Зрительный контроль за мячом и перемещение
• сразу после удара подающего принимающий игрок зрительно контролиру- ет полёт мяча, определяя:
- «мой – не мой»
- траекторию и предполагаемую точку приёма
• перемещается в эту точку, чтобы в момент приёма мяча траектория его полёта как бы упиралась в корпус принимающего
• при скорости полёта мяча с подачи у мужчин более чем 30 м/сек и време- ни самого полёта меньше 0,5 сек у принимающего нет времени на пере- мещения; приём таких подач,- «скоростных» и когда мяч летит в сторону от принимающего осуществляется за счёт правильного разворота «плат- формы приёма»
«ПЛАТФОРМА ПРИЁМА»
• для контакта с мячом формируется «платформа приёма»:
- вытянутые и сведённые в запястьях руки образуют треугольную «плат- форму приёма»
- очень важно, чтобы принимающие предплечья располагались в одной плоскости
- варианты соединения кистей и пальцев:
> кулак одной кисти обхватывается пальцами другой руки (наиболее практичный и распространённый способ)
> ладонь – на – ладонь
> пальцы одной кисти скрещиваются с пальцами другой
• точка касания мяча – «манжеты»; нижняя часть предплечий
• когда формируется «платформа»? Когда игрок находится в исходной по- зиции (то есть заранее, до касания мяча) или в самый последний момент перед контактом с мячом?
На этот счёт существуют разные точки зрения. Быть может, есть компромисс:
- при очень сильной подачей в прыжке платформу можно делать заранее
- при всех других способах подачи платформу правильнее формировать непо- средственно перед обработкой мяча
КОНТАКТ С МЯЧОМ
• в момент касания мяча желательно, чтобы все перемещения принимаю- щего игрока были закончены
• вплоть до момента касания необходим зрительный контроль за мячом (это требование совершенно необходимо при:
приёме планирующей подачи в игре детских и женских команд, когда время полёта мяча и время движения игрока на выполнение приёма – одного порядка (0,8 -1,2 сек)
• для выигрыша времени и для облегчения зрительного контроля само каса-
ние мяча должен происходить как можно дальше от корпуса игрока и как можно ниже к поверхности поля
• при сильной и/или сложной подаче не должно быть встречного движения предплечий (принимающей платформы) на мяч; «платформу» надо как бы просто подставить (развернуть) для отскока мяча в нужном направлении
2. Обучающее взаимодействие тренер – игрок(прямая и обратная связь)
тренерские ключи | указания тренера | самокоманды игрока |
1) исходная позиция в своей зоне внимание на подающем игроке «танец на месте» | ГОТОВНОСТЬ! | ТАНЦУЮ! |
2) зрительный контроль за мячом! определение траектории и перемеще- ние в точку приёма | СМОТРЕТЬ НА МЯЧ! | ТОЛЬКО МЯЧ |
3) формирование плат- формы | ДАЙ ПЛОСКОСТЬ! | РУКИ ВМЕСТЕ И РОВНО! |
4) до момента касания - зрительный контроль за мячом платформу – дальше от корпуса и ниже к полу только под- ставить без встречного движения | ТОЛЬКО ПОДСТАВИТЬ! | И…АП! |
3.Мнения специалистов:
«Волейбол. Шаги к успеху. Практическое руководство для начинающих». Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон.
Стр.11: «Перемещаясь по площадке, не соединяйте ладони. Сводите их лишь за мгновенье до касания мяча»
Стр. 14 Подготовка Выполнение
«8. Руки параллельны бёдрам» «3. Руки не двигаются»
«9. Спина – прямая» «5. Мяч надо принимать так, чтобы он был подальше от корпуса»
«10. Глаза следят за траекторией мяча «8. Неотрывно следите за мячом
во время контакта с ним»
«Coaching Volleyball Successfully» William J. Neville
Стр. 20: «Главные принципы»
Когда тренер обучает приёму снизу двумя руками, надо помнить следующие принципы:
• игрок должен быть в месте приёма мяча в контролируемой и сбалансиро- ванной позиции до прилёта мяча
• точка касания мяча предплечьями должна быть как можно дальше от бё- дер игрока
• траектория отскока мяча контролируется разворотом предплечий
«Power Volleyball»
Dr. Arie Selenger & Joan Ackermann-Blount
Стр. 45: «Во время перемещений глаза игрока должны фокусироваться на мяче»
«Сoaches Manual», CVA Ph.D. J. Pierre Baudin
Cтр. 32: «До контакта с мячом игрок должен вытянуть руки и кисти, чтобы создать плоскую поверхность приёма от запястий до локтей»
«При приёме быстро летящих мячей игрок не должен делать встречного движе- ния руками; движением рук назад по направлению траектории мяча он должен как бы частично поглотить скорость полёта мяча»
«Volleyball Coach’s Survival Guide» Sue Gozansky
Стр. 52: «Используйте доску (поднос) для резки хлеба при обучении приёма снизу.
Доска выполняет роль принимающей платформы и помогает игроку подставлять руки под нужным углом для отскока мяча в желаемом на- правлении»
4.Типичные ошибки:
• Нет зрительного контроля вплоть до касания мяча предплечьями, что ве- дёт к «срыву» приёма (попадание мяча в одну руку, непредвиденный от- скок мяча и др.)
• Встречное (ударное) движение «принимающей платформы», что ведёт к перелёту мяча на сторону противника
• При приёме мяча сбоку «принимающая платформа» остаётся параллель- ной поверхности игрового поля вместо того, развернуться под нужным углом
Б. ИГРА В ЗАЩИТЕ (ПРИЁМ УДАРОВ)
Несмотря на то, что очки добываются подачей – блоком – нападением, игра в за- щите (приём нападающих ударов) - очень важный элемент обороны команды. Счёт 23:24 – для подающей команды шанс сравнять счёт - это очко с подачи или на блоке, что весьма сложно сделать в такой ситуации, или «вытащить» мяч в защите и доиграть его.
Успешные защитные действия имеют и большой психологический эффект:
- 2-3 «вытащенных мертвых мяча» создают эмоциональный подъём у всей команды и могут внести перелом в ход игры
- 2-3 «вытащенных» подряд сильных ударов могут «сломать» нападающего
- самоотверженная игра в защите создаёт особую эмоциональную атмосфе- ру в зале – зрители захвачены борьбой и становятся как бы участниками самой игры.
В защите должны играть все игроки команды (представим, что в приведённом примере при счёте 23:24 подаёт центральный блокирующий – так ведь он тоже должен уметь принять удар противника!).
Основные функции защитных действий:
«прямой» (в обвод блока) удар - только поднять
обман нападающего - поднять/направить связующему рикошет от блока и от первого
касания в защите, отскок от сетки - сохранить для продолжения игры далеко уходящие за игровое поле
мячи, включая последнее касание - вернуть в игру
Разные игровые задачи решаются разными (иногда совершенно необычными) техническими действиями игрока, например: игра ногой; ладонь, просунутая между мячом и поверхностью площадки и т.п.
Попытка разобрать все эти вариации не представляется возможной и вряд ли це- лесообразна. В данной статье внимание сосредоточено на приёме нападающих ударов двумя руками снизу.
1.Исполнение приёма нападающих ударов
ГОТОВНОСТЬ
• в зависимости от:
- тактического построения игры команды в обороне
- от конкретной игровой ситуации игроки обязаны защищать только вполне определённую зону
• защитник (это относится к игрокам задней линии) занимает исходную по- зицию в этой зоне как можно раньше и «читает» развитие атаки противни- ка и своего блока
• защитник предвидит (упреждает) действия бьющего игрока противника (научно это называется anticipation – предчувствие); это требование – ис- ключительно важное для качественного приёма ударов, так как время по- лёта мяча (0,3-0,4 сек) меньше времени на реакцию и начало движения защитника (0,5-0,6 сек)
• как только нападающий прыгает на удар – защитник «садится» в предпо- лагаемом месте обработки мяча:
низкая стойка
голова поднята, спина прямая платформа приёма готова
глаза фокусируются на замахе нападающего (на бьющей руке), а после удара – на мяче
ОБРАБОТКА МЯЧА
• после удара защитник мгновенно определяет траекторию полёта мяча и точку контакта
• насколько это возможно – крайне желательно сохранить зрительный кон- троль за мячом вплоть до касания
• никакого встречного движения принимающей платформы на мяч – только
«подставка» для отскока мяча
• «поглощение» скорости полёта мяча достигается отведением принимаю- щей платформы и/или небольшим разведением предплечий наружу
• точка контакта с мячом – чем ниже к полу, тем лучше - чем дальше от кор- пуса, тем лучше
• если мяч летит в сторону от защитника, у него нет времени, чтобы «за- вести» корпус под мяч; приём осуществляется разворотом платформы (если позволяет время, возможно «отступление» одноимённой ноги, но ни в коем случае – движение навстречу мячу)
2.Обучающее взаимодействие тренер – игрок(прямая и обратная связь)
тренерские ключи | указания тренера | самоприказы игрока |
1) * исходная позиция – в своей зоне * «чтение» нападающего и своего блока * «сидеть» в момент удара * платформа готова | ЧИТАЙ ИГРУ! | ТАЩУ ЛЮБОЙ! |
2) * зрительный кон- троль за мячом * платформу – ниже к полу, дальше от корпуса и только подставить | ТОЛЬКО ПОДСТАВИТЬ! | И… АП ! |
3.Мнение специалистов:
“Load in Volleyball”, FIVB Coaches Symposium, 1995
Joop Alberda, тренер сборной Голландии – Олимпийского чемпиона 1996 года Стр. 114: «Игра защитника в волейболе – это игра вратаря. Защитник должен лишь занять правильную позицию и ждать, когда мяч прилетит к нему»
«Волейбол. Шаги к успеху. Практическое руководство для начинающих» Барабара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон
Стр.72: «Принимая мяч предплечьями, игрок должен дать ему опуститься как можно ниже, чтобы увеличить время до касания мяча»
“Coaches Manual, Level 4, CVA. Защита на задней линии» Frank Enns
Стр. 5-2: «Индивидуальное мастерство современной техники приёма ударов включает:
2 3. высокоразвитое уменье «поглощать» скорость полёта мяча
3 5. способность защитника быстро и правильно «читать» игру и предсказывать её развитие
“Power Volleyball”Arie Selenger
Стр. 207: «Игрок должен видеть мяч из-за своего блока. Чем лучше зрительный контроль за мячом, тем большим временем реакции будет располагать защит- ник»
Стр. 211: «Игрок должен стараться всегда обрабатывать мяч как можно ближе к поверхности площадки»
Стр.212: «Смягчение приёма сильных ударов достигается расслаблением мышц плечевого пояса».
4.Типичные ошибки:
• плохое «чтение» действий нападающего (скрытого иногда своим блоком)
• опоздание с занятием исходной позиции и движение в момент удара
• плохой зрительный контроль за мячом
• активное ударное движение предплечий навстречу мячу