Психическое развитие как развитие интеллекта
Пиаже выделяет три главных периода развития:
I. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).
П. Конкретно-операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5-2 лет до 11 лет).
III. Формально-операциональный интеллект (с 11-12 до 14-15 лет).
Каждую стадию Ж. Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и особенностей, которые будут сняты на следующей стадии) (таблица 13).
Таблица 13
Периоды развития интеллекта в теории Ж. Пиаже
Период | Подпериод | Стадии | Возраст |
Сенсомоторный интеллект | А. Центрация на собственном теле | 1. Упражнение рефлексов. Рефлекс сосания изменяется после упражнений. Лучше сосет грудь, соску, свои пальцы, предметы. 2. Первые навыки и первые круговые реакции. Поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. Сосредоточен на собственных действиях. В основе навыка – повторяющиеся действия. 3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции. Ребенок встряхивает погремушку. Он сосредоточен на изменениях звука, вызванные его действием. Желание продлить интересное. | 0-1 мес. 1-4-5 мес. 4-5-8-9 мес. |
В. Объективация практического интеллекта | 4. Разделение средств и цели. Начало практического интеллекта. Дима случайно просунул погремушку сквозь прутья кроватки, уронил – новое впечатление. Он его повторяет и закрепляет в новую схему действия. 5. Разделение схемы действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств для достижения цели. Ребенок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть, к каким результатам это приведет. Он активно исследует. 6. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путем дедукции. После проб и ошибок ребенок комбинирует действия, приходит к правильному решению. Катя держит в одной руке мяч, а в другой куклу. Подходя к двери, кладет их на стол. Заметив, что дверь их задевает, перекладывает их на другое место. | 8-9 до 11-12 мес. 11-12 до 18 мес. 18 до 24 мес. | |
Конкретные операции | А. Дооперационный интеллект: Не способны к доказательству, рассуждению. В. Конкретные операции. Рассуждают, доказывают с опорой на наглядность. | 1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия. 2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие. 3. Интуитивное мышление, опярающееся на более расчлененное представление. 4. Простые операции (классификация, сериация, соотвествие). 5. Система операций (система координат, проективные понятия). | 2-4 г. 4-6 лет 6-8 лет 8-10 лет 9-12 лет |
Формальные операции | А. Становление нормальных операций. | 1. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика. Освобождение от конкретной привязанности у объектам. Формируются научные понятия. 2. Структура «решетки» и группа четырех трансформаций (I,N,R,C); I-прямая операция N-обратная операция R-операция реципроктности C-коррелятивная операция | 12-14 лет 13-14 лет |
Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов - ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция и аккомодация - противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении.
Таблица 14
Ассимиляция и аккомодация в теории Ж. Пиаже
Ассимиляция | Аккомодация | |
В биологии | Процесс поглощения и усвоения организмом элементов | Процесс подстройки живого организма к окружающим условиям |
По Ж. Пиаже | Стремление изменить новую задачу и подчинить ее уже имеющейся у ребенка | Процесс изменения готовых схем действия так, чтобы можно было применять к новой задаче |
Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации обеспечивает наиболее эффективную адаптацию, но это состояние всегда лишь приблизительное и временное, которое вновь сменяется нарушением равновесия.
Таблица 15
Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже