Об управлении развитием отношений
«Вынуть личность из отношений невозможно, технически невозможно»,— говорил А. С. Макаренко. И продолжал: «каковы отношения — такова и личность». Такая же точка зрения на суть личности и главный фактор ее формирования была в XIX веке у К. Маркса, в предреволюционное время — у А. Ф. Лазурского, в Советской России — у В. Н. Мясищева и его учеников, на Западе (в последние десятилетия) у ученых, которое развивают взгляды гуманистической школы в психологии.
Разделяя эту концепцию личности и понимая значение отношений для постижения основной характеристики личности, я ставлю перед собой и будущими читателями этой статьи вопрос: а как управлять развитием отношений человека к действительности таким образом, чтобы на выходе получать у него психические свойства, проявления которых в поступках и деяниях этого человека не только не шли бы вразрез с главными ценностями жизни и культуры, а, наоборот, работали бы на их преумножение?
Прежде чем начать отвечать на этот вопрос, надо вспомнить, какое содержание в психологии принято вкладывать в понятие отношение и в понятие личности. Отношение, если взять расхожее его толкование — это, как известно, связь чего-то с чем-то или кого-то с чем-то, или кого-то с кем-то. Если рассматривать связь человека с чем-то, например, предметом, вещью, то в этом случае, говоря образно, конец этой связи, исходящий от человека, оказывается осложненным психологической добавкой в виде субъективного отражения этого чего-то в форме образа восприятия, представления памяти, понятия, эмоциональной реакцией на это что-то и поведенческим откликом человека на него.
Если же затем проанализировать связь одного человека с другим человеком или с какой-то общностью людей, то в случае обнаруживается присутствие и действие психиче-
I
ского отражения, эмоциональной реакции и поведенческого отклика на другого человека или на общность на обоих концах этой связи.
Если же теперь попытаться определить отношение, как его понимают психологи, более точно, то это —- психиче-4 ское образование, интегрирующее в себе результаты познания человеком какого-то объекта действительности во время всех встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, которые имели место также при всех встречах с ним, и также вырабатывающуюся при этом форму поведенческих ответов при контактах с этим объектом.
А объектами, к которым у человека формируются определенные отношения, оказываются и вещи, которые его окружают, и люди, с которыми ему приходится общаться, и деятельность, в которую он вовлекается кем-то или выполняет по собственной инициативе, и явления природы, которые он наблюдает, и события в обществе, и все-все остальное, что составляет ту действительность, в которую он оказывается включенным.
Теперь, идя от сказанного выше, можно дать определение и сущности личности. Оно будет таким: личность — совокупность отношений или можно сказать: личность — ансамбль отношений (так определял ее В. Н. Мясищев). Но, понято, это — предельно общее определение личности, а общее, как известно, существует лишь в отдельном и через отдельное. И если анализировать это отдельное, и личность каждого человека сравнивать с личностью любого другого человека, то мы найдем у них и совпадения в сформированных отношениях и обязательно более или менее значительные различия.
Сходство проявится в том, что у них непременно обнаружатся отношения к другим людям — одного с ними поля и противоположного, представляющим разные возрастные группы и профессии, занимающим разное положение в обществе, отличающимся друг от друга по национальному и имущественному признакам. Оно даст о себе знать и в наличии отношения каждой личности к самой себе, к труду, к собственности, к деньгам, к власти и еще к очень многому из того, что составляет ту действительность, в которую включен каждый человек.
Что же касается различий в отношениях, то они обнаруживаются в том, насколько их содержание и форма выражения соответствуют общечеловеческим ценностям,
какие из отношений в том ансамбле, который образует личность, оказываются доминирующими и, значит, насколько сильно и насколько долго они определяют поступки и деяния человека, а какие, наоборот, играют подчиненную роль и выступают как побуждения к действию лишь эпизодически.
Наверное, у большинства читателей этой статьи не будет возражений против того, что оптимальным для современного общества (если иметь в виду его действительное развитие, а не стагнацию) типом человека будет такой, в личности которого сформировано активно положительное отношение к планете Земля, к человечеству, к Отечеству, к другому человеку и к себе самому, к труду, к собственности, к семье, к созданным людьми произведениям материальной и духовной культуры. И вряд ли этим молчаливым большинством будет приветствоваться личность, у которой в сознании и поведении доминируют культ золотого тельца, культ насилия, культ секса, культ низкопробной маскультуры и другие подобные названным культы и куль-тики. -
Но вот возникает гигантская по трудности ее разрешения задача: как в условиях современной России, переживающей тяжелейший кризис в области политики, экономики, идеологии, права, морали, формировать в личности отношения, которые, материализуясь в ее поведении, работали бы на преумножение основных ценностей жизни и культуры, а ее самою выводили бы на высший уровень возможного для нее развития?
Прежде чем ответить на этот предельно злободневный вопрос, попытаемся понять характер объективных и субъективных факторов, от наличия и взаимодействия которых зависит формирование того или иного отношения, которое входит в содержание личности и которые все вместе образуют ее структуру.
Как показывают передовая педагогическая практика и опыт лучших психотерапевтов, решающим фактором в подавляющем числе случаев, от которого зависит формирование у каждого конкретного человека такого отношения к действительности, когда высокие человеческие ценности становятся его собственными ценностями, является отношение как к нему, так и к окружающему его миру, в положительном смысле субъективно значимых для него людей и общностей.
Положительно же субъективно значимые люди и общности для каждого из нас — это те, кто имеющимися у них характеристиками и возможностями, которыми они располагают, или уже удовлетворяют или, как нам кажется, могут удовлетворить наши потребности.
При этом речь не идет только о людях и общностях в нашем окружении, которые привычно для нас и для себя удовлетворяют наши будничные потребности и которые цо причине многократной повторяемости вызывают в нас спокойное к себе отношение. Нет! Здесь прежде всего имеются в виду люди и общности, которые обладают для нас авторитетом, вызывают уважение, а часто и любовь.
Обладание этими людьми желанными для нас достоинствами — большими знаниями, сильным характером, удачливостью в жизни и пр. (особенности качеств, делающих этих людей положительно субъективно значимыми, для разных лиц могут сильно варьировать) увеличивает возможность их психологического воздействия на те личности, для которых они являются авторитетами. Такие социально-психологические эффекты, связанные с последними, как заражение, подражание, внушение, вера, убеждение, становятся в подобных случаях более частыми, более сильными и более устойчивыми.
Подобное же социально-психологические действие на человека могут производить и действительно производят и общности (семья, школьный класс, студенческая группа, рабочая бригада и др.), если они становятся авторитетными, уважаемыми и эмоционально притягательными для человека.
Характер поведения, отвечающего сути основных ценностей жизни, воплощаемых в поступках и деяниях авторитетных, уважаемых, любимых нами людей и общностей, будет играть для нас роль образца для подражания, высказываемые ими утверждения при сниженном пороге критичности с нашей стороны будут приниматься и разделяться нами. Точно также в нас будет жить вера в правильность целей, которые они перед собой ставят, и в нравственность действий, которые они при этом осуществляют.
Вместе с тем за всем сказанным, надо это отчетливо видеть, стоит очень общий подход к рассмотрению зависимости, которая существует между положительной субъективной значимостью для нас какой-либо личности или общности и характером нашей психологической готовности
откликаться на их воздействия, за которыми стоят те или иные ценности. В реальной жизни все, с одной стороны, сложнее, а с другой — дифференцированнее.
В окружении человека, какого бы возраста он ни был, к какому бы полу ни принадлежал, в какую бы профессиональную группу ни входил, чрезвычайно редко только одна личность или только одна общность оказываются в своем сознании, в своей эмоционально-мотивационной сфере и в своем поведении выразителями одновременно сразу всех ценностей жизни.
Обычно один человек в нашем окружении наиболее ярко воплощает в своем поведении человечность, другой — великие возможности творческого труда, третий — семейные добродетели, четвертый — патриотизм и т.д., и названные отдельные ценности, носителями которых эти люди являются, могут оставить след в личности опять же только при условии, если каждый из них, как указывалось выше, этой личностью уважаем, любим, для нее авторитетен.
То же следует сказать и об общностях, с которыми контактирует личность. Какая-то из них отличается ярко выраженным чувством товарищества, другая — увлеченностью серьезной музыкой, третья глубоко погружена во все перипетии политики. И в этом случае позитивное по своим последствиям воздействие той или иной общности на личность и на формирование у нее соответствующих ценностных ориентации действительно происходит, если эта общность вызывает у последней положительное к себе отношение и пробуждает у нее интерес к сути своего главного увлечения.
Высказывая эти утверждения, объективности ради следует все же подчеркнуть, что хотя уважение человека, вера в него, его авторитет является, также как соответствующие - отношения к какой-то общности, одним из условий превращения ценностей этого человека и этой общности в собственные ценности личности, однако никак не следует забывать, что и в межличностном взаимодействии, и во взаимодействии общности и личности в конечном счете активны не одна сторона, а обе, и обе они обладают свободой воли. Поэтому надеяться только на действие авторитета, уважения, веры при формировании высоко нравственных ценностных ориентации у личности — это значит в большой мере полагаться лишь на случай. Важно уметь использовать и другие пути целенаправленного формирования
у человека отношений к действительности, которые соответствовали бы ОСНОВНЫМ ЦеННОСТЯМ ЖИЗНИ:
И одним из таких наиболее действенных путей формирования у человека отношений, воплощающих в себе основные ценности жизни, является проведение его через ситуации, инструментуемые таким образом, что он своими действиями упражняется в поведении, отвечающем сути определенной ценности, накапливает адекватный ее содержанию опыт эмоциональных переживаний и приходит к убеждению на уровне своего сознания о целесообразности и правильности именно такого поведения.
Именно так поступал А. С. Макаренко, когда он хотел закрепить у бывшего правонарушителя поведение в определенных ситуациях, которое отвечало бы принципам высокой нравственности. Вспомним, например, командирование им Семена Карабанова в банк за деньгами для колонии им. Горького. В книге «Педагогическая поэма» воспроизводятся и мысли С. Карабанова в этом эпизоде, и его переживания, и его поведение. Таким образом нам показывается критический качественно важный момент формирования у бывшего рецедивиста нового отношения к коллективной собственности педагогом-мастером.
Конечно, в успешном решении этой задачи сыграло свою роль и то, что у С. Карабанова ко времени истории с получением денег в банке уже появилась и стала крепнуть привязанность к А.С. Макаренко и, кроме того, он уже начал дорожить своей жизнью именно в колонии имени М. Горького. Этот факт свидетельствует о том, что формирование в личности одного отношения находится в теснейшей связи с развитием у нее других отношений. Кстати, как раз здесь будет уместно напомнить, что в свое время исследованиями Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, В. Н. Мя-сищева и др. было показано, что развитие у человека отношения к другим людям обгоняет и оказывает более или менее сильное влияние на формирование других отношений, например, отношения к труду и к себе самому.
Эта закономерность, выявленная выдающимися отечественными психологами, заставляет предположить, что формирование не только отношения к труду или к себе самому зависит от формирования отношения человека к людям, но и становление других отношений (например, к Отечеству, к планете Земля) генетически также связано с характером развития отношения человека к людям.
Но, отмечая такую большую роль отношения человека к людям в формировании у него всех других отношений, важно, чтобы это отношение было глубоко гуманным в своей основе. Тогда и отношение к труду у этого человека, выражаемое в конкретной деятельности и в ее результатах, будет иметь не индивидуалистический характер, а будет трудом для людей, как, впрочем, и отношение к себе будет отношением не эгоцентрика и эгоиста, а отношением либо альтруиста, либо коллективиста.
Однако такой гуманистический по своему характеру стержень в структуре личности человека, определяющий все другие его отношения, входящие в эту структуру, сам по себе не образуется. Необходимым и обязательным условием его развития является человечность других людей, проявляемая ими по отношению к этой личности.
Психолог А. В. Суворов в своей докторской диссертации «О воспитании конкретной человечности на примере формирования психического мира слепоглухих детей» убедительнейшим образом показал, что человечность, проявляемая в повседневном будничном общении с этими детьми их близкими и людьми, составляющими их ближайшее окружение,— необходимейшее условие воспитания в их личности не только здорового нравственного ядра, но и успешности их общего развития.
Представляется, что эта закономерность полностью приложима и ic личностному развитию людей, обладающих нормальным зрением и слухом. Ведь конкретно человечность проявляется в отношении к другому человеку как к ценности, а это означает стремление и способность его понять, сопереживать его радости и горю, всячески способствовать достижению им нравственно оправданных целей в повседневной деятельности.
А прямым следствием человечность в отношениях является развитие в личности того человека, к кому обращено это отношение, чувству защищенности, уменьшение стеснительности при проявлении своих знаний и умений и стало быть создание благоприятной психологической атмосферы для творчества. Как мы уже знаем (см. работы В. И. Гинецинского. И. М. Палея, Н. Н. Скуратовской и др.), достижение и переживание заслуженного успеха человеком в его деятельности (а для этого нужны положительно субъективно значимые для него люди) избавляют его
от формирования к себе отношения как к человеку второго сорта.
Кроме того, как известно, родившееся в народе обобщение «с кем поведешься, от того и наберешься» пока еще никем не опровергнуто. А это значит: человечность во взаимоотношениях окружающих ребенка в детстве людей, не исчезающая в его окружении по мере его взросления, неизбежно способствует развитию в его личности человечности и в его отношении к людям. Разумеется, если при этом у взрослых хватает мудрости не превращать ребенка, говоря образно, в центр Вселенной и вовремя ставить блок проявлениям им эгоизма, если таковые вдруг появятся.
При этом, наверное, уместно отметить, что подлинная человечность как отношение к людям, формирующееся у личности, не может быть результатом постоянного предъявления ей, что называется в лоб, формального требования взрослых: общаясь с людьми, поступай и делай только как мы. Как показывает практика, таким образом нарабатывается отношение, поведенческая форма реализации которого оказывается шаблонно-стереотипной. Чтобы этого не происходило, необходимо развивать у формирующейся личности привычку определять, в чем своеобразная неповторимость ситуации, в которой она оказалась и какую поправку надо вносить в свое поведение, чтобы особенности индивидуальности и действий другого человека были адекватно оценены при достижении цели общения.
Впрочем, такая же тактика должна выдерживаться положительно субъективно значимыми для личности людьми и при формировании у нее активно-позитивного отношения и к другим ценностям жизни. Если оценивать ее в целом, то она, несомненно, имеет большое преимущество по сравнению с воспитанием, осуществляемом по единственной, так сказать, формуле: «делай как я».
Воспитательный смысл названной выше тактики в том, что она активизирует работу внутреннего мира личности, способствует становлению глубоко осознанного и столь же глубоко пережитого личного отношения к основным ценностям жизни, делая это отношение по-настоящему действенным.
Но пока у нас шли очень общие рассуждения о целенаправленном формировании отношений человека, и они касались главным образом того, каким должно быть взаи-
модействие людей, чтобы суть личности, ядро ее составляли отношения, которые выражали бы основные ценности жизни.
Вместе с тем, поскольку человек целостен, и психика его тоже целостное образование, то, естественно, какими будут в конечном счете отношения личности к действительности, это будет зависеть не только от характера ее взаимодействия с окружающими людьми, хотя этот фактор и будет оставаться предельно важным. То, что оставит наиболее глубокий эмоциональный след в сознании и эмоциональной сфере личности при воздействии на нее учения, труда, средств массовой информации и других источников,— все это так или иначе будет корректировать содержание и форму ее отношений.
Например, если из года в год работающему со школьником учителю удается добиться от этого школьника глубокой и устойчивой увлеченности своим предметом, постепенно переходящей в осознанную мотивацию превратить ту область, к которой относится этот предмет, в сферу профессионального труда, то создание такой доминанты в отношениях постоянно будет означать усиление представленное™ в структуре его личности истинных ценностей жизни и препятствовать появлению в ней ложных ценностей.
Повторяем: пока шли общие рассуждения об объективных и субъективных факторах, которые воздействуют на формирование отношений человека, которые надо учитывать и которыми надо научиться управлять. А как же все-таки быть с целенаправленным формированием отношений, отражающих основные ценности жизни и культуры, в конкретных условиях современной России, проходящей экстремальную фазу в своей истории?
Ведь никакое не сгущение красок, а это сегодняшняя действительность нашей страны, когда жизнь человека ничего не стоит, когда подвижнический созидательный труд высмеивается, когда женщина подается как средство удовлетворения похоти, когда здоровый патриотизм объявляется национал-фашизмом, когда образование, наука низведены в обществе до положения бедных родственников. И ведь это никакое не преувеличение, что герой нашего времени — человек, сумевший сколотить любыми путями капитал.
В этой сознательно насаждаемой властью в стране атмосферы грубого потребительства и бездуховности развитие в личности отношений, которые замыкались бы на основных ценностях жизни и культуры, рассчитывать на фронтально широкий успех невозможно. Но у России и ее народа не будет будущего, если те, кто заинтересован в ее спасении, в утверждении в качестве ведущего начала в ее гражданах ориентации на настоящие ценности, не объединят свои усилия в работе с теми, кто еще может по тем или иным причинам стать антиподом бездуховной личности.
И здесь никак не обойти роли семьи, детского сада, школы, техникума, вуза. Имеющаяся в нашем распоряжении статистика свидетельствует о том, что часть родителей и педагогов переживает в настоящее время состояние растерянности и своими воздействиями не надеется перебороть негативные влияния, которыми большой социум сейчас непрерывно подвергает личность ребенка, подростка, юноши. Однако другая часть целеустремленно и настойчиво стремится поставить барьер на пути аморальных новаций, к которым приобщают молодежь СМИ, циники-правители и своей «красивой» жизнью «новые русские», и развивать в ней отношения, отвечающие духу основных ценностей жизни и культуры.
Л. Н. Толстой в свое время говорил, что дистанция от младенца до пятилетнего ребенка намного длиннее, чем расстояние от пятилетнего до старика. Он подчеркивал таким образом важность первых пяти лет жизни человека для закладывания основ его личности, а значит фундамента его будущих отношений к разным сторонам действительности.
Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, Н. С. Лейтес, М. И. Лисина, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин экспериментально доказали значение названного этапа возрастного развития для формирования ядра характера человека, которое составляют его отношения к живой и неживой природе, к людям (старше и младше себя и к сверстникам), к труду и к самому себе и другим. Вместе с тем эти исследователи убедительно показали, что для развития всех этих отношений взрослые должны создавать специальные ситуации, которые побуждали бы детей проявлять доброту, чуткость и другие подобные качества в общении, привычку к трудовому усилию, любознательность, бережное обращение
с домашними животными, формировали бы объективную самооценку.
Причем в это время особенно важно, чтобы взрослые не ставили ребенка в позицию потребителя, а развивали бы у него во всех сферах его бытия на доступных для этого возраста содержании и формах осуществления черты созидателя. Ведь из исследований (К. Маркс, В. Н. Мясищев, Э. Фромм) известно, что позиция потребителя ведет к суждению связей личности с действительностью, а позиция созидателя, наоборот, способствует их расширению. А «действительное духовное богатство индивида зависит от богатства его действительных отношений» (К. Маркс).
Естественно, формируя все названные отношения у ребенка, взрослые сами должны нести в себе все эти отношения: заражение и подражание как социально-психологический механизм овладения личностью опытом окружающих действуют на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно они проявляют себя в дошкольном возрасте.
Эстафета по формированию у ребенка отношений, в своих познавательных, эмоционально-мотивационныхи поведенческих «звеньях», выражающих основные ценности жизни и культуры, должна быть принята и пронесена в течение всех лет его учения в школе его педагогами. Однако последним обесценивать в глазах учащихся псевдоценности, насаждаемые в нашей стране сторонниками дикого капитализма, и приобщать своих питомцев к подлинным ценностям будет намного сложнее, чем это делалось на предшествующей дошкольной ступени.
С вступлением ребенка в школьный возраст увеличивается все больше круг его общения, и положительно субъективно значимыми для него становятся компании сверстников, а направленность этих компаний может резко расходиться с целями, которые преследуют работающие с детьми педагоги. Кроме того, его собственный взгляд на то, «что такое хорошо и что такое плохо», складывается под влиянием прямых контактов с улицей, бесконтрольного смотрения передач ТУ и чтения книг часто по своему выбору и под действием целого ряда других источников, которые оказываются часто вне поля внимания родителей, школьников и педагогов (Л. М. Зюбин, О. В. Лишин, Д. И. Фельдштейн и др.).
\
Если все эти каналы получения информации способствуют формированию у школьника отношений, связанных с псевдоценностями, нейтрализовать их действие может лишь хорошо продуманная и неформально проводимая система работы с учащимися.
Весь коллектив педагогов школы должен объединиться и через все доступные ему пути воздействия на учащихся (через преподаваемые предметы, через совместные с учащимися и их родителями рассчитанные на внеурочное проведение дела, через индивидуальную работу с каждым школьником), проявляя целенаправленность и творчество, формировать у школьников убежденность в необходимости строить свою жизнь в соответствии с общечеловеческими ценностями. И, конечно, одно словесное воспитание на решение этой труднейшей задачи не срабатывает. Обязательно требуется создание естественных по своей форме ситуаций, проходя через которые учащиеся упражнялись бы в совершении поступков, отвечающих духу той или иной ценности и всерьез и надолго увлекались делами, несущими в себе большую духовную содержательность.
Как уже говорилось выше, создание у молодого человека мощной доминанты в виде по-настоящему глубокого и устойчивого интереса к какой-либо области научного знания, техники, производства и других сфер культуры и развитие у него при этом реальной склонности и способности целеустремленно и продуктивно ими заниматься, хотя и не будет барьером, отгораживающим молодого человека от псевдоценностей, но будет держать их, так сказать, не в центре, а на периферии его сознания. А это означает, что они не будут выступать мотиваторами его поступков и главных для него деяний.
Перспективный по получаемым результатам опыт на теперешнем социальном фоне подвижнической деятельности, направленный на привитие учащимся именно общечеловеческих ценностей, накоплен педагогическим коллективом школы №825 г.Москвы, возглавляемым В. А. Караковским. Есть в этом смысле впечатляющие достижения и у руководителя департамента образования г. Козьмодемъянска С. Н. Сивкова, с работой которого ознакомился автор настоящей статьи, выезжавший в Козь-модемъянск в составе группы ученых, возглавляемых академиком РАО Л. И. Новиковой.
Принципиально важная суть последнего опыта по формированию отношений личности к действительности с позиций основных ценностей жизни заключается в том, что в г. Козьмодемъянске в единую систему объединены учебно-образовательные, культурно-просветительные, производственные, правовые, религиозные и др. учреждения, и их коллективы, тесно сопрягая свои усилия и работая с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками, а также с их родителями, стремятся формировать духовно богатую и нравственно здоровую личность. Используемые при этом методы и создаваемые воспитательные ситуации не кажутся нарочито придуманными. Они естественны и рассчитаны на одновременное воздействие на интеллект, чувства и волю дошкольников и школьников.
Высокая человечность в общении, преданность своему Отечеству, трудолюбие, увлеченность добыванием новых знаний, законопослушание и другие качества, в которых находит выражение отношения к основным ценностям жизни, формируются у молодежи г.Козьмодемъянска заметно успешно еще и потому, что каждое направление воспитания ведет не только большой профессионал-мастер, но и подлинный энтузиаст своего дела, а как известно, зажигает только тот, кто сам горит. Ну и, конечно, немаловажное значение имеет ставший правилом коллективный анализ достижений и неудач, осуществляемый очень творчески под руководством С. Н. Сивкова.
Показателем плодоносности усилий коллективов, возглавляемых В. А. Караковским и С. Н. Сивковым, является то, что многие воспитанники после окончания школы пытаются, грубо говоря, как сейчас модно, не «зашибать деньгу» любой ценой, а выбирают дороги в соответствии со своим признанием и всеми своими поступками убеждают, что истинные ценности жизни и культуры стали их ценностями.
Таким образом, названные с большим духовным подъемом работающие коллективы в неблагоприятных социальных условиях успешно реализуют цель, которая стоит перед любым педагогом: в результате их творческих усилий воспитание перерастет в самовоспитание.
Проблема управления развитием отношений личности чрезвычайно сложна. Она предполагает органично тесное взаимодействие ученых, представляющих большинство
областей психологии, педагогики и методистов воспитания. Вместе с тем для всех исследователей, которые понимают, что без духовно богатого и нравственно здорового молодого поколения России не будет, дело их гражданской и профессиональной совести осуществить теоретическое освещение названной проблемы и довести его до уровня возможности разработки эффективной технологии формирования в ценностном смысле содержательных по форме выражения действенных отношений в условиях, когда цель воспитания нравственно здоровой личности государством, мягко говоря, в России забыта.
Автор статьи понимает, что он лишь прикоснулся к архиактуальной проблеме, которой посвящена статья. Однако он надеется, что найдутся ученые и разделяющие их взгляды практики, которые решат поставленную в статье задачу действительно успешно.