Взаимодействие в разговоре
(интерактивная сторона общения)
Плоскость взаимопонимания — идеальное поле битвы.
С. Е. Леи,
9 Заказ № 725
Анализ интерактивной стороны общения представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения—перцептивной, коммуникативной и интерактивной возможно только как прием анализа, нельзя, как ни старайся, выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия, или «чистое» восприятие. Как познание другого в общении, так и воздействие — всегда действие, причем одно без другого не может существовать. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от «целого», то вычленение «отдельного» взаимодействия практически невозможно.
Действие — главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: «он на меня давил, но я не поддался»; «он подстроился под меня»;
«борьба между нами привела к поражению такого-то»; «он нанес мне удар»; «мы топтались на одном месте» и т. д. и т. п. Между тем речь идет об общении, а не о чем-либо другом; и то, что оно передается такими фразами, обычно не приукрашивание, а главный смысл, который увидели партнеры в общении.
Если вспомнить или представить себе какой-нибудь реальный разговор, спор, беседу, то их всегда можно увидеть как моментальный снимок, зафиксировавший главное направление усилий партнеров. Иногда кажется, что происходит борьба — направления противоположны, каждый хочет победить, и идет упорная схватка. Бывают случаи разнонаправлен-ности, но это не борьба, а «растаскивание» в процессе общения - - каждый тянет в свою сторону. Отмечаются ситуации, когда действия партнеров неравны по силе или направлены на изменение порядка соподчинения — один «давит» сверху, другой—«снизу» и т. п. Возможны также ситуации, когда партнеры друг другом управляют—дергают за невидимые ниточки и вызывают желаемые реакции.
Можно представить себе и действия партнеров «заодно» и еще множество самых разнообразных вариантов.
В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает и мы отстаиваем себя, в другом, что он нам льстит, в третьем, что он нас куда-то толкает. Очевидно, что такое восприятие поведения партнера нельзя вывести ни из каких-то его внешних признаков, ни из его слов. За одними и темиже словами могут стоять разные действия. Между тем, общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос, «что он делает?», и наше поведение строится исходя из полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?
Представим себе такое происшествие. В некоторой пока неизвестной для нас ситуации Георгий Петрович, наш старый знакомый, говорит Михаилу Ивановичу: «У вас, Михаил Иванович, в голове помойка!». На это Михаил Иванович отвечает:
«Я, действительно, очень устал. Да и вы, наверное, тоже. Пора отдохнуть — пойдемте обедать». Попробуем ответить на такой вопрос: «Почему Михаил Иванович сказал то, что он сказал?»
Подобный вопрос для нас — сторонних наблюдателей — совершенно естествен. Фраза «У вас в голове помойка» вырвана из контекста, и понять стоящее за ней действие очень трудно. Ведь ответ Михаила Ивановича, с одной стороны, является для него следствием его понимания общей ситуации, элементом которой было высказывание Георгия Петровича. Из контекста он понял, «что делает» Георгий Петрович, и ответил в соответствии со своим видением ситуации. С другой стороны, ответ Михаила Ивановича является еще и развитием ситуации, именно после этого можно сказать, как она будет развиваться. Поэтому ответ на вопрос, почему Михаил Иванович сказал то, что сказал, одновременно даст нам и диагноз смысла действия Георгия Петровича, и прогноз дальнейшего развития взаимодействия между коллегами. •
Исходя из собственного опыта общения, мы понимаем, что ответ Михаила Ивановича — не единственно возможный, так как понять смысл фразы Георгия Петровича можно по-разному. Что он означает?
Теоретически можно предположить довольно много, вариантов. Может быть это преднамеренное оскорбление с целью вывести партнера из душевного равновесия. Это может быть и невинная шутка. Возможно, таким образом человек «разряжается», дает выход накопившемуся напряжению, усталости. Вполне вероятно, что это констатация факта, необходимая для дальнейшего общения. Возможно, это провокация. Навер-
ное, можно предложить еще варианты — все зависит от того, в какой ситуации это быдо сказано. Если в ходе веселого иронического разговора, то это шутка, и можно в ответ засмеяться, а можно и пошутить, что «мы академиев не кончали, где уж нам уж...».
Если фраза была сказана в русле «выяснения отношений», то можно воспринять ее как удар по самолюбию и ответить в стиле: «Сам дурак!». Если же эти слова были произнесены в ситуации, когда спокойно обсуждались какие-то деловые вопросы и «помойка» может быть воспринята как невеселая констатация: Михаил Иванович и взаправду никак не может в чем-то разобраться, то можно и согласиться: «И еще какая, к моему глубокому сожалению». Очень важно, что каждый из этих ответов приведет к тому, что ситуация и ее дальнейшее развитие станет более определенным, оформленным. Например, если в ситуации подтрунивания ответное действие— шутка, то этим подчеркнуто, что фраза воспринята не как оскорбление, шутливый разговор будет продолжен, а если ответное действие — обида, то ситуация изменится. Каждое действие как бы доопределяет, формирует ситуацию.
Исходя из реального ответа Михаила Ивановича, можно предстарить себе такой «контекст». Перед этим была долгая и трудная работа, Михаил Иванович знает, что коллега вконец издерган, а он тут еще неудачно влез со своим вопросом, слова Георгия Петровича им восприняты как сброс напряжения, действие, не направленное на него, и поэтому Михаил Иванович не смеется, не обижается, а старается показать свое
сочувствие, понимание состояния коллеги.
В таком случае ответ Михаила Ивановича — закономерная реакция на его понимание ситуации, и значит, он это сказал потому, что «так» увидел смысл действия Георгия Петровича.
Вместе с тем ответ Михаила Ивановича определенным образом оформил ситуацию — она не превратилась в скандал, в выяснение взаимных обид, во что-нибудь еще, а сформировалась как ситуация взаимопонимания. Значит, он
'это сказал и потому, что такая ситуация его больше устраивала. И
'когда Михаил Иванович придет вечером домой, у него не будет повода быть недовольным собой и партнером или думать, что он «сделал что-то не так».
Между тем очень часто, столкнувшись с какими-то трудностями в общении, мы думаем, что делали что-то неправильно. И, очевид-
но, нужно уметь проанализировать причину неудачи, а значит, проанализировать действия.
Представим себе другое развитие событий: Михаил Иванович воспринимает высказывание Георгия Петровича как оскорбление и бросается защищать себя, доказывая, что у него в голове совсем не помойка, а, наоборот, умные мысли. Происходит это в ситуации публичного спора по очень важному для обоих деловому вопросу. В результате разговор «переходит на личности» и прекращается в силу того, что партнеры уже не могут спокойно видеть друг друга.
Михаил Иванович приходит домой в плохом настроении. Он недоволен партнером, исходом спора и понимает, что где-то совершил ошибку. Проанализировав ситуацию, он решает, что ошибка состояла в том, что, услышав про «помойку», он позволил себе оскорбиться и, мало того, начал защищать себя. Теперь он представляет себе ситуацию следующим образом, они спорили, и он начал «выигрывать», причем дело происходило в присутствии свидетелей. Георгий Петрович оказался в невыгодной ситуации и содержанием его действия было не оскорбление Михаила Ивановича, а провокация: он попытался изменить ситуацию—заставить Михаила Ивановича перейти от обсуждения содержательных аргументов к защите себя.
Здесь Михаил Иванович видит свою первую ошибку — он неправильно интерпретировал действия партнера, не понял его. А ведь он знает, что Георгий Петрович в общем его уважает, обычно очень вежлив и тактичен. Но он все-таки оскорбился и потом сделал ошибку, «перейдя на личности». Этим он сформировал ситуацию как «выяснение отношений», а ведь главное было убедить присутствующих в своей правоте. Он вполне мог бы поступить по-другому, «не заметить» этой реплики и продолжать содержательный разговор и, возможно,' он добился бы своей цели, не испортив при этом отношения с коллегой. Естественно, что Михаил Иванович недоволен.
Итак, смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне контекста, вне ситуации. На фоне разного контекста оно будет выглядеть по-разному. (Причем важно помнить, что существует не только контекст конкретной ситуации, но и более широкий, который также помогает понять смысл происходящего). Вернувшись к нашему примеру, можно увидеть, что, если Георгий Петрович вспыльчивый человек — это одно, если холодный и расчетливый—другое. А если слова насчет помойки — просто его любимое и часто употребляемое выражение, то за ними вообще может не быть никакого действия.
Поэтому для понимания взаимодействия в общении важно не только понимать ситуацию, но и уметь соотносить действия и ситуацию. Каж-
дое действие—это и результат понимания ситуации, иееразвитие в определенном направлении. При этом очевидно, что одна и та же ситуация может быть по-разному «прочтена» партнерами и соответственно их действия в одной и той же ситуации могут быть различными. Мало того, они могут быть правильными и неправильными, единственно возможными или быть одним из возможных вариантов. Следовательно, чтобы проанализировать свои действия в общении, оценить их адекватность ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы.
Как соотнести ситуацию и действия?
Как выбирать «правильные» действия?
ПОЗИЦИЯ В ОБЩЕНИИ
Мы действуем лучше, нежели мыслим. Вовенарг
Одним из возможных способов понимания ситуации общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание действий в общении как своих, так и партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. Действительно, каждый замечал, что в любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет то, какой относительный статус у партнеров (не постоянный социальный статус, а статус «здесь и сейчас» в общении). Очень важно, кто в данный момент «наверху», а кто «внизу», кто ведущий в данном общении, а кто ведомый, и т. п.
Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле транзактного анализа — направления, которое в последние десятилетия завоевало огромную популярность во всем мире. Достаточно оказать, что книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди» [130- 12] Т. Харриса «Я—0'кей—Ты—О'кей» [146] и М. Джеймс и Д. Джонджевал «Родиться, чтобы победить» [151], посвященные теории и практике транзактного анализа, расходились миллионными тиражами. Пожалуй, основой такой огромной популярности этого направления в социальной психологии общения послужила его понятность, кажущаяся очевидность и открытость для неспециалистов, не говоря уже о том, что обучение общению с применением транзактного анализа действительно улучшает умения и успешность людей во взаимодействии.
Можно сказать, что главным предположением транзактного анализа, не всегда явно выраженным, служит предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на
изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении, — некоего межличностного, внутриобщенческого статуса.
Существует несколько вариантов к определению этих позиций. Например, английский психотерапевт Перлз выделяет две основных позиции в разговоре: хозяин положения и подчиненная сторона. Это именно ситуативные позиции, которые тем не менее имеют определенные устойчивые черты. Так, человек в позиции хозяина положения ведет себя более авторитарно, он «все знает лучше всех». Он требователен, часто прибегает к угрозам, запугиванию какими-то катастрофическими событиями: «Если ты этого не сделаешь — не буду тебя любить». Основной глагол — должен. Позиция подчиненной стороны также предполагает определенные стереотипы в поведении. В этой позиции человек требует защиты, он зависим, подчинен, лишен инициативы, власти. Типичные реплики: «я хотел как лучше»; «что я могу сделать, я совершенно забыл про твой день рождения». Эта позиция, несмотря на свою видимую зависимость и беспомощность, допускает гораздо больше маневров, чем позиция хозяина положения, и в общем очень выгодна.
Аналогичный подход к анализу взаимодействия с точки зрения позиций, занимаемых людьми в общении, связан с выделением таких межличностных позиций, как Преследователь, Жертва и Помощник.
Действительно, мы вполне можем представить себе понятные и оправданные в различных жизненных ситуациях роли Преследователя — человека, который устанавливает необходимые ограничения в поведении или следит за исполнением правил; Жертвы — человека, который может, например, выполнять какую-то работу, но ему не позволяют его религия, раса, пол; наконец, Помощника — человека, помогающего другому действовать более адекватно, удовлетворительно.
Однако когда эти роли используются (осознанно или неосознанно) в общении только как некие маски, с целью управления другим, когда партнер общается «в образе» Преследователя или Жертвы, тогда эти роли уже не так естественны и понятны, и требуется специальный анализ для учета их влияния в общении. В этом случае Преследователь — это тот, кто устанавливает необязательные, но необходимые ограничения в поведении других и наблюдает за выполнением правил, причем делает это жестко и явно. Жертва — это тот, кто создает видимость того, что он жертва, и Помощник—кто пытается помогать, но с целью установления зависимости от себя партнера, которому он «помогает».
В транзактном анализе предполагается, что практически все взаимодействия в общении состоят в использовании и динамике этих межличностных позиций.
В одной из книг по транзактному анализу [151] приводится следующий пример изменения позиций в общении, который очень хорошо иллюстрирует и широкую распространенность их использования, и те возможности, которые предоставляет их анализ. Итак, эпизод семейной жизни. Слева — позиции сторон, справа — реплики.
Сын (Преследователь) зло кричит матери Мать (Жертва} Отец (Помощник по отношению к матери и Преследователь по отношению к сыну) Сын (Жертва) в своей комнате |
— Ты же знаешь, что я ненавижу голубой цвет. И ты опять купила мне голубую рубашку!
— Тебе не угодишь, по-твоему, я никогда ничего не делаю правильно.
— Как ты можешь так разговаривать с матерью! Марш отсюда, останешься сегодня без обеда.
— То говорят, чтобы я был честным, а как только попробовал им сказать, что янелюблю, тут же заткнули мне рот. Попробуй им угоди!
Мать (Помощник, принеся сыну поднос с едой) Мать (Преследователь, вернувшись к отцу) Отец (Жертва) |
— Не говори отцу. Мы не должны так расстраиваться из-за к&кой-то рубашки.
— Джон, ты слишком жесток к сыну. Держу пари, чтоонсейчас сидит в своей комнате и злится на тебя.
— Но, дорогая, я только пытался помочь тебе, а ты меня ругаешь, как будто бы я тебя обидел.
Сын (Помощник) |
— Мама, я освободился. Вам помочь? Отец, наверное, устал.
В примере хорошо видно, что, фиксируя роли Преследователя, Жертвы и Помощника, гораздо легче разобраться в том, что происходит в разговоре, т. е. понять смысл именно действий, а не только слов.
Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном. В его теории транзактного анализа основными понятиями являются состояния Эго и транзакции. Под состояниями Эго Э. Берн понимает относительно независимые и обособленныево внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения, которые как бы дискретны и могут проявляться в поведении по от-
дельности. Таких обособленных комплексов установок и способов поведения Э. Берн выделяет три: Родитель, Взрослый и Ребенок. Родитель—это такое состояние Эго, чувства, установки и привычное поведение которого относится к роли Родителя. Состояние Взрослого обращено к реальной действительности, состояние Ребенка — актуализация 'комплекса установок и поведения, выработанного в детстве. Предполагается, что в любой момент каждый человек может быть либо Взрослым, либо Родителем, либо Ребенком, а конкретное состояние Эго, от которого ведется разговор, определяет позицию и статус человека в общении.
Важно, что согласно теории транзактного анализа Родитель, Взрослый и Ребенок—это не абстрактные конгломераты стилей поведения и реагирования, они основаны на вполне конкретных и значимых воспоминаниях, имеющихся у каждого человека, которые далеко не всегда можно произвольно припомнить, но которые все-таки есть и оказывают ощутимое влияние на поведение человека. Поэтому мой Родитель — это не только обобщенная позиция, но и конкретные личные воспоминания о том, как реагировали моя мать или мой отец на подобную ситуацию — я как бы перенял их стиль поведения. Мой Ребенок—это не вообще Ребенок, а я сам в детстве
в такой ситуации.
Таблица