиянии и, главное, о взаимо­действии мозга и его определенных зон с психикой ребенка. Поэтому одной из первоочередных задач нейропсихологии детского возраста является разработка концепции фактора у детей разного возраста. =

3. Концепция «нейропсихологического синдрома и симптома»

Понятие фактора легло в основу понятия «нейропсихологический синдром». Нейропсихологический синдром представляет собой избирательное нарушение одной группы психических процессов, в состав которых входит нарушенный (несформиро­ванный) фактор, при сохранности других ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит.

Нейропсихология пришла и к новому пониманию симпто­ма. Симптом перестал соотноситься непосредственно с очагом поражения (дисфункции) мозга. Симптом не совпадает и с локализацией психической функции, т. к. мы видели выше, локализуются отдельные звенья ВПФ, вся психическая функция локализуется как система. Симптом представляет собой нару­шение той или другой ВПФ, имеющей определенный механизм. Например, если мы обнаруживаем симптом нарушения, скажем, письма, то мы должны найти механизм его нарушения или трудностей, и только тогда это будет симптом, т. к. письмо может быть нарушено при поражении различных зон мозга, и всякий раз по причине разных механизмов, которые зависят от той зоны мозга, которая оказалась незрелой, или пораженной, или в состоянии дисфункции.

Синдромный анализ состояния ВПФ — это и есть качествен­ный Нейропсихологический анализ состояния ВПФ, указываю­щий не просто на проблему той или другой системы ВПФ, но и на механизм, лежащий в основе девиации или дефицита развития той или другой формы психической деятельности.

Содержание этой концепции синдрома и симптома раскрывается в ряде принципов этого научного положения, которые позволяют оценить отклонения в развитии психики детей и отметить их взаимосвязь с возрастным этапом развития психики ребенка, найти причину (фактор) и провести качественный анализ несформированности (или девиации, или нарушения) тех или других ВПФ и их роли в отставании развития психики, указать причину попадания ребенка в «группу риска» при его поступлении в общеобразовательную школу.

3.1. Принцип гетерохронности в развитии ВПФн его роль в формировании состава, содержания синдромов на каждом возрастном этапе.

3.2. Принцип компенсации дефекта ВПФ у детей и роль компенсации в изменении содержания синдрома и клиниче­ской картины несформированности ВПФ.

3.3. Принцип специфичности и изменений факторов, лежа­щих в основе синдромов несформированности ВПФ в раз­ные возрастные периоды.

3.4. Принцип динамики (изменений) системы ВПФ в зави­симости от возрастного этапа.

Учет этих принципов необходим и в научных исследованиях, и в практической диагностической и коррекционной работе с детьми с проблемами развития психики.

Наши рекомендации