Глоссарий 2 страница. Личность(personality). Характерные для индивидуума представления, установки и способы взаимодействия с другими людьми
Личность(personality). Характерные для индивидуума представления, установки и способы взаимодействия с другими людьми.
Лонгитюдный метод(longitudinal design). Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода времени.
Макросистема(macrosystem). Внешний уровень модели экологических систем Бронфенбреннера; жизненные ценности, законы и традиции того общества, в котором живет индивидуум.
Маразм(marasmus). Тип неполноценного питания детей, вызываемый общим недостаточным количеством получаемой ими пищи, сопровождающийся мышечным истощением и утратой подкожного жирового слоя. Если такое голодание
Глоссарий 829
продолжается недолго, то долговременных негативных последствий можно избежать.
Маргинальная группа(marginalgroup). Группа людей, проживающая либо между другими культурами и не принадлежащая ни к одной из них, либо на периферии доминантной культуры.
Матка(uterus). Полый мышечный орган, в котором имплантированный зародыш развивается в плод.
Медицинская сила поверенного(medical power of attorney). Юридический документ, которым один человек уполномочивает другого принимать медицинские решения о своей жизни и смерти.
Мезосистема(mesosystem). Второй уровень модели экологических систем Брон-фенбреннера; образуется взаимосвязями двух или более микросистем.
Мейоз(meiosis). Процесс редукционного клеточного деления, происходящий при образовании половых клеток и приводящий к большому числу различных хромосомных комбинаций.
Менархе(menarche). Первая менструация.
Менопауза(menopause). Необратимое прекращение менструаций, которое происходит в среднем возрасте, может сопровождаться физическими симптомами и интенсивными эмоциональными реакциями, принимающими у некоторых женщин крайне выраженную форму.
Метапознание(metacognition). Текущий контроль, осуществляемый человеком за его собственными процессами мышления и памяти, знаниями, целями и действиями.
Метод поперечных срезов(cross-sectional design). Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп.
Механизм овладения языком (МОЯ)(language acquisition device or LAD). Термин Хомского для обозначения врожденных умственных структур, помогающих ребенку овладеть речью.
Механизмы защиты(defense mechanisms). Психодинамические «приемы», используемые людьми для снижения напряжения, вызывающего переживания тревоги.
Механизмы защиты(defense mechanisms). Согласно Фрейду, используемые людьми когнитивные способы снижения напряжения, вызывающего переживания тревоги.
Миелинизация(myelination). Процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути ЦНС. Такая оболочка повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе.
Микросистема(microsystem). Первый уровень модели экологических систем Бронфенбреннера; занятия, роли и взаимодействия индивида и его ближайшего окружения.
Митоз(mitosis). Процесс простого клеточного деления, приводящий к образованию двух дочерних клеток, идентичных материнской.
Модификация поведения(behavior modification). Подход, использующий для изменения поведения такие методики обусловливания, как подкрепление, вознаграждение и формирование реакции.
830 Глоссарий
Монозиготные (идентичные) близнецы(monozygotic (identical) twins). Близнецы, появившиеся в результате разделения одной оплодотворенной яйцеклетки на две или более.
Мораль(morality). Представления о хорошем и плохом, о добре и зле, о том, что справедливо, а что нет.
Моральные дилеммы(moral dilemmas). Рассказы в исследовании Колберга, поведение героев которых просили оценить участников эксперимента с точки зрения моральности и аморальности.
Мораторий(moratorium status). Статус идентичности тех, кто находится в самом центре кризиса идентичности.
Моторика грубая(gross motor skills). Умение использовать возможности крупных мышц и всего тела; так же, как и мелкая моторика, поддается оттачиванию.
Моторика мелкая(fine motor skills). Умение использовать возможности рук и пальцев.
Мудрость(wisdom). Экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения, давать полезные советы по жизненно важным вопросам, включая смысл жизни и положение дел конкретного человека. Мудрость представляет собой кульминационный пункт в развитии человеческого интеллекта.
Найденыша фантазия(foundling fantasy). Испытываемое младшим подростком чувство, что его родители так обыденны и духовно ограниченны, что они не могли произвести на свет такого тонко чувствующего и уникального индивида — егосамого.
Направляемое участие(guidedparticipation^Понятие Выготского; процесс, посредством которого более опытные люди передают детям накопленные вих культуре знания.
Нарушение способностей к обучению(learningdisorders). Чрезвычайные трудности в усвоениитаких школьных предметов, как чтение, письмо или математика, при нормальном интеллектуальном развитии и отсутствии нарушений сенсорной или моторной сферы.
Наследуемость(heritability). Степень, в которой черта является врожденной либо приобретенной; генотипическая обусловленность изменчивости признака для популяции или группы организмов.
Научение(learning). Основной, связанный с развитием процесс изменения индивидуума в результате тренировки (практики) или приобретения личного опыта.
Невидимое поведение(covert behavior). Поведение, которое невозможно пронаблюдать или измерить при помощи инструментальных методов.
Негативное наказание(negative punishment). Также называется обучением прекращением; поведение субъекта приводит к прекращению предъявления позитивного или желательного раздражителя, и проявления данного поведения снижаются.
Негативное подкрепление(negative reinforcement). Также называется обусловливанием избеганием; поведение субъекта приводит к прекращению предъявле-
Глоссарий 831
ния неприятных или нежелательных раздражителей, и количество проявлений следовавшего перед этим действием поведения повышается.
Недоношенный ребенок(preterm status). Младенец, рожденный в период беременности до 35 недель.
Независимая переменная(independent variable). Переменная в эксперименте, которой манипулируют с целью обнаружения ее влияния на зависимую переменную.
Нейроны(neurons). Клетки, образующие нервную систему; формируются в пре-натальный период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека.
Ненормативные факторы(nonnormative influences). События, происходящие в окружающей индивида среде, время наступления которых невозможно предсказать.
Непредвиденных обстоятельств условия(contingency). Взаимосвязь между поведением и его последствиями.
Новорожденный(neonate). Ребенок в возрасте до одного месяца.
Нормативные возрастные факторы(normative age-graded influences). Биологические и социальные изменения, наступления которых можно ожидать (при условии нормального развития) в каком-либо предсказуемом возрасте.
Нормативные исторические факторы(normative history-graded influences). Исторические события, такие как войны, депрессии и эпидемии, одновременно влияющие на большое число индивидов.
Нравственного реализма стадия(moral realism). Термин Пиаже для обозначения первой стадии морального развития, на которой дети уверены, что правила и нормы поведения — это реальные и нерушимые условия существования.
Нравственного релятивизма стадия(moral relativism). Термин Пиаже для обозначения второй стадии морального развития, на которой дети понимают, что нормы и правила поведения — это соглашения между людьми и они могут изменяться, если возникнет такая необходимость.
Нуклеотиды(nucleotides). Химические соединения, представляющие собой блоки, из которых строится ДНК.
Облегченное самоубийство(assisted suicide). Предоставление безнадежно больному пациенту средств, позволяющих ему завершить свою жизнь.
Обряд перехода(rite of passage). Символические события или ритуалы, которыми маркируются такие жизненные переходы, как, например, переходы от детства к статусу взрослого.
Общество(society). Организованная группа взаимодействующих между собой людей.
Овуляция(ovulation). Освобождение яйцеклетки из яичника и попадание ее в одну из фаллопиевых труб примерно на 14-й день после начала менструации.
Оперантное обусловливание(operant conditioning). Тип обусловливания, которое имеет место, когда организм получает подкрепление (вознаграждение или наказание) за произвольно получаемую реакцию. В этом случае происходит научение только тому, что подкрепляется.
832 Глоссарий
Операциональные определения(operational definitions). Действительные процедуры, используемые исследователями для представления переменных.
Опрос(survey). Процедура заполнения опросника, модифицированная для большой группы людей.
Опросник(questionnaire). Метод «карандаша и бумаги», в котором субъект должен отвечать на вопросы о его прошлом и настоящем поведении, установках, предпочтениях, мнениях, чувствах и т. д.
Опустевшее гнездо(empty nest). Период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом.
Ориентация сексуальная(sexual orientation). Физическая и, возможно, романтическая привлекательность для индивидуума лиц какого-либо пола (или, возможно, лиц обоих полов).
Ориентация сексуальная на представителей своего пола(same-sex orientation). Сексуальное влечение к лицам одного с индивидуумом пола.
Осведомленное согласие(informed consent). См. Согласие, основанное на полной осведомленности.
Осознаваемая умственная деятельность(conscious mind). To, что находится на первом плане нашего сознания, то, о чем мы думаем в любой данный момент времени.
Остеопороз(osteoporosis). Потеря костной массы и повышенная хрупкость костей в период средней взрослости и позже.
Острота зрения(visual acuity). Визуальная способность точно различать мелкие детали.
Отдельного испытуемого метод(single-subject design). Подход, в процессе реализации которого один субъект — крысатголубь, шимпанзе или человек — в течение расчетного промежутка времени помещаются в некоторую ситуацию в ожидании, что она должна изменить его поведение или повлиять на него.
Отпуск детей в самостоятельную жизнь(launching of adolescents). Процесс предоставления детям свободы по мере того, как они занимают свое место в мире взрослых.
Отсроченная имитация(deferred imitation). Имитирование чего-то, случившегося часы или дни назад.
Отход последа(afterbirth). Третья, последняя стадия процесса рождения ребенка, обычно длящаяся около 20 минут после его появления, когда исторгаются пуповина и плацента.
Очевидное поведение(overt behavior). Поведение, которое можно непосредственно пронаблюдать и измерить.
Ощущение(sensation). Простая регистрация раздражителя органом чувств.
Парадигма удивления(surprise paradigm). Метод исследования, используемый для проверки памяти и ожиданий младенцев. Сами младенцы не могут сообщить нам, что они помнят и чего ожидают, но если их ожидания нарушаются, они реагируют удивлением. Например, их удивляет, если на их глазах мяч проходит сквозь «преграду».
Глоссарий 833
Перегрузка утратами{bereavement overload). Стрессовая реакция, переживаемая людьми, потерявшими нескольких друзей или любимых людей в течение некоторого короткого периода времени. Часто характеризуется депрессией.
Перехода модель{transition model). Точка зрения, согласно которой изменения у людей среднего возраста происходят постепенно.
Перинатология{perinatology). Раздел медицины, изучающий здоровье, болезни и методы лечения детей во временной перспективе, включающей зачатие, прена-тальный период, роды и первые месяцы постнатального периода.
Персональный миф{personal fable). Характерное для подростков сознание того, что они являются особыми и неуязвимыми людьми, — исключением законов природы, управляющих судьбами обычных смертных.
Пинцетный захват(pincergrasp). Способ удерживания предметов большим и указательным пальцами, развивающийся у ребенка примерно в 12 месяцев.
Пластичность(plasticity). Гибкость мозга в период его интенсивного развития, позволяющая детям быстрее восстанавливаться после мозговых травм.
Плацента{placenta). Дисковидное тканевое образование, расположенное в одном из участков стенки матки. Посредством него эмбрион получает питательные вещества, удаляет продукты жизнедеятельности.
Плод(fetus). Относится к порядку слов «беременность», «носить под сердцем».
Плодный пузырь (мешок амниона)(amniotic sac). Заполненная жидкостью оболочка, окружающая развивающийся эмбрион или плод.
Поведение внешне мотивированное(extrinsically motivated behavior). Поведение, реализуемое для получения вознаграждения или избежания неблагоприятных событий.
Поведение внутренне мотивированное(intrinsically motivated behavior). Поведение, реализуемое ради него самого, без определенной цели.
Повивальная бабка(midwife). Женщина, имеющая опыт принятия родов, иногда обладающая специальной подготовкой, оказывающая услуги родовспоможения в домашних условиях.
Позитивное наказание(positive punishment). Также называется пассивным избеганием; поведение субъекта приводит к предъявлению неприятного или нежелательного раздражителя, и проявление такого поведения снижается.
Позитивное подкрепление(positive reinforcement). Также называется обучением вознаграждением; субъект получает вознаграждение за свое поведение, и проявление такого поведения повышается.
Поколение руководителей(commandgeneration). Поколение людей среднего возраста, принимающих большинство важных решений, влияющих на жизнь населения.
Полигенная система наследственности(polygenic inheritance). Общая система взаимодействий между генами и генными парами. (Признаки, появление которых вызвано взаимодействием нескольких генов или генных пар.)
Полиморфизмы отдельные нуклеотидные(single nucleotide polymorphisms (SNPs)). Нуклеотидные вариации, которые встречаются в среднем у одной из 1250 базовых пар.
834 Глоссарий
Половая идентичность(gender identity). Отнесение себя к мужскому или женскому полу, способность определять пол других людей.
Половые хромосомы(sex chromosomes). Двадцать третья хромосомная пара, определяющая пол человека.
Полоролевые стереотипы(gender-role stereotypes). Укоренившиеся, твердые представления о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины.
Понимание речи(receptive language). В контексте языкового развития ребенка этим термином обозначается репертуар слов и команд, которые ребенок понимает, даже если не способен произнести их сам.
Постоянство объектов(object permanence). Согласно теории Пиаже, понимание младенцем в возрасте примерно 1,5 года того факта, что окружающие предметы продолжают существовать даже тогда, когда он не может увидеть, потрогать или каким-либо другим образом воспринять их.
Постоянство пола(gender constancy). У старших детей — представление об устойчивости пола и его сохранении, несмотря на изменения внешности.
Потенциальные возможности объектов(affordances). Различные возможности взаимодействия с объектами согласно нашему представлению об этом. Например, по комнате можно ползать.
Почтительность к старшим по возрасту(filial piety). Почитание старших младшими, свойственное азиатским и некоторым другим культурам. Это уважительное отношение проявляется как в культурных традициях, так и в повседневной жизни.
Право на смерть(right to die). Точка зрения, приверженцы которой заявляют, что выбор между жизнью и смертью необходимо оставить на усмотрение каждого индивида.
Прагматика(pragmatics). Социальные и практические аспекты использования языка.
Предпочтения метод(preference method). Исследование, в процессе которого младенцам предоставляется выбор между тем, смотреть им на стимул или воспринимать стимулы на слух. Если младенец последовательно уделяет больше времени одному из двух стимулов, это предпочтение указывает на то, что ребенок может воспринимать оба этих стимула, а также различать их.
Предрешенность(foreclosure status). Статус идентичности тех, кто принял на себя обязательства, не проходя через кризис идентичности.
Предубеждение(prejudice). Негативное отношение, формирующееся без адекватной причины и обычно направленное против людей, принадлежащих к другой социальной группе.
Привыкание (габитуация)(habituation). Ослабление реакции (вплоть до ее исчезновения) на определенный раздражитель при его многократном предъявлении. Происходит на нескольких уровнях, от ощущения и восприятия до высших функций мышления и сознания.
Привыкания метод(habituation method). Метод исследования перцептивных возможностей младенца; исследователи вырабатывают у младенца привыкание к некоторому стимулу, а затем меняют стимул.
Глоссарий 835
Привязанность(attachment). Эмоциональная связь, которая формируется между ребенком и его матерью или тем, кто заботится о нем. Первая связь младенца обычно характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными узами.
Привязанность безопасная(secure attachment). Сильная эмоциональная связь между ребенком и заботящемся о нем человеком, которая развивается в результате ответственного отношения взрослого к уходу за ребенком.
Привязанность дезорганизованная/дезориентированная(disorganized/disoriented attachment). Небезопасная привязанность, характеризующаяся противоречивым поведением и смущением в присутствии матери.
Привязанность избегающая(avoidant attachment). Небезопасная привязанность, характеризующаяся амбивалентным отношением к матери.
Привязанность небезопасная(insecure attachment). Результат непоследовательной или безответственной заботы о ребенке.
Привязанность сопротивляющаяся(resistant attachment). Небезопасная привязанность, характеризующаяся гневом ребенка по отношению к матери и желанием отдалиться от нее.
Признаки, сцепленные с полом(sex-linked inheritance). Черты, определяемые 23-й хромосомной парой.
Принятие безоцейочное позитивное(unconditional positive regard). Предложение Роджерса о том, что нам следует безоговорочно и без исключений с теплотой принимать любого человека, так как любой стоит высокой оценки.
Приспособление в широком смысле(inclusive fitness). Концепция, считающая, что выживание сильнейшего в процессе эволюции происходит при помощи как прямого, так и опосредованного приспособления, когда адаптивные характеристики передаются следующему поколению, а также имеет значение биологическое родство.
Прогестерон(progesterone). Женский половой гормон.
Проксимодистальная тенденция развития(proximodistal trend). Ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении от центра тела к его периферии.
Проработка горя (утраты)(grief work). Управление эмоциональными реакциями, вызываемыми потерей любимого человека.
Просоциальное поведение(prosocial behavior). Поведение, продиктованное намерением быть полезным другим (помощь, участие или сотрудничество).
Протеины(proteins). Молекулы, выполняющие широкий ряд особенно важных функций в организме человека; примерами П. являются эзимы, гемоглобин, коллаген и гормоны.
Протестующая женщина(protesting woman). В исследовании Аптера женщина, рано вступившая во взрослую жизнь, которая пытается оттянуть наступление среднего возраста.
Профессиональное сгорание(job burnout). Эмоциональное истощение, которое часто наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям.
836 Глоссарий
Профессиональный цикл(occupational cycle). Меняющаяся последовательность периодов или этапов в жизни работающего человека, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования, начало самостоятельной работы и накопление опыта, продвижение по служебной лестнице, повышение профессионализма.
Процедурное знание(procedural knowledge). Знание действия; знание того, «как».
Псевдоразвитой человек(pseudo-developed man). Мужчина среднего возраста, демонстрирующий всем, что его дела идут отлично, хотя это не соответствует действительности.
Психоанализ(psychoanalysis). Подход Фрейда, в рамках которого считается, что поведение человека диктуется его врожденными биологическими инстинктами и динамикой его внутренних процессов.
Психодинамический подход(psychodynamic approach). Психологическая теория, анализирующая часто незаметную внутреннюю работу мозга, взаимодействие с внешней средой.
Психологический возраст(psychological age). Непосредственная способность индивида справляться с требованиями среды и социума и адаптироваться к ним.
Психосексуального развития стадии(psychosexual stages). Стадии развития личности по Фрейду, привязанные к зонам локализации энергии либидо.
Психосоциального развития теория(psychosocial theory). Теория Фрейда, развитая Эриксоном, основное внимание которой обращено на разрешение человеком восьми социальных конфликтов, возникающих при взаимодействии в кризисных точках развития.
Пубертат(puberty). Период полового созревания.
Пунитивно-разочарованный человек(punitive-disenchanted man). Человек, пронесший раннее ощущение собственного несчастья и одиночества до периода среднего возраста. Это состояние усугубляется кризисом середины жизни.
Пупочный канатик, или пуповина(umbilical cord). Плотный тяж, соединяющий плаценту с эмбрионом; содержит в себе пупочные кровеносные сосуды плода: две артерии и одну вену.
Развитие(development). Изменения, происходящие с течением времени в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов, происходящих в организме, и воздействий окружающей среды.
Развития неврология(developmental neuroscience). Учение о развитии мозговых структур и взаимосвязей между ними и функциями, поведением.
Развития ниша(developmental niche). Определяющее индивидуальный мир каждого ребенка взаимодействие таких компонентов, как повседневные физические и социальные условия, обычаи и привычные способы ухода, воспитания, общая психология родителей или тех, кто осуществляет заботу о нем.
Разделенные значения(shared meanings). Концепция Выготского о том, что мы понимаем наш мир, изучая простые и сложные концепты окружающих нас людей и культуры.
Рекомбинации ДНК технология(recombinant DNA technology). Ряд тончайших и сложнейших процедур, в ходе которых молекула ДНК извлекается из кле-
Глоссарий 837
точного ядра и разделяется на сегменты. Полученные после этой операции фрагменты присоединяются к элементам, способным к самовоспроизведению, формируя функциональные генетические клоны. Они затем помещаются в инкубаторные {host) бактериальные клетки для выращивания и культивации.
Репрезентативная выборка{representative sample). Выборка, точно отражающая состояние и свойства всей популяции.
Рефлексы выживания{survival reflexes). Рефлексы, необходимые для адаптации и выживания, особенно в течение первых недель жизни, прежде, чем начинают функционировать высшие мозговые центры.
Рефлексы примитивные{primitive reflexes). Рефлексы, не обладающие очевидной ценностью для выживания, которые, однако, могли иметь значение на одном из этапов нашей эволюционной истории.
Рецессивный{recessive). В генетике: один из генов генной пары, вызывающий проявление конкретного признака только в том случае, если второй ген этой пары также является рецессивным.
Решение/принятие обязательств{decision/commitment). Осознание влюбленности и принятие обязательств сохранять и поддерживать ее.
Родительский императив{parental imperative). Давление традиционных социальных стереотипов, что женщина должна воспитывать детей, а мужчина — обеспечивать семью.
Родничок{fontanelle). Соединительная ткань, заполняющая пространства между костями черепа у новорожденного.
Родовспомогательный центр{birthing center). Место, оборудованное таким образом, чтобы в нем мог происходить весь процесс родов: от первых схваток до приема малыша и восстановления здоровья матери после родов.
Ролевое напряжение{role strain). Перегрузка избыточными или противоречивыми требованиями в рамках данной роли, например в роли матери или отца.
Самоактуализация{self-actualization). Полная реализация своего уникального потенциала.
Самоопределение{self-definition). Сложный и продолжительный процесс формирования индивидуальной идентичности.
Самооценка{self-esteem). Отношение человека к самому себе, которое может колебаться от позитивного (высокая самооценка) до негативного (низкая самооценка).
Саморегулируемое поведение{self-regulated behavior). Личное поведение, контролируемое и направляемое самим ребенком.
Самосоциализация{self-socialization). Процесс, происходящий, когда дети обладают внутренней мотивацией к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их половой принадлежности.
Самоуважение{self-esteem). Видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. таким, кто делает хорошо все, что считает важным.
Самоэффективность{self-efficacy). To, что индивидуум способен предпринять в некоторой данной ситуации.
838 Глоссарий
Сверхгенерализация семантическая (расширение значения слова){overextensions). Склонность маленьких детей к чрезмерному расширению значений отдельных слов, как в случае, когда ребенок использует слово «чи-хуа-хуа» для определения всех собак.
Сверхрегуляция{overregulation). Генерализация сложных правил языка, характерная для детей дошкольного возраста, быстро расширяющих свой словарный запас.
Своевременный новорожденный с недостатком веса (гипотрофия){small-for-date). Новорожденный ребенок, проведший в утробе положенный срок, весящий меньше 5,5 фунта (меньше 2,495 кг).